Причины, виды и методы регулирования безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 22:36, реферат

Описание работы

Данная курсовая работа показывает, что полная занятость трудо-способного населения несовместима с идеей развития рыночного хозяй-ства, поэтому безработица является характерной чертой рыночной эко-номики. Я выбрала тему: «Причины, виды и методы регулирования безработицы в рыночной экономике», так как, думаю, что изучение факта не занятости трудоспособных граждан, поможет, может быть, по новому взглянуть на эту проблему.

Содержание

Введение______________________________________________________ с3

1 Понятие безработица и причины её образования_________________с4

2 Виды безработицы___________________________________________с12

3 Показатели безработицы_____________________________________ с17

4 Социально-экономические последствия безработицы_____________с18

5 Безработица в России:

5.1 Характеризующие факторы_________________________________ с21

5.2 Динамика и структура______________________________________с23

6Пути снижения безработицы, государственная политика занятости_____________________________________________________________с29

Заключение____________________________________________________с36

Использованная литература____________________________________ с38

Работа содержит 1 файл

Причины,виды и методы регулирования безработицы в рыночной экономике.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

      Некоторое облегчение может  принести, например, предоставление возможности  досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

      Создание  условий для роста  самозанятости. Смысл  такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

      Реализация  программ поддержки  молодых работников. Тяжелее всего  безработица ударяет  по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

      Для помощи молодежи могут  использоваться различные методы:

    1. экономическое стимулирование молодежной занятости;
    2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи
    3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.

      Список  программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

      Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.  

      Вот наиболее важные меры такого рода:

  • Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
  • Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.
  • Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
  • Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  • Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
  • Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
  • Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

      В   отношении  безработицы  государство  располагает  тремя  видами  политики:  социальной,  макроэкономической  и  в  сфере  занятости.

      Функция  социальной  политики    состоит  в  оказании  помощи  безработным   с  целью  поддержания  их  жизненного  уровня.

    Макроэкономическая политика  предполагает  использование    денежно- кредитных  и  бюджетно - налоговых   мер    для  сокращения  безработицы.

     Политика  в сфере занятости направлена   на  создание  новых рабочих мест,  системы  переподготовки  кадров,  центров  по  трудоустройству  и  т.д.

    Все методы   и меры, с помощью которых    государство воздействует  на  занятость  и  безработицу,  можно  разделить  на  две  группы: активные  и  пассивные.

    Активные  меры  нацелены  на  создание    дополнительных  рабочих  мест. К  числу   активных  мер  принадлежат,  во - первых,  кейнсианская  макроэкономическая  политика,    направленная  на    стимулирование   совокупного  спроса    за  счет  средств  госбюджета. Во- вторых,  организационные законодательные и финансовые   меры  государства,  которые включают:  организацию   системы    образования и производственно - технического  обучения    кадров  на  базе  служб  по  трудоустройству  и  предприятий;   регулирование   отраслевой  и  региональной    мобильности  кадров;  расширение  производства    товаров  и  услуг  за  счет  роста   государственных  субсидий;  осуществление    программ  общественных  работ  в  коммунальном  хозяйстве,  строительстве,  ремонтно - восстановительных  работах;  создание   рабочих  мест  для  молодежи;   субсидии  по  занятости  лиц,  нуждающихся  в  социальной  защите;  инвестирование  наиболее  перспективных   или  трудоемких  отраслей;  меры  по  сокращению   предложения  на  рынке труда;  стимулирование  самостоятельной  занятости  населения;  содействие в  развитии  мелкого  и  среднего  бизнеса.

      Пассивная  политика  занятости   включает  создание  системы  социального  страхование  и  материальной   помощи  безработным.  Система  социального  страхования   предусматривает  выплату  пособий  по  безработице  с  учетом  прежних  заработков,  система  материальной  помощи  направлена  на  обеспечение   безработному  прожиточного  минимума. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Заключение

           Наличие как макроэкономических, так и иных ограничений и препятствий оказывает сдерживающее влияние на сокращение безработицы и рост занятости даже в период экономического оживления. Надежды на автоматическое улучшение функционирования рынка труда при благоприятной макроэкономической динамике выглядит излишне оптимистично. На сегодняшний день нет оснований полагать, что проблема открытой безработицы может быть снята в ближайшие годы. Не исключено, что увеличение безработицы может происходить параллельно с позитивными переменами в ВВП и производительности на стадии подъема. Проблема “недозанятости”  останется актуальной. Ее объемы, а также скорость, с которой произойдет рационализация фонда рабочего времени, будут оказывать влияние как на темпы экономического оживления, так и на масштабы открытой безработицы. В случае, если произойдет изменение в распределении избыточной рабочей силы между безработными и “недозанятыми”, изменятся и акценты трудовой политики в сторону мер, направленных на возвращение потерявших работу к труду.В целом же, вопрос состоит не в том, каких позитивных перемен нужно ожидать на рынке труда, а в том, каким образом, использовать весьма ограниченные возможности для нейтрализации потенциальных факторов риска ухудшения занятости. Решающую роль здесь играет макроэкономическая политика. Учитывая, что состояние рынка труда, динамика безработицы будут оказывать все возрастающее влияние на экономическое оздоровление и его скорость, эта политика должна быть модифицирована.С точки зрения влияния на занятость эффективность макроэкономической политики должна определяться ее позитивным влиянием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъема и созданием новых рабочих мест для безработных граждан, а также тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Наличие многочисленных факторов, не связанных с макроэкономическими возможностями для занятости, может сделать бессмысленными попытки стабилизации положения на рынке труда за счет “чистых” экономических мер. По мере завершения перевода экономики из режима переходного периода к ее функционированию на собственной рыночной основе значение собственно политики на рынке труда будет возрастать. Результаты макроэкономических усилий будут находиться в ощутимой зависимости от эффективности трудовой политики. Повышение и поддержание “высокой способности к занятости” рабочей силы, а также поддержка благоприятной “рабочей среды”, позволяющей реализовать эту способность и сохранить уже имеющуюся занятость, в целом должно составлять ключевую задачу политики на рынке труда.

По  мере расширения открытой безработицы, в том  числе в связи  с оптимизацией фонда  рабочего времени, приведения численности работающих к величине “экономически заданного спроса”, будет усиливаться значение политики преодоления открытой безработицы. Ее базовая задача – повышение “способности к занятости” безработных граждан. Под повышением “способности к занятости” понимается снятие объективных препятствий (информационных, квалификационных, социальных, психологических и т.д.), мешающих безработным занять имеющиеся вакансии или генерируемые экономикой новые рабочие места. Основная цель – скорейшее возвращение искателей работы к активному труду, предотвращение их ухода в длительную безработицу. 
 
 
 
 
 
 

                           Использованная  литература

1.Рофе  А. И. и др. Рынок  труда, занятость  населения, экономика   ресурсов для труда: Учебное пособие / Рофе А. И., Збышко Б. Г., Ишин В. В.; Под ред. А.И. Рофе.- М.: «МИК», 1997.

2.Макконнелл  К. Р., Брю С.  Л. Экономикс в  2-х томах. - М.,1992.

3.А.С.Булатов  «Экономическая  теория» Экономист,  Москва,2003г.         

4.Бородянский  Э., Кузьмин В. «Реальный  путь противодействия безработице. » // Человек и труд. 1996. № 9.

5.Адамчук  В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика  и социология труда»,учебник для вузов.Москва:ЮНИТИ,1999г.

6. «Экономическя теория»под  редакцией Николаевой  И.П., учебник для  вузов.Москва:Финстатинформ,1997г.

7.Рощин  С.Ю., Разумова Т.О.  «Экономика труда»учебное  пособие. Москва: ИНФРА 2000г.

8.Иохин   В.Я. Экономическая   теория  -  М.: Юристъ,  2000г.

  9.Носова С.С.  Экономическая теория – М.:  «Владос»,  2000г.

Информация о работе Причины, виды и методы регулирования безработицы