Причины необходимости государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 20:51, реферат

Описание работы

В своей работе я хотела бы рассмотреть как теоретические цели государственного регулирования экономики любой страны, так и конкретные программы, предлагаемые Президентом и Правительством Республики Казахстан, по государственному регулированию различных сфер нашей жизни.

Содержание

Введение .......................................................................................................................1
Причины необходимости государственного регулирования экономики ...............2
Цели государственного регулирования экономики ..................................................3
Государственное регулирование в Республике Казахстан .......................................8
Границы эффективности государственного регулирования экономики ...............17
Заключение ..................................................................................................................18
Список использованной литературы .........................................................................20

Работа содержит 1 файл

Реферат будет2.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

 Значительное  загрязнение воздушного бассейна  городов республики происходит  от использования автомобильного  транспорта.     

 Для  предотвращения и ликвидации  отрицательного антропогенного  воздействия на окружающую природную среду, создания нормальной среды обитания человека необходима в первую очередь достоверная, объективная и своевременная оценка экологического состояния в стране. Только в этом случае возможно обоснованное принятие решений по регулированию качества природной среды. 
      Проблемы безопасности, имеющие глобальный социальный характер, наиболее ярко проявились в нефтеперерабатывающей отрасли. К началу 1999 года человечество сожгло около 90 млрд.т нефти. При этом следует отметить, что нефтеперерабатывающая промышленность использует в производстве невозобновляемые сырьевые источники, что приводит к дополнительному нагреву поверхности атмосферы Земли, развитию парникового эффекта, уменьшению озонового слоя, предохраняющего биосферу Земли от поступления дополнительной солнечной энергии. 
      Решение этой проблемы требует в первую очередь углубленной переработки сырья, что приведет к рациональному его использованию. А также в случае ратификации Республикой Казахстан Киотского протокола создание для страны возможности торговать квотами на выбросы парниковых газов, что в настоящее время вполне реально. 
      Водные ресурсы. Качественное состояние всех водных объектов республики остается неудовлетворительным. Основные загрязнения поступают в водные объекты со сбросами от предприятий нефтехимической, машиностроительной отраслей промышленности и цветной металлургии.      

 Учитывая  острую потребность соседних  государств в ресурсах, имеющихся  в Казахстане, и транзитный потенциал  страны, необходимо искать комплексное компромиссное решение проблемы использования трансграничных вод. 
      Воды рек поступают на территорию нашей страны уже загрязненными с территории Китая, Кыргызстана, Узбекистана. Ни одна из этих стран не присоединилась к Конвенции по трансграничному загрязнению водных ресурсов. Недостаточно эти вопросы отражаются и в двусторонних договорах с данными странами, в которые необходимо включать положения по совместному мониторингу и предотвращению загрязнения трансграничных водных ресурсов.     

 Возвратные  воды являются основным источником  загрязнения природных вод и  окружающей среды, утилизация  и очистка их не получили  пока решения. Объем возвратных  вод составляет около 4,0 куб.км, возвращаемый в водоисточники  не превышает 2,0 куб.км, остальной  сток рассеивается или теряется. 
      Для охраны и рационального использования водных ресурсов необходимо:

  • использование передовых зарубежных и отечественных технологий и опыта по очистке загрязненных вод, предотвращению истощения, засорения и загрязнения вод;
  • использование имеющегося хозяйственного потенциала, кадров, проектных и научных проработок;
  • ограничение темпов и объемов развития водоемких производств в остродефицитных по воде регионах;
  • повсеместное внедрение водосберегающих технологий, оборотных и замкнутых систем водопользования;
  • осуществление мер по снижению удельного водопотребления на единицу продукции в промышленности;
  • снижение эксплуатационных потерь воды в сфере водопользования; оснащение водохозяйственных систем современными средствами водоизмерения и водорегулирования;
  • разработка показателей использования вод и сбросов с жестким нормированием и последующим переходом от нормирования сбросов к их исключению. Строительство новых предприятий должно осуществляться с полным исключением сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.
 

      Управление отходами. Использование природных ресурсов регионов страны крайне неэффективно.      

 Практически  отсутствует система управления  отходами производства и потребления,  в том числе опасными и радиоактивными, несовершенство системы сбора, хранения, утилизации и переработки бытовых отходов приводит к загрязнению природной среды.      

 В  связи с этим требуется осуществить  мониторинг отходов производства  и потребления, оценить воздействие  захоронений вредных отходов на окружающую среду. 
      Необходимо активно внедрять ресурсо- и энергосберегающие технологии, стимулировать деятельность по переработке и использованию отходов. 
      Необходимы формирование и реализация программ экологической сертификации жизненного цикла продукции и совершенствования платежей. 
      Создание замкнутых технологических циклов с комплексным использованием сырья и отходов позволит производить конкурентоспособную продукцию, утилизировать ценные компоненты и одновременно уменьшить нагрузку на окружающую среду.

    8. Механизмы взаимоотношений  государства и  частного сектора

    Как отмечалось ранее, исходя из мирового опыта, основной упор при реализации Стратегии будет сделан на осуществление  инициатив по координации инвестиций и развитие делового сотрудничества. Финансовая поддержка будет оказываться только на принципах долевого (неконтрольного) участия через институты развития. При этом частный сектор, включая банки второго уровня, должен брать на себя основные риски. 
      Взаимоотношения государства с частным сектором будут основываться на принципах партнерства, равного доступа к государственной поддержке и транспарентности. Для установления и поддержки постоянного диалога между государством и частным сектором относительно обсуждения хода реализации Стратегии и выработки предложений для ее совершенствования на периодичной основе будут проводиться семинары, форумы и конференции. Организаторами этих мероприятий будут в первую очередь институты развития. 
      Государство будет также содействовать функционированию общественных объединений предпринимателей, являющихся посредником между государством и предпринимателями. 
      Функционирование государственных органов и институтов развития будет полностью нацелено на реализацию Стратегии и предоставление качественных услуг в пределах их компетенции.

    Выдержки  из «Государственной программы развития и поддержки малого предпринимательства  в Республике Казахстан  на 2004 – 2006 годы»:

    Цель: Совершенствование институциональных условий, направленных на формирование среднего класса, путем развития малого предпринимательства, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей  добавленной стоимостью.

    4. Цель и задачи Программы

    Целью Программы является совершенствование  институциональных условий, направленных на формирование среднего класса, путем развития малого предпринимательства, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью.

    Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • совершенствование системы налогового администрирования малого предпринимательства;
  • облегчение доступа малого предпринимательства к кредитным ресурсам;
  • повышение эффективности государственных и негосударственных институтов поддержки малого предпринимательства;
  • оптимизация государственного регулирования предпринимательства;
  • создание единой образовательной и информационно-методической системы поддержки малого предпринимательства;
  • совершенствование нормативной правовой базы по вопросам предпринимательства.

    5.5. Систематизация и  совершенствование  нормативной 
правовой базы по вопросам предпринимательства

    Произошедшие  изменения в предпринимательской  среде, формировавшейся в течение  последних десяти лет, ставят на первый план необходимость совершенствования  нормативной правовой базы и основ  ее государственного регулирования. 
      В этих целях будет проведена ревизия действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предпринимательства, на предмет устранения имеющихся противоречий и приведения их в соответствие с требованиями современного состояния развития экономики.

    Будут разработаны предложения по определению перечня государственных функций, подлежащих передаче в конкурентный рынок, а также приняты меры по сокращению и систематизации контрольных и надзорных функций государственных органов, совершенствованию нормативных правовых актов в части упорядочения, оптимизации и упрощения проверок субъектов малого предпринимательства. 

    Будет систематизирован порядок ликвидации субъектов малого предпринимательства. 
      Будет оптимизирована система лицензирования видов деятельности и других разрешений, а также будут усовершенствованы процедуры и порядок их выдачи. 
      Также необходимо будет провести работу по систематизации технических норм, правил, стандартов в сферах производства и торговли, а также по дальнейшему совершенствованию системы сертификации, в том числе по признанию казахстанских сертификатов за рубежом. Не нарушая принципа обеспечения безопасности продукции и работ, предполагается оставить за государством аккредитацию испытательных лабораторий и контроль за их деятельностью. Кроме того, в целях создания здоровой конкурентной среды будет увеличено количество данных лабораторий. 
      Будет облегчен порядок предоставления земельных участков субъектам малого предпринимательства для вовлечения этих ресурсов в сферу экономической деятельности. 
      Конструктивное решение этих проблем позволит устранить излишние административные барьеры, тем самым облегчит и сделает максимально простым вход на рынок для всех субъектов малого предпринимательства. 
      На основе изучения и обобщения судебной практики будут приняты меры по обеспечению единообразия выносимых судебных решений и своевременному их исполнению, отсутствие которого в настоящее время вынуждает предпринимателей обращаться во все государственные органы для решения любыми способами вопросов, отнесенных к компетенции судов.     

 Реализация  гарантий прав на свободу предпринимательской  деятельности зависит не только  от государства, но и от самих  предпринимателей и их общественных  организаций. 
      Для максимального участия общественных объединений предпринимателей в разработке государственными органами решений в области экономической и социальной политики в соответствии с Программой Правительства на 2003-2006 годы будет активизирована деятельность экспертных советов по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства. Разработка нормативных правовых актов и выработка рекомендаций на основе работы таких советов позволят государству более эффективно проводить экономическую политику.
 

    Границы эффективности государственного регулирования экономики

        

    На  масштабы, инструменты и эффективность  государственного регулирования экономики  решающее воздействие оказали задачи, вставшие перед экономикой отдельных  стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого  им ВВП и в абсолютных размерах средств, которые оно может использовать на государственное регулирование, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем государственной экономической политики в условиях рыночного хозяйства. Наряду с общетеоретическими работами со второй половины 60-х годов в развитых странах стало публиковаться все больше конкретных прикладных исследований, посвященные количественному анализу последствий мер государственного регулирования. Активизировалось и сотрудничество ученых с правительственными органами, ответственных за принятие экономико-политических решений. Характер и направление научных исследований в области регулирования экономики за последние три-четыре десятилетия претерпели существенные изменения. Если в начале 50-х годов обсуждался вопрос: “Регулировать или не регулировать экономику?”, то позднее - ”Какова должна быть степень этого регулирования? С какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо регулировать?”. Однако возможности государственного регулирования не безграничны. Его экономической основой является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность государственной экономической политики при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у государственного сектора есть относительные границы роста. 
 
 
 

    Заключение 

    Итак, в заключение хотелось бы добавить, что экономика страны — это сотни миллионов различных компонентов (включая людей, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты и др.), находящихся в постоянном взаимодействии. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.

    Только  при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.

    Важна регулирующая роль государства в  организации внешнеэкономической  деятельности производителей продукции, так как в данной области, помимо экономических, действуют межгосударственные правила. Поэтому укрепляются те государственные органы хозяйственного управления, которые обеспечивают внешние взаимосвязи между поставщиками и потребителями продукции. Роль государственных органов заключается главным образом, во-первых, в контроле соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке недостающих законов и нормативов.

    Важнейшая экономическая задача государственных  органов - обеспечить условия разработки и реализации государственной инвестиционной и научно-технической политики в стране,  способствующей техническому перевооружению производства и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках.

    Государственное регулирование экономики направлено на развитие предпринимательства и  создание конкурентной среды с целью  максимального повышения эффективности производства в соответствии с интересами государства и потребностями населения. Усилия центральных и местных органов власти концентрируются поэтому на развитии реального сектора экономики, призванного обеспечивать страну материальными ресурсами. Государство берет на себя функции предпринимательства в основном не только и не столько ради регулирования рыночных отношений. Государственные органы признаны решать те задачи, которые неуправляемый рынок решить не способен. Государство должно установить порядок, при котором предприниматели, действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы делать именно то, что выгодно не только им самим, но и обществу в целом. Речь идет о таком порядке, который учитывал бы общие потребности и закономерности рынка в реальных социально-экономических условиях страны. При этом самостоятельность субъектов рынка сочеталась бы с интересами общества. Таким образом, государство превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную продуктивную работу входящих в систему субъектов. Государство, исходя из своих социальных, политических, экономических и других интересов, должно ставить цели перед бизнесом и стимулировать его в достижении этих целей. Оно очень поможет бизнесу, если сформулирует государственную политику в отношении развитии бизнеса. Необходимо, во-первых, сформулировать принципы отношения государства к бизнесу  и отразить их в законодательной и нормативной базе, во-вторых, установить государственные социально-экономические приоритеты и,  в-третьих, создать государственную инфраструктуру, способствующую деятельности бизнеса.

Информация о работе Причины необходимости государственного регулирования экономики