Причины необходимости государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 20:51, реферат

Описание работы

В своей работе я хотела бы рассмотреть как теоретические цели государственного регулирования экономики любой страны, так и конкретные программы, предлагаемые Президентом и Правительством Республики Казахстан, по государственному регулированию различных сфер нашей жизни.

Содержание

Введение .......................................................................................................................1
Причины необходимости государственного регулирования экономики ...............2
Цели государственного регулирования экономики ..................................................3
Государственное регулирование в Республике Казахстан .......................................8
Границы эффективности государственного регулирования экономики ...............17
Заключение ..................................................................................................................18
Список использованной литературы .........................................................................20

Работа содержит 1 файл

Реферат будет2.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

    Важнейшим объектом государственного регулирования  экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализации прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

    Регулирование занятости - это поддержание нормального  с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов на пособия и опасно социальным последствиям.

    Особое  внимание ГРЭ уделяет денежному  обращению. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.

    Состояние платежного баланса является объективным  показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.

    Одним из главных объектов регулирования  являются ЦЕНЫ. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют. Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты ГРЭ, например, заинтересовать частные фирмы в развитие научных исследований. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

    Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политическое отношение с зарубежными странами, интеграционные процессы). 

    Государственное регулирование в  Республике Казахстан 

    Каждый  год в нашей Республике принимаются  новые программные документы  и указы, регулирующие различные  отрасли экономики и сферы общественной и политической жизни. К концу 2005 года опубликованы и находятся в процессе реализации следующие: «Развитие космической деятельности в Республике Казахстан на 2005 – 2007 годы»; «Государственная программа формирования ”электронного правительства” в Республике Казахстан на 2005 – 2007 годы»; «Реформирование и развитие здравоохранения Республики Казахстан на 2005 – 2010 годы»; «Развитие образования в Республике Казахстан на 2005 – 2010 годы»; «Программа ”культурное наследие” на 2004 – 2006 годы»; «Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003 - 2015 годы»; «Государственная программа развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2005 – 2007 годы»; «Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2004 – 2006 годы»; «Программа развития автодорожной отрасли Республики Казахстан на 2001 – 2005 годы» и другие.

    Ниже  приведены выдержки из «Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003 - 2015 годы».

    Цель: Достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике

    Государственное регулирование     

     7.5.1. Тарифная политика  и защита конкуренции     

    7.5.1.1. Защита конкуренции

    Конкуренция - главный механизм эффективного развития и функционирования экономики. Создание условий для эффективной конкуренции, поддержка и защита добросовестной конкуренции должны способствовать реализации основных целей индустриальной и инновационной политики государства - диверсификации экономики и модернизации промышленности.      

 Основой  формирования конкурентной среды  на товарных рынках являются разумная инвестиционная политика, а также биржевая торговля. 
      Государственная политика в области конкуренции направлена на решение проблем недопущения недобросовестной конкуренции, чрезмерной концентрации и роста ограничительной практики.     

 Основными направлениями конкурентной политики будут:

  • недопущение злоупотреблений субъектами рынка, занимающими доминирующее положение, путем пресечения действий монополистов по: установлению монопольных цен, необоснованному сокращению производства и поставки монопольных товаров и услуг, включению в договоры дискриминирующих условий, созданию препятствий для входа на товарные и финансовые рынки другим предприятиям, а также осуществление контроля за созданием, реорганизацией, ликвидацией субъектов рынка и их объединений, приобретением акций (долей, паев) в уставном капитале субъектов рынка;
  • запрещение недобросовестной конкуренции и антиконкурентных соглашений, устранение или ограничение конкуренции путем пресечения согласованных действий между конкурентами, направленных на установление единых цен и тарифов, раздел рынка по территориальному принципу, ограничение доступа на рынок потенциальным конкурентам или сговор между конкурирующими субъектами рынка;
  • недопущение необоснованного вмешательства государственных органов в предпринимательскую деятельность. Пресечение действий государственных органов, направленных на ограничение конкуренции путем предоставления льгот отдельным предприятиям, дачи указаний хозяйствующим субъектам о первоочередной поставке товаров и услуг определенному кругу покупателей, заказчиков.

7.5.1.2. Тарифная политика     

 В  целях успешной реализации Стратегии  необходимо отказаться от существующей  на сегодняшний день политики  искусственного сдерживания тарифов  и перейти к политике гибкого  тарифного регулирования, направленного на достижение баланса интересов всех участников сферы естественных монополий: самих субъектов и потребителей их услуг.      

 Сегодня  развитие промышленного комплекса  невозможно без опережающего  роста сферы естественной монополии, которая является инфраструктурой экономики. 
      Современное состояние сферы естественных монополий характеризуется высокой степенью изношенности основных средств и оборудования.      

 Практически  во всех ее сферах уровень  старения как морального, так и физического достиг критического предела.     

 Использование  морально устаревшего оборудования  приводит к снижению объемов,  ухудшению качества предоставляемых  услуг и созданию аварийных  ситуаций. 
      Кроме того, недостаточность собственных оборотных средств не позволяет осуществить должные капиталовложения (инвестиции), направленные на замену оборудования. Обновление основных фондов является одним из главных факторов эффективности их использования, улучшения качественных характеристик оказываемых услуг и, в конечном итоге, экономического подъема, устойчивого развития индустрии страны.      

 Сегодня  методы тарифного регулирования  должны обеспечить создание благоприятных  условий для привлечения инвестиций  в сферу естественной монополии  и достижения опережающих темпов роста данного сектора экономики, основанного на модернизации производства.     

 Поэтому  для обеспечения устойчивого  развития индустрии, функционирования  субъектов естественных монополий,  улучшения качества оказываемых  ими услуг, снижения себестоимости и стабильности уровня тарифов на услуги необходимо дальнейшее совершенствование тарифной политики путем:

  • внедрения новых методов тарифообразования, стимулирующих инвестиции и обеспечивающих стабильность тарифов в среднесрочном периоде;
  • введения международных стандартов учета и соответственно методов раздельного учета затрат по видам услуг и элементам затрат;
  • создания информационной базы данных для анализа влияния деятельности естественных монополий на потребителей.

    Полномасштабная реализация данных мероприятий и введение новых методов тарифообразования должны обеспечить стимулирование инвестиций в предприятия, действующие в сфере естественной монополии, для их модернизации и внедрения новых ресурсосберегающих и малозатратных технологий, их возвратность и стабильность тарифов в перспективе до 5 лет.

7.5.2. Экологическая политика     

 Экологическая  политика государства будет направлена  на экологизацию промышленности. 
      Охрана окружающей среды является стратегической задачей, результат решения которой влияет на все сферы экономики, а также на политическое и социальное положение государства. Успех всех социально-экономических преобразований напрямую зависит от государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.      

 Состояние  окружающей среды в республике  остается неудовлетворительным, и  основным фактором, оказывающим  отрицательное влияние на здоровье  населения, является загрязнение  воздуха, почвы и воды. Значительно  усиливает этот фактор прогрессирующее накопление промышленных и бытовых отходов, загрязненных стоков. 
      Присутствие в стране производств с устаревшими технологиями дает основание предполагать, что уменьшения эмиссии загрязняющих веществ в окружающую среду в ближайшее время не произойдет.     

 Восстановление  и развитие отраслей экономики  должно осуществляться при стабилизации  на одном уровне объемов выбросов  и сбросов загрязняющих веществ  в окружающую среду. Поэтому  при разработке любых отраслевых  программ развития промышленности, градостроительных и других масштабных программ обязательно должны рассматриваться вопросы оценки воздействия на окружающую среду. Таким образом должны осуществляться экологизация экономики и совершенствование системы управления окружающей средой.      

 Для  улучшения качества окружающей среды, регулирования процесса природопользования, адекватного потребностям общества, необходимо стабилизировать уровень выбросов, сбросов и накопления отходов при росте производства и в дальнейшем, сохраняя это условие, последовательно осуществлять конкретные мероприятия по восстановлению объектов окружающей среды. Это, безусловно, потребует приведения действующего природоохранного законодательства в соответствие с международными требованиями.     

 Для  максимального сближения взаимных интересов экономики и экологии необходимо изменение экспортной политики, развитие высокотехнологичных производств, создание производств, менее емких по использованию природных ресурсов и наносящих минимальный ущерб окружающей среде. 
      Для комплексного решения проблемы экологической безопасности необходимо внедрять в практику международные стандарты ИСО серии 14000 и ИСО серии 9000 "Системы менеджмента качества" с введением процедуры обязательного экологического аудита для предприятий, сверхнормативно загрязняющих окружающую среду. 
      Использование системы управления окружающей средой по ИСО серии 14000 будет способствовать улучшению природоохранного законодательства, стимулировать рациональное использование природных ресурсов, способствовать выполнению экологических обязательств промышленными предприятиями и в итоге вступлению в ВТО, с которым связано решение многих проблем по импорту и экспорту продукции. 
      Экономическое развитие, построенное на получении высокотехнологичной продукции, товаров, услуг, обеспечит снижение нагрузки на окружающую среду. 
      Во всех экономических действиях должен быть принцип рационального использования природных ресурсов. Безотходные технологии должны поощряться государством. 
      Воздушный бассейн. Высокое загрязнение воздушного бассейна городов республики обусловлено выбросами вредных веществ от загрязнителей - предприятий металлургической, нефтеперерабатывающей и химической промышленности, автомобильного и железнодорожного транспорта, а также климатическими условиями, неблагоприятными для рассеивания примесей.     

Информация о работе Причины необходимости государственного регулирования экономики