Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирование уровня безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда – это система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и использование труда.
Важнейшими индикаторами на рынке труда являются показатели уровня экономической активности населения, его занятости и безработицы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Понятие безработицы и ее виды
1.1 Понятие безработицы, ее причины, показатели
1.2 Виды безработицы
2.Социально-экономические последствия безработицы
2.1 Экономические последствия безработицы
2.2 Социальные последствия безработицы
3. Государственное регулирование уровня безработицы
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Анищик Н.В., КР, Макроэкономика.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Для людей безработица оборачивается полной или частичной потерей доходов, снижением уровня жизни. Она ведет к возрастанию преступности, повышению смертности, числа психических заболеваний.



         3 Государственное регулирование уровня безработицы

 

В целях смягчения этой социальной проблемы государство проводит определенное государственное регулирование уровня безработицы.

Регулирование уровня безработицы — совокупность мер государственного прямого и косвенного воздействия на рынок труда с целью достижения поставленных целей. Цели регулирования занятости отражают нормативное состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая актуальные проблемы.

Регулирование занятости имеет несколько уровней:

-общегосударственный уровень, где решаются кардинальные социально-экономические задачи общества, причем большинство принимаемых решений в той или иной степени отражаются на занятости;

-региональный уровень, находящийся в пределах компетенции местных властей и возможностей соответствующих бюджетов, где принимаются решения по вопросам регулирования рынка труда;

-локальный уровень, где осуществляются взаимоотношения субъектов рынка труда, конкретного человека с работодателем, Центром занятости, местными органами исполнительной власти.

На всех уровнях регулирование должно осуществляться на основе общеэкономической концепции социально ориентированной рыночной экономики. С этой целью необходимо решить две наиболее важные задачи регулирования занятости.

Первая задача заключается в определении долгосрочной перспективы, предусматривающей стабилизацию общего спроса на труд, и уровней скрытой, частичной безработицы с их последующим снижением, при эффективном использовании занятых и более гибком спросе населения на рабочие места.

Вторая задача, ориентированная на краткосрочную и среднесрочную перспективы, предусматривает воспрепятствование массовому высвобождению потенциальных безработных и резкому увеличению реальной (открытой), в том числе застойной (длительной) безработицы. Здесь также предполагается взаимоувязанное высвобождение работников и создание новых рабочих мест с целью ограничения полного заблокирования процессов рационализации занятости.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования уровня безработицы. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

Все более важное значение приобретают также государственное содействие найму и программы подготовки и переподготовки кадров.

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования данного рынка: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства.

Современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы.

        Основными направлениями деятельности бирж труда являются: 1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест; 3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц, желающих получить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий.

Законодательное регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г.

По Закону РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы к ней приступить.

Самый высокий уровень безработицы в нашей стране был зафиксирован в 1995-2000 гг. – до 7 млн. чел. имели официальный статус безработных. В период с 2002 по 2007 год уровень безработицы в РФ ежегодно снижался. А в 2007 году была достигнута минимальная отметка – 4,2 млн. чел. А в 2008 году разразился мировой финансовый кризис, который затронул все страны мира, в том числе и Россию.

Любой экономический кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы.

В январе 2010 года уровень безработицы в России составил 9, 2%. Такие данные приводит Росстат. По сравнению с декабрем 2009 г. численность занятого населения снизилась на 1,5 млн. человек, или на 2,2%, численность безработных увеличилась на 0,7 млн. человек, или на 10,7%. Общая численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет в январе 2010 г. составила 74,6 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны (6).

В рамках борьбы с повышением уровня безработицы Правительство России разработало специальные антикризисные меры.

Государственное регулирование занятости осуществляется по следующим основным направлениям:

1.Поддержка индивидуальных частных предпринимателей — ремесленничество, надомный труд и т.д., т.е. занятость, не требующая крупных затрат.

2.Создание в регионах частных бюро содействия занятости (без права признания ищущих работу в качестве безработных) для оказания содействия в трудоустройстве и самостоятельной занятости элитарным клиентам (т.е. той профессионально подготовленной части населения, которая никогда не обратится в бюро по трудоустройству или за пособием). Создание таких бюро должно быть исключительным правом органов государственной власти субъектов Федерации.

3. Создание специальных предприятий для организации общественных работ (средства на оплату труда резервируются за счет регионального фонда занятости, средства на материальные затраты — из региональных и местных бюджетов).

4. Организация переобучения работников, подлежащих сокращению, — без прекращения с ними трудового договора.

5. Использование администрациями регионов права на передачу части земельного фонда всем желающих инвесторам (в том числе иностранным) под обязательство создать новые предприятия (новые рабочие места), материальная и финансовая поддержка их создания.

6. Создание предприятий для организации общественных работ по благоустройству, обслуживанию престарелых и т.д.

7. Создание новых казенных предприятий на базе определенных федеральными органами несостоятельных предприятий.

8.Обеспечение специальных программ внутренней миграции населения из кризисных районов.

Прогнозируемое ухудшение ситуации на рынке труда потребует от местных органов законодательной и исполнительной власти, служб занятости принятия дополнительных мер по обеспечению занятости населения в экстремальных условиях на рынке труда, в числе которых:

- разработка программ экстренных краткосрочных мер по снятию социальной напряженности;

- приостановка процесса массового высвобождения работников или его поэтапное проведение;

- увеличение масштаба общественных работ;

- организация опережающего обучения и переподготовки работников предприятия в период проведения реорганизационных и ликвидационных процедур (7).

В числе мер, направленных на повышение эффективности работы, — укрепление социального партнерства органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзов и других социальных партнеров в решении проблем занятости населения.

Итак, существование безработицы выдвигает проблему социальной защищенности населения, на которую обращают особое внимание во всем мире со второй половины XX века. Дело в том, что рыночная система совершенно не гарантирует постоянную занятость рабочей силы. Отсюда государство создает систему социальной защиты безработных и регулирует рынок занятости населения посредством определенных государственных мероприятий. Государственное регулирование спроса и предложения на рынке труда сочетает в себе мероприятия в области фискальной, монетарной, социальной политики и политики занятости, направленные на снижение уровня безработицы.



 

 

 

Заключение 

 

Таким образом, закончив рассмотрение причин, форм, социально-экономических последствий и регулирование уровня безработицы, сделаем следующие выводы.

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.

В общетеоретическом плане безработица представляет собой отражение несовпадения предложения рабочей силы и спроса на нее, их количественное и качественное несоответствие, она присуща любой экономической системе, осуществляющей товарное производство.

Уровень безработицы может определяться как отношение численности безработных к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте или к экономически активному населению. К экономически активному населению относятся занятые в народном хозяйстве и безработные.

В западной экономической литературе причины безработицы исследуются преимущественно на основе чисто экономического подхода. При этом безработица рассматривается как макроэкономическая проблема недостаточно полного использования совокупной рабочей силы. Часто причины безработицы объясняются несбалансированностью рынка труда или неблагоприятными изменениями на этом рынке. Марксисты объясняют безработицу как социально-экономическое явление, порождаемое действием открытого Карлом Марксом всеобщего закона капиталистического накопления.

Наибольшее распространение в западной экономической науке получили классическая и кейнсианская теории безработицы.

Но до сих пор ни одно экономическое учение не является бесспорным с точки зрения объяснения причин безработицы и занятости.

В зависимости от характеристик и критериев безработицу можно классифицировать на явную и скрытую, фрикционную, структурную, циклическую, естественную, длительную, застойную, институциональную.

Безработица и ее рост имеют серьезные последствия: экономические, социальные, демографические, политические и др. Безработица пагубно сказывается на всей экономической жизни общества. Она, прежде всего ведет к экономическим потерям, снижает уровень реального, фактического выпуска национального продукта. Для людей безработица оборачивается полной или частичной потерей доходов, снижением уровня жизни.

Регулирование уровня безработицы — совокупность мер государственного прямого и косвенного воздействия на рынок труда с целью достижения поставленных целей.

Выделяют четыре основных направления государственного регулирования уровня безработицы. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным (5).

В заключение отметим, что интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в целях снижения уровня безработицы.

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Макроэкономика

Наука, изучающая функционирование экономики в целом, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений.

2

Безработица

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.

3

Рынок труда

 Рынок труда – это система экономических механизмов, норм и институтов,  обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и использование труда.

4

Безработный

Трудоспособный гражданин, ищущий работу, зарегистрированный на бирже труда и не имеющие реальной возможности получить работу в соответствии со своим образованием, профилем, трудовыми навыками.

5

Явная безработица

Безработица, которая регистрируется государственными органами службы занятости

6

Скрытая безработица

Формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется

7

Фрикционная безработица

Безработица, обусловленная увольнением по собственному желанию с целью поиска новой, более подходящей работы

8

Циклическая безработица

Безработица, вызванная спадом производства, той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью инвестиций в экономику.

9

Структурная безработица

Часть безработицы, возникшая в результате структурных изменений в экономике, происходящих под воздействием научно-технического прогресса; включает в себя работников с устаревшей квалификацией, спрос на которых уменьшается

10

Естественная безработица

Часть безработицы, включающая в себя структурную и фрикционную безработицу; это безработица в условиях полной занятости.

11

Длительная безработица

Безработица в течение 8-18 месяцев, сопровождающаяся общей деквалификацией безработного, потерей трудовых навыков и способностей интенсивно работать в течение необходимого времени.

12

Застойная безработица

Безработица, продолжающаяся свыше 18 месяцев,при которой у неработающих лиц наступает полная профессиональная деградация в силу продолжительного отсутствия условий для повторения основных трудовых приемов и операций.

13

Институциональная безработица

Безработица, обусловленная правовыми нормами, состоянием рынка труда, факторами, влияющими на его спрос и предложение.

14

Регулирование уровня безработицы

Совокупность мер государственного прямого и косвенного воздействия на рынок труда с целью достижения поставленных целей.

Информация о работе Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирование уровня безработицы