Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:31, доклад
Вернемся к товарному производству. Исторически существовали два типа товарного производства - простое и капиталистическое. Первый был реальностью в рамках рабовладельческого, феодального и азиатского способов производства, сохранился, хотя и изменил свою роль, в условиях капиталистического способа производства. Данный тип товарного производства достаточно легко “уживается” с любыми экономическими отношениями и в любых общественных экономических системах, включая и такие экзотические для мировой экономической системы, как социалистическое хозяйство. Его главная отличительная особенность состоит в том, что в такой ситуации собственник средств производства одновременно является и работником.
Причины возникновения, сущность и эволюция товарного производства.
Условиями возникновения товарного производства являются: общественное разделение труда и специализация производства, которые обусловливают специализацию производителей на изготовлении отдельных видов продукции или осуществления ими определенной производственной деятельности. Это делает возможным и необходимым обмен между производителями; ограниченность совокупных производственных ресурсов и материальных благ, потребляемых (их относительная редкость). Как отмечает П. Самуельсон в книге «Экономика»: «Вопрос: что, как и для кого производить - не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены. Если бы можно было производить любой товар в неограниченном количестве, чтобы полностью удовлетворить человеческие потребности, не имел бы большого значения тот факт, что один товар произведен в слишком большом количестве. Тогда не имело бы значение и нерациональное сочетание труда и материалов, поскольку каждый мог бы иметь все блага в нужном количестве, не имело бы значение и то, как распределяются товары и доходы между различными индивидуума и семьями. Тогда не существовало бы относительно редких экономических благ и не было бы потребности в изучении экономической теории или в том, чтобы «экономить». Все товары были бы бесплатным, как воздух »; экономическая обособленность производителей, которая оказывается в собственности последних на продукты труда, которые становятся товарами.
Обменять можно только то, что является собственностью. Каждый товаропроизводитель, вступая в отношения обмена, преследует собственные интересы - не только получить новую потребительскую стоимость, но и чтобы воплощена в ней работа была не меньшей по стоимости, чем продукт. Именно это является стимулом для повышения производительности труда каждого товаропроизводителя.
Вернемся к товарному производству. Исторически существовали два типа товарного производства - простое и капиталистическое. Первый был реальностью в рамках рабовладельческого, феодального и азиатского способов производства, сохранился, хотя и изменил свою роль, в условиях капиталистического способа производства. Данный тип товарного производства достаточно легко “уживается” с любыми экономическими отношениями и в любых общественных экономических системах, включая и такие экзотические для мировой экономической системы, как социалистическое хозяйство. Его главная отличительная особенность состоит в том, что в такой ситуации собственник средств производства одновременно является и работником.
Товар и его свойства: потребительная стоимость и стоимость.
Центральной категорией товарного производства является товар. Следует четко различать содержание категорий "благо", "продукт", "товар".
Прежде всего, товар нельзя отождествлять с благами, которые выступают как желаемые вещи, удовлетворяющие человеческие потребности. Во-первых, не все блага являются товарами, хотя в условиях рыночного хозяйства большая часть благ становится товаром. Во-вторых, если благо не является продуктом труда – это не товар. В-третьих; если блага не удовлетворяют потребности и никому не нужны – это тоже не товар. В-четвертых, когда благо создано для потребления внутри хозяйства, а не для обмена – оно также не является товаром. Таким образом, товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена в целях удовлетворения потребностей людей.
От продукта товар принципиально отличается тем, что его путь от производства к потреблению обязательно пролегает через рынок. Товар – продукт труда, изготовленный не для собственного потребления, а с целью обмена на другие продукты. В этом смысле в качестве товара выступают и услуги, но они имеют специфику: не имеют материальной формы, их нельзя непосредственно накопить, потребить их можно только в момент производства.
Продукт становится товаром не в силу естественных свойств, его делают товаром общественные свойства (потребительная стоимость; общественный труд, воплощенный в товаре; способность обмениваться на другие продукты).
Рассматривая свойства товаров, следует учитывать соотношение категорий "ценность", "стоимость", "полезность".
Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления.
Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом). Товар должен иметь не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, когда он призван удовлетворять потребности не самого производителя, а других членов общества, к которым поступает в процессе обмена. Значение потребительной стоимости заключается в том, что она составляет вещественное содержание богатства любого общества. С потребительной стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение которых возрастает в современных условиях.
Меновая стоимость – это свойство товара обмениваться в определенных пропорциях на другие товары.
Производительность труда - это количество единиц продукции, созданной в единицу времени. Чем выше производительность труда, тем меньше стоимость товара.
На рост производительности труда в целом влияют следующие факторы: 1) внедрение более совершенной техники; 2) внедрение более совершенной технологии; 3) совершенствование мастерства рабочей силы; 4) рост интенсивности труда; 5) вовлечение в экономический оборот более плодородных земель и более богатых месторождений природных ископаемых.
Закон возрастающих альтернативных издержек - закон, отражающий взаимосвязь между возрастанием производства одного продукта за счет сокращения другого. В условиях ограниченности одного из ресурсов и сокращающейся доходности, когда общество находится на границе производственных возможностей, для того, чтобы увеличить производство одного из благ, придется сокращать производство другого во все возрастающем размере.
Кривая производственных возможностей демонстрирует, что увеличение производства одного блага возможно только за счет одновременного уменьшения производства другого блага. Содержание проблемы выбора заключается в том, что если экономический ресурс, используемый для удовлетворения потребностей общества ограничен, то всегда существует возможность альтернативного его применения. То, от чего общество отказывается, называется вмененными (скрытыми или альтернативными) издержками достижения выбранного результата. Сравним точки С и D. Выбрав точку С, общество предпочтет производство большего количества блага Y (Yc) и меньшего количества блага X (ХC), чем выбрав точку D и производя блага Y — YD, а блага X — XD. При переходе из точки С в точку D общество получит дополнительно некоторое количество блага X (ΔХ= ХD - Хс), пожертвовав пая этого некоторым количеством блага Y(ΔY= YC - YD). Альтернативные издержки любого блага — количество другого блага, которым надо пожертвовать, чтобы получить дополнительную единицу данного блага.
Кривая производственных возможностей является вогнутой от точки начала координат, демонстрируя, что наращивание производства одного блага сопровождается все большим сокращением производства другого блага. На основе этих наблюдений можно сформулировать закон возрастающих альтернативных издержек: в экономике полной занятости при увеличении производства одного блага на единицу приходится жертвовать все большим количеством другого блага. Иными словами, производство каждой дополнительной единицы блага Y связано для общества с потерей все большего количества блага X. Действие закона возрастающих альтернативных издержек объясняется спецификой используемых ресурсов. В производстве альтернативных товаров используются как универсальные, так и специализированные ресурсы. Они различаются по качеству и не полностью взаимозаменяемы. Рационально действующий экономический субъект сначала вовлечет в производство наиболее пригодные, а потому и наиболее эффективные ресурсы и только после их истощения — менее пригодные. Поэтому при производстве дополнительной единицы одного блага первоначально используются универсальные ресурсы, а затем в производство вовлекаются специфические, менее эффективные ресурсы, которые могут быть использованы только частично. Кроме того, при производстве альтернативных товаров существенно различаются нормы расхода одних и тех же материалов. В условиях ограниченности и отсутствия взаимозаменяемости ресурсов альтернативные издержки будут расти по мере расширения производства альтернативного блага. Если бы любая единица ресурсов была бы одинаково пригодна для производства альтернативных товаров, то кривая производственных возможностей была бы прямой линией.
Общая полезность есть совокупное удовлетворение, получаемое в результате потребления данного количества товара или услуг за данное время.
С ростом количества блага, которым располагает потребитель, растет общая полезность, но при этом темп увеличения общей полезности замедляется (рисунок 21.1). Если благо, удовлетворяющее потребность в еде (т.е. пищу), разделить на три части, первую часть условно обозначить 10 ед., то при добавлении второй части полезность увеличится до 18, на не до 20 ед., так как интенсивность удовлетворения потребности уменьшается (ведь 10 ед. уже потреблены и чувство голода уже не такое острое). После третьей части полезность увеличится уже до 24 ед. и т.д. Добавление последующих частей в конечном итоге приведет к достижению определенного пика, после которого общая полезнсть начнет убывать.
По горизонтали откладываем количество блага, по вертикали — общую полезность блага. Точка max показывает пик насыщения потребности.
График общей полезности показывает, что если сначала общая полезность блага растет, то после точки max она убывает.
Предельная полезность MU — это дополнительная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени.
яблоки | полезность (TU) | предельная полезность (MU) |
1 | 10 | 10 |
2 | 14 | 4 |
3 | 16 | 2 |
Закон убывающей предельной полезности
Кривая предельной полезности (рисунок 21.2) показывает, что полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает, поскольку растет степень удовлетворения потребителей. Если предельная полезность равна нулю, следовательно, данное благо существует в количестве, которое может полностью удовлетворить данную потребность.
Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного товара как известно как название закона убывающей предельной полезности. Чем больше потребление блага, тем меньше прирост полезности, получаемый от единичного приращения потребления этого блага (Если последовательное потребление какого-либо блага постепенно приводит человека к состоянию насыщения, то дополнительная полезность от использования одной дополнительной единицы данного блага начинает сокращаться). Это первый закон Госсена.
Суть первого закона Госсена в том, что предельная полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы.
Кардиналисты, пытаясь вычислить предельную полезность, вводят условную единицу — ютиль, с помощью которой определяют степень удовлетворения потребности. Совокупную полезность любого количества блага любого блага можно определить путем суммирования показателей предельной полезности.
Если каждая последующая единица блага обладает все меньшей и меньшей предельной полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы блага лишь при условии снижения их цены.
Приобретая одни товары, потребители жертвуют потреблением других. Поэтому выбор потребителя в условиях рыночной экономики всегда связна не только с оценкой полезности потребляемых благ, но и с сопоставлением цен альтернативных товаров.
Эластичность спроса по цене
Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1%.
Для всех товаров, за исключением товаров Гиффена, коэффициент эластичности спроса по цене — является отрицательным.
Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен:
1. Неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1 процент на каждый один процент снижения его цены.
2. Увеличение приобретаемого товара больше чем на 1% и снижение его цены на 1%. Данный вариант характеризует понятие эластичности спроса.
3. Приобретаемое количество товара возрастает вдвое вследствии снижения его цены в два раза. Данная характеристика вводит понятие единичной эластичности.
Информация о работе Причины возникновения, сущность и эволюция товарного производства