Причины безработицы в переходной экономике и проблемы занятости населения на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Содержание

I Введение 2
Причины безработицы и ее формы
5
Определение «полной занятости»
8
Издержки безработицы
10
Причины безработицы в переходной экономике и проблемы занятости населения на современном этапе
12
II Структура и сущность рынка труда 20
2. Особенности современного рынка труда 22
3. Организационно-финансовые основы рынка труда 23
4. Роль рынка труда 27
5. Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

     Важно, что местные предприятия обычно охотно оказывают учреждениям рынка труда постоянную квалифицированную помощь в составлении планов использования рабочей силы, индивидуального развития сотрудников, проведении массового переобучения, связанного с внедрением новой технологии и реорганизации производства.

     Особенно  эффективно снижает безработицу  и поддерживает высокий уровень  занятости политика активных мер  развития трудовых ресурсов, которую в той или иной мере провидит практически каждая страна, выделяя на нее обычно 30 - 40 % всех сумм по государственному финансированию программ рынка труда.

     Активные  меры, по опыту Швеции, отличии от пассивных, состоящих в выдаче пособий  по безработице, включает следующие  мероприятия:

     - поощрение мелкого и семейного  предпринимательства на максимально  благоприятных условиях государственными субсидиями и кредитами, - обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы путем представления субсидий и кредитов на переезд с семьей из районов с избытком рабочей силы в районы, где есть вакантные места, с гарантией улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни;

     - предоставление каждому ищущему  работу полной информации о  вакантных местах по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели повсеместно общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи с отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;

     В системе рынка труда осуществляются мероприятия по повышению общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим устойчивый спрос на рынке труда:

     - не имеющие законченного школьного образования получают его, причем организуются специальные усиленные курсы

     -детально  выявляются интересы поступающих  на курсы: проводятся предварительные  беседы, ознакомление с предметами  обучения и предстоящей работой;

    • в максимально возможном числе профессиональных школ на консультативных началах используется опыт наиболее талантливых педагогов и воспитателей для постановки методики обучения;

     Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при общих  более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой активности населения.

     Показательно, в данном отношении, сопоставление  ситуации на рынке труда Швеции и  США При том, что в Швеции в  3 с лишним раза выше, чем в США, относительные затраты на программы политики рынка труда - 2, 7 против 0,8 ВНП, доля средств, идущих на меры активной защиты населения от безработицы, в два раза значительнее- 70% против 35%.

     Нет сомнения в том, что именно эти различия в масштабах и качестве внимания к социальной защите населения на рынке труда является одним из главнейших факторов, определявших сложившийся уровень занятости населения обеих стран.

       Единственная возрастная группа, по которой занятость в США  выше, чем в Швеции, население 16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного значительнее, чем в других западных странах, в т. ч. и в Швеции, распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и студентов.

     Трудовое  воспитание оплачиваемым трудом, кстати сказать, проходит в большинстве западных стран, часто по месту учебы, примерно половина учащейся молодежи, что в целом связано с потребностью семей в дополнительных средствах на удовлетворение элементарных жизненных нужд.

     Высокий уровень эффективности рынка труда в Швеции во многом определяется тем, что в стране хорошо поставлена профориентация, которая предшествует профессиональному обучению. 

4.РОЛЬ  РЫНКА ТРУДА. 

     Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства  от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности.

     Возрастание роли человеческого фактора в  производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих  американских ученых. Начиная с 1929 года главным  источником роста производительности труда  и национального дохода США в триаде    ‘ труд - земля - капитал ’  является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы.

     Вложения  средств в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся  долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы в условиях рыночной экономики. В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в последние два десятилетия, научно - технологической революции, освоения высокосложных технологий и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности.

     Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции;  удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания.

     В новых, более эффективных организационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно - производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п.

     Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения.

     Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются  трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.

     Исследования  показывают, что активный созидательный  труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно - управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг. Это ведущий отряд национальной рабочей силы, охватывающий в западных странах от 40 до 50 % занятых в народном хозяйстве.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.  

     В настоящее время спрос на труд главным образом определяется: государственной политикой по отношению к низкорентабельным и убыточным предприятиям; размерами государственных, частных и иностранных инвестиций; активностью и позицией профсоюзов; масштабами теневой экономики.

     На  предложение труда может действовать  такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции ( при прочих равных условиях предложение труда растет ); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения ( при прочих равных условиях предложение труда сокращается ); естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демографическая и социальная политика государства.

     Падение уровня жизни приводит к ограничению  потребительского спроса, что сдерживает предложение товаров и услуг. Соотношение спроса и предложения товаров и услуг в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется, по крайней мере, тремя обстоятельствами:

     1. Объемы предложения товаров и  услуг на рынке, полностью удовлетворяющие платежеспособный спрос, весьма близки или даже выше рациональных норм потребления на душу населения .

     2. Уровень оплаты труда определяется  стоимостью рабочей силы и  обеспечивает покупательную способность на очень высоком уровне удовлетворения потребностей.

     3.  Антимонопольные меры эффективно  обеспечивают наличие жесткой  конкуренции между продавцами (производителями) за покупателя (заказчика).

     Действие  этих трех факторов предопределяет такое  соотношение спроса и предложения, при котором цены на основные потребительские  товары и услуги общедоступны.

     Как показал анализ, формирующийся рынок  труда имеет сложную структуру. Происходит углубление его сегментации по ряду критериев: формам собственности (альтернативные формы занятости), фондоемкости и  трудоемкости производства (различные темпы высвобождения и качественный состав работников), особенностям технологии производства, квалификации занятых, уровню разделения и обобществления труда, исторически сложившимся формам организации и стимулирования труда, традициям в мотивационном поведении трудящихся. Лучше понять структуру рынка, выявить его устойчивую сегментацию и соответственно выработать дифференцированные способы его регулирования позволит комплексный анализ действия факторов, обуславливающих сегментацию.

     Формирование  рынка труда, его прогнозирование, является неотъемлимой частью становления  рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения  и др.

     Что же касается уровня заработной платы, то по-видимому, следовало бы сосредоточится на следующих мерах, представляющихся первоочередными:

  1. пересмотр минимального размера оплаты труда как в качественном аспекте (освобождение этого показателя от фискальных функций), так и в количественном;
  2.   изменение тарифной системы, принятие законов о государственной службе и регулировании трудовых отношений в частном секторе;
  3. переориентация финансово-кредитной и налоговой систем с отходом от сегодняшних принципов, в частности “опоры на зарплату”, при определении прибыли предприятия.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. В.И. Ведяпин  “Общая экономическая теория”, Москва 1995г.
  2. А.А. Никифоров “Рынок труда: занятость и безработица», Москва 1991г.
  3. Дж.-М. Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег», Москва 1993г.
  4. А.А.Пристанева «Рынок труда: занятость и безработица», Киев 1993г.
  5. А.Амосов «Проблемы занятости ,оплаты труда и регулирования цен», Экономист № 4 ,2001 год.
  6. И.И.Корель «Напряженность рынка труда в России: особенность региональной дефферентации «, Регион:Экономика и социология №1 2001 год.
  7. А.Е.Лапин «Занятость в государственных и негосударственных секторах  экономики: методы и результаты анализа», Ежемесячный научно- информационный журнал «3 2001г.
  8. А.Е.Лапшин, Т.П. Соснина «Вопросы статистики», ежемесячный научно-информационный журнал №3 2001 год.
  9. Р.Сейтмуратов , И.Юлдашев «Стимулирование производительности труда», Экономист №4 2001г.
  10. С. Миляева «Экономические стороны скрытой безработицы», журнал Экономист №7 2001г.
  11. Рженицина «Бедность в России , причины,особенности, пути изменения», Экономист №4 2001г.
  12. Закон Российской федерации «О занятости населения Российской Федерации. (с изменениями на 29 декабря 2001г).

Информация о работе Причины безработицы в переходной экономике и проблемы занятости населения на современном этапе