Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 05:51, реферат
В современных условиях целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Прибыль является основным источником финансовых ресурсов предприятия. Ее величина во многом определяет перспективы хозяйственного развития, возможности наращивания объемов хозяйственной деятельности. Прибыль создает заинтересованность предпринимателей и участников хозяйственной деятельности в совершенствовании различных сторон своей деятельности. Прибыль служит критерием экономической эффективности хозяйственной деятельности, выступает главным результативным показателем при расчете эффективности использования всех видов экономических ресурсов предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.Прибыль как экономическая категория 4
1.1 Сущность, функции прибыли 4
1.2 Виды прибыли и их характеристика 8
2. Прибыль – критерий оценки результатов работы туристского предприятия 16
2.1 Источник образования прибыли 16
2.2 Принципы распределения прибыли 19
2.3 Факторы, определяющие размер прибыли 27
3.Основные направления повышения прибыли на туристском предприятии 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Таблица 2.1 – Схема формирования прибыли (убытка) предприятия.
Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг | |
НДС, акцизы, экспортные пошлины и т.п., налоги и обязательные платежи | - |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг | - |
Валовая прибыль | |
Коммерческие расходы | - |
Управленческие расходы | - |
Прибыль (убыток) от продаж | |
Проценты к получению (+), проценты к уплате(-) | +/- |
Доходы от участия в других организациях | + |
Прочие операционные доходы | + |
Прочие операционные расходы | - |
Внереализационные доходы | + |
Прибыль (убыток) до налогообложения | |
Налог на прибыль и другие аналогичные платежи | - |
Прибыль (убыток) от обычной деятельности | |
Чрезвычайные доходы(+), чрезвычайные расходы(-) | +/- |
Чистая прибыль |
Источник:[19,
c. 315]
На
изменение прибыли влияют две
группы факторов: внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся
природные условия; транспортные условия;
социально-экономические
Внутренними
факторами изменения прибыли
могут быть основные факторы (объем
продаж, себестоимость продукции, структура
продукции и затрат, цена продукции);
неосновные факторы, связанные с
нарушением хозяйственной дисциплины
(неправильное установление цен, нарушения
условий труда и качества продукции, ведущие
к штрафам и экономическим санкциям). [19,
c. 305]
2.2
Принципы распределения прибыли
Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лине государства, так и предпринимательские интересы учредителей предприятия и интересы отдельных работников. Объектом распределения является валовая прибыль. Законодательно распределение прибыли реализуется в части, поступающей в Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации в виде налогов и других обязательных платежей. Распределение оставшейся части прибыли является прерогативой предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия и фиксируется в его учетной политике.
Распределения прибыли является одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия. Объемы и формы участия персонала в прибыли определяют уровень трудовой мотивации работников, способствуют стабилизации персонала и росту производительности труда.
Пропорции
распределения прибыли
Характер
распределения прибыли
Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально подработанной политикой (ее основу составляет дивидендная политика), формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала. При этом в процессе формирования политики распределения прибыли необходимо учитывать противоположные мотивации собственников предприятия (акционеров, вкладчиков) – получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их размеров в перспективном периоде.
Распределение прибыли предопределяет процесс ее использования.
Цель анализа распределения прибыли – установить, насколько рационально распределяется и используется прибыль с позиции самовозрастания капитала и самофинансирования торгового предприятия. При этом обязательно исследуются направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.[3, c. 109]
Направляя значительную долю чистой прибыли на текущие потребности, предприятие снижает темпы экономического роста и, следовательно, ограничивает возможности будущего потребления. Прибыль., направленная на капиталовложения, способствует ускорению экономического роста, тем самым расширяются возможности будущего потребления.
В общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется на фонды накопления и фонды потребления. Эти фонды различаются по принадлежности к собственникам.
Нераспределенная прибыль – принципиально новый показатель, характеризующий экономический рост предприятия на основе собственных средств. В составе нераспределенной прибыли одна часть характеризует величину накопленной прибыли, вторая часть представляет собой свободную прибыль, т.е. прибыль, которая не получила по сути никакого направления.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, не может быть полностью отнесена к собственному капиталу. Все фонды потребления, даже такие накопления, как вложение в социальную сферу, к собственному капиталу не относится.
Порядок распределения и использования прибыли предприятия фиксируется в его уставе и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических и финансовых служб и утверждается руководящим органом предприятия.
Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:
На
предприятии распределению
Одно из направлений распределения прибыли – погашение государственного целевого кредита, полученного из целевого внебюджетного фонда для пополнения оборотных средств, в пределах сроков возврата. Погашение просроченного целевого кредита и уплата процентов по нему осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятий направляется:
Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплате процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам.
Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного и социального развития, а также материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.
В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль.
Хозяйствующий
субъект самостоятельно определяет
направления использования
Схемы
распределения чистой прибыли:
1.
предприятия:
ЧП = РФ + ФН + ФП,
(2.2)
где ЧП – чистая прибыль, РФ – резервный фонд,
ФН
– фонд накопления, ФП – фонд потребления.
2.
товарищества:
ЧП = РФ + ФН + ФП + ПР, (2.3)
где
ПР - прибыль, распределенная между
учредителями.
Резервный фонд создается хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерных обществ, кооперативов, предприятий с иностранными инвестициями. Акционерные общества зачисляют в резервный фонд также эмиссионный доход, т.е. сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученную при их реализации по цене, превышающей их номинальную стоимость. Эта сумма не подлежит какому-либо использованию или распределению, кроме случаев реализации акций по цене ниже номинальной стоимости. Резервный фонд акционерного общества используется на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей. Его размер должен составлять не менее 15 % уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, не другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.
Фонд накопления – средства, направленные на производственное развитие предприятия, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новой продукции, на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующих организациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами предприятия (на создание нового имущества предприятия). Фонд накопления показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение собственных его средств. Вместе с тем операции по приобретению и созданию нового имущества хозяйствующего субъекта не затрагивают фонд накопления. Фонд накопления уменьшается только при использовании его средств на погашение убытков отчетного года, а также в результате списания за счет накопительных фондов расходов, не включенных в первоначальную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов основных средств.