Причины безработицы в переходной экономике и проблемы занятости населения на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Содержание

I Введение 2
Причины безработицы и ее формы
5
Определение «полной занятости»
8
Издержки безработицы
10
Причины безработицы в переходной экономике и проблемы занятости населения на современном этапе
12
II Структура и сущность рынка труда 20
2. Особенности современного рынка труда 22
3. Организационно-финансовые основы рынка труда 23
4. Роль рынка труда 27
5. Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

     Если  к лицам, уже фактически оказавшимся "на улице", добавить примерно 4,5 млн. человек, находящихся в вынужденных отпусках, работающих  не по своему желанию неполный рабочий день (неделю), то общие масштабы социальной напряженности в обществе, связанные с занятостью населения, довольно внушительны. Свыше 12% экономически  активного населения, а с учетом того, что средний размер семьи в России составляет 3 человека, - 27 млн. жителей (почти 20% населения страны) испытывают психологическую и профессиональную ущербность, но самое главное - существенные материальные затруднения, что, как правило, отбрасывает их за черту бедности. В 1998 году  в России было 8,9 млн безработных  в том числе 4,8 млн мужчин и 4,1 млн женщин. Уровень безработицы, определяемый как удельный вес численности безработных  в численности  экономически активного населения  составил 13,6% для мужчин и 13,3% для женщин. Весьма ярко проявила себя гендерная асимметрия безработицы с преобладанием мужской части населения: на 100безработных женщин приходилось 117 безработных мужчин. Этот факт кажется неожиданным на фоне того,что в современной России численность женщин трудоспособного возраста заметно выше численности мужчин данной возрастной группы (32 млн против 30,3 млн), т.е. на 100 женщин данной группы приходится  лишь 95 мужчин. Таким образом ,мужской труд де-факто оказывается меньше востребованным современной экономикой. Главная причина в разрушении традиционно мужских сфер занятости: наукоемких и высокотехнологических производств, ВПК, угледобычи, армии, флота и т.д. Анализ ситуации по возрастным группам свидетельствует о наиболее высоком охвате безработицей лиц 20-24 лет (интенсивность безработицы достигла 18%) и 35-39 лет(15,4%). Это своего рода критические возрасты. У первых – это годы социального поиска жизненного предназначения , у вторых – подведение первых итогов, когда еще не поздно что-то изменить в своей жизни, в том числе  профессию, вид занятий и прочее. В составе безработных преобладают лица со среднем общим (42%) и средне профессиональным образованием (28%), для лиц с высшем образованием невелика (10%). Продолжительность незавершенной безработицы – время с момента начала поиска работы до момента фиксации безработица достигла в 1998 году 9,1 мес. Для мужчин –8,9 мес., для женщин 9,3 мес. Это высокий показатель , если иметь ввиду , что отношение среднемесячной номинальной заработной платы к величине прожиточного минимума трудоспособного населения составляло 189%. Это показывает, что в целом по России люди, лишившиеся работы, как правило не имеют достаточных денежных накоплений –резервов, которые представляли бы возможность в случае потери работы продержаться хотя бы 2 месяца на уровне прожиточного минимума. Численность зарегистрированных граждан не занятых трудовой деятельностью составляет 20,1 млн. человек или 24% общего числа безработных, учтенных в соответствии с определение МОТ, 81% зарегистрированным в службе занятости назначено пособие по безработице. Нагрузка зарегистрированного незанятого населения на одну заявленную вакансию составила 6,6 человек. С учетом же безработицы, рассчитанной по методике МОТ, эта цифра должна быть увеличена в 4 раза, т.е. достигнуть 26,4 человека на одну вакансию. Иными словами, шанс получить работу имеет один из 26 человек –это весьма жесткая конкуренция. Общая численность безработных в течении всего периода за 1999 год продолжала расти , достигнув пика в феврале 1999 года (10,4 млн. человек), после чего в мае и августе 1999 года отмечается снижение, усиленное ее сезонностью, затем некоторый рост в ноябре 1999 г , четко выраженное снижение в последующие периоды , зафиксированное обследованиями населения в феврале и мае 2000 года. Разрыв между общей численностью безработных численностью зарегистрированных  безработных в мае 2000 года составила 6,7 раза. Приведенные данные объективно свидетельствуют о высокой напряженности на рынке труда в современной России. Однако нужны строгие научные критерии для характеристики ситуации в сфере занятости.               

      В России величина совокупной безработицы  определяется исходя из количества  граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа безработных исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован.  Поскольку официальные данные о количестве безработных основаны на ежемесячной отчетности ЦЗ, занижение уровня безработицы, возможно, связано не только с самой процедурой регистрации, но и с присвоением статуса безработного.

      Реальный  недоучет и, недооценка российской безработицы  заложены  в самом механизме действия Закона о занятости, принятого в 1991 г. и впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России. Можно назвать по крайней мере восемь причин нежелания людей, потерявших работу, обращаться в ЦЗ, вследствие чего они исключаются из официальной статистики безработицы.

  1. На протяжении более 70 лет безработица рассматривалась как незаконное явление. Психологическое неприятие безработицы и самих безработных до сих пор сохраняется в общественном сознании. Это в равной степени относится как к тем, кто теряет работу и до последнего момента пытается трудоустроиться собственными  силами, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через ЦЗ.
  2. В настоящее время в России существует около 2500 бирж труда, что явно недостаточно для такой огромной страны. Население плохо информировано о территориальном расположении данных служб, значительна удаленность ЦЗ от ряда населенных пунктов, особенно в сельской местности, где расстояние до ближайшего  ЦЗ может превышать 80 км.
  3. Закон о занятости включает положение о том, что граждане России, получающие  выходное пособие от предприятия (организации) , не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие как минимум в течение двух месяцев не видя смысла обращаться в ЦЗ, то есть немалая часть краткосрочных безработных по-видимому, исключается из официальных данных.
  4. Предполагается, что предприятие, высвобождающее работников, должно информировать их о необходимости регистрации в районном ЦЗ. Однако у предприятий  нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того предприятие, сокращающее занятых, скорее всего находится в трудном материальном  положении, и для него выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае оно не будет выплачивать им выходное пособие за третий месяц.
  5. Возможности ЦЗ по трудоустройству безработных ограничены. Обследование  промышленных предприятий, проведенное в июле 1993 г., показало, что подавляющее большинство руководителей не прибегают к услугам ЦЗ при поиске и найме рабочей силы даже при росте ее предложения на рынке труда.
  6. Вероятность получения пособия по безработице для обратившегося в ЦЗ невелика, а размер выплачиваемого пособия, как правило, минимальный.
  7. Переподготовка безработных через ЦЗ осуществляется недостаточно эффективно.
  8. В последние годы увеличилось число работников, которые находятся в административных неоплачиваемых отпусках. Нередко именно таким способом администрация предприятий "сохраняет" численность рабочего коллектива, занижая  тем самым среднюю заработную плату по предприятию и избегая повышенного  налогообложения фонда оплаты труда.

     В соответствии с российским законодательством  пособие по безработице  составляет в первые три месяца 75% средней  заработной платы на последнем месте  работы, в течение следующих трех месяцев - 60, а в оставшиеся полгода - 45%, но не ниже установленного минимума заработной платы и не выше средней заработной платы в регионе.

     Отличительной чертой России являются необычно большой  отток из рядов безработных. Сопоставляя ситуацию в России с восточноевропейскими странами, рынок труда в которых характеризуется низкими показателями притока в ряды безработных, но еще более низкими показателями оттока, мы обнаруживаем, что в России во многом противоположная картина - с низкими притоками в безработицу, но динамичным оттоком, включая трудоустройство. Начиная с первого квартала 1994 г. началось увеличение притока, приведшее к тому, что ежемесячный темп притока в ряды безработных составил 0,5% (от численности занятых).

     Хотя  показатель трудоустройства остается на высоком уровне: 6-7% безработных ежемесячно находят работу. Как для притока, так и для оттока характерны очень высокие и устойчивые во времени показатели межрегиональных различий.

      Низкие  показатели притока связаны с  решением предприятий, которые могут как целенаправленно сокращать излишнюю рабочую силу, так и полагаться на добровольное выбытие работников - в связи с уходом на пенсию и с увольнением по собственному желанию. В принципе, рост уровня увольнений  должен как-то проявиться в повышении притока в ряды безработных. Однако предприятия весьма неохотно и слабо сокращают работников. Значительная часть притока в ряды безработных связана с добровольными решениями рабочих. Следует, однако, оговориться: разграничительную  черту между добровольными и вынужденными увольнениями провести достаточно трудно, ибо уход с работы по собственному желанию может быть вынужденным. Но даже имея это в виду, следует отметить, что часть добровольно оставляющих свое место работы среди всех, кто становится безработными, преобладает, а это имеет оправдание только в том случае, если вероятность трудоустройства достаточно велика.

     Со  стороны оттока из рядов безработных  данные Федеральной службы занятости  показывают, что уровень трудоустройства  не только высок - свыше 40% всего оттока, - но и направляется почти исключительно в государственные предприятия, с постепенным ростом доли сферы услуг и сокращении доли промышленности и сельского хозяйства.

     Тем не менее, наблюдается  снижение уровня оттока и уровня трудоустройства. Это изменение может объясняться и изменением предложения труда, и сокращением создания новых рабочих мест. Учитывая общую жесткость макроэкономической политики правительства , представляется вероятным, что доминировало сокращение спроса на труд, что привело к сокращению количества свободных рабочих мест и снижению оттока из рядов безработных.

     Еще одна особенность рынка труда  в России. отражающаяся в высоком  уровне оттока безработных - высокий  уровень найма., переходы с одного места работы на другое. Эта активность касалась безработных в наименьшей степени, и, следовательно, безработица в России в целом на самом деле может быть охарактеризована как застойная. Изменения зарегистрированной безработицы следует объяснять динамикой притока, а не оттока. Это не удивительно, если исходить из того, что переходный период представляет собой сильнейший шок совокупного спроса, на который экономика не может ответить лишь мелкими «переделками» и естественным сбросом излишков. Удивительно то, почему все-таки уровень притока столь низок, учитывая масштабы этих потрясений.

      Сегодня на одну вакансию в среднем по России претендуют 10 безработных. Это наиболее точно характеризует ситуацию в экономике и на рынке труда. Дело даже не в том, что люди оказываются без работы, а в практическом отсутствии шансов себя реализовать. Вакансии же начинают появляться с оживлением производства и сферы услуг, т.е. с созданием новых рабочих мест. Особенно тяжелая ситуация складывается в моногородах и закрытых территориальных административных формированиях, где в отличие от больших городов у людей нет выбора места работы (на весь город одно предприятие или шахта), нет возможности заняться своим делом (даже торговлей), потому что у потенциальных покупателей - таких же безработных - нет денег.

 

  1. СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ РЫНКА  ТРУДА.
 

    Рынок труда -особая область рыночных отношений, где  совершаются сделки по купле-продаже  рабочей силы

     Функционально - организационная структура рынка  труда включает в себя  в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.

     На  рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой  сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

     На  рынке труда действует закон  спроса и предложения на рабочую  силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения  на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

     На  рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный  труд, способствует созданию  жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

     Существовавшая  ранее в нашей стране административно - командная система управления, при которой государство как  собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду.

     Международный опыт свидетельствует, что рынок  труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо другое - иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод - распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда.

     Национальный  рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных и этико - трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.

     На  рынке труда реализуется возможность:

     - свободного выбора профессии,  отрасли и места деятельности, поощеряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);

     - найма и увольнения при соблюдении  норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

Информация о работе Причины безработицы в переходной экономике и проблемы занятости населения на современном этапе