Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:31, реферат
Денежные накопления реализуются в виде прибыли, акцизов, налога на добавленную стоимость, отчислений на социальное и медицинское страхование и пр. Большая часть денежных накоплений реализуется в форме прибыли. По экономическому содержанию прибыль есть денежное выражение части стоимости прибавочного продукта. Как финансовая категория прибыль выполняет функции: воспроизводственную, стимулирующую и контрольную.
Из чистой прибыли
предприятие выплачивает
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.
Первый — это
монопольное положение
Второй источник
связан с производственной и предпринимательской
деятельностью, поэтому касается практически
всех предприятий. Эффективность его
использования зависит от знания
конъюнктуры рынка и умения постоянно
адаптировать под нее развитие производства.
Здесь, по сути, все сводится к маркетингу.
Величина прибыли в данном случае зависит:
. во-первых, от правильности выбора производственной
направленности предприятия по выпуску
продукции (выбор продуктов, пользующихся
стабильным и высоким спросом);
. во-вторых, от создания конкурентоспособных
условий продажи своих товаров и оказания
услуг (цена, сроки поставок, обслуживание
покупателей, послепродажное обслуживания
и т.д.);
. в-третьих, от объемов производства (чем
больше объем продаж, тем больше масса
прибыли);
. в-четвертых, от ассортимента продукции
и снижения издержек производства.
Однако получение
прибыли в условиях рынка всегда
связано с риском — над предприятием
постоянно висит угроза потерять
вложенный капитал целиком или частично.
Именно поэтому в теории и на практике
используется понятие
«предпринимательская прибыль», которая
по своей величине должна быть больше,
чем процент, получаемый по вкладам в банк.
По своему содержанию понятие «риск» относится как к хозяйственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д.
Полностью избежать риска в предпринимательской деятельности практически невозможно, но существует система методов смягчения его отрицательных последствий. К ним относятся самострахование (создание резервных фондов), участие в венчурных компаниях, хеджирование, заключение фьючерных сделок и т.д.
§ 2. Факторы, влияющие на реализацию и предпринимательский доход
Эти факторы можно условно подразделить на три группы: производственные, коммерческие, финансовые.
Производственные
факторы связаны с объемом
производства, его ритмичностью, материальной,
научно-технической и
Коммерческие факторы как бы подводят к финансовым факторам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основе самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно- экономическое обеспечение.
Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков (в основном, рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от платежа), с другой — на привлечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что в свою очередь требует известных внепроизводственных затрат (представительских, на рекламу и др.).
Финансовые факторы,
охватывающие и выручку от реализации
продукции
(услуг), и предпринимательский доход от
всех видов деятельности, включают соответственно:
формы расчетов (предусматриваемые контрактом
или определяемые оперативно); ценовое
регулирование, в том числе уценку в случае
замедления реализации; привлечение кредита
банка либо средств из централизованных
резервов; применение штрафных санкций;
изучение и взыскание дебиторской задолженности,
а также обеспечение ликвидности других
активов; стимулирование привлечения
денежных ресурсов на финансовых рынках
— доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов,
аренды и иных финансовых вложений. Здесь
немаловажен принцип "время — деньги":
чем быстрее и полнее поступление доходов,
тем эффективнее вся деятельность. Поэтому
не следует пренебрегать дифференцированной
в зависимости от сроков реализации и
прогноза насыщения рынка уценкой, в том
числе сезонной, периодической или разовой
(временное падение доходов окупится высвобождением
средств за счет ускорения их оборота),
предпочтительной отгрузкой своей продукции
наиболее надежным и быстрым плательщикам
и другими мерами воздействия.
3. Издержки производства, прибыль и валовой доход
Каждое предприятие, фирма прежде, чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход она сможет получить.
Прибыль предприятия (фирмы) зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело – затраты на производство продукции – издержки производства. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.
В общем виде издержки производства и реализации (себестоимость продукции, работ, услуг) представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
В издержки производства и реализации продукции включаются затраты, связанные с:
• непосредственным производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства;
• использованием природного сырья;
• подготовкой и освоением производства;
• совершенствованием технологии и организации производства, а также улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств (затраты некапитального характера);
• изобретательством и рационализацией, проведением опытно- экспериментальных работ, изготовлением и испытанием моделей и образцов, выплатой авторских вознаграждений и т. п.;
• обслуживанием производственного процесса: обеспечением производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом и другими средствами и предметами труда, поддержанием основных производственных фондов в рабочем состоянии, выполнением санитарно-гигиенических требований;
• обеспечением нормальных
условий труда и техники
• управлением производством: содержанием работников аппарата управления предприятия, фирмы и их структурных подразделений, командировками, содержанием и обслуживанием технических средств управления, оплатой консультационных, информационных и аудиторских услуг, представительскими расходами, связанными с коммерческой деятельностью предприятий, фирм и т. п.;
• подготовкой и переподготовкой кадров;
• отчислением на
государственное и
• отчислением по обязательному медицинскому страхованию и др.
Конечно, результат деятельности предприятия, фирмы (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и другого имущества предприятия, фирмы и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Определяется конечный результат как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.
Различают также понятия валового дохода и валовой прибыли.
Валовой доход — это показатель, характеризующий конечный результат производственной или коммерческой деятельности предприятия, фирмы, исчисляемый путем исключения из валовой выручки[1] и результатов внереализационных операций (без налога на добавленную стоимость и акцизов) всех затрат на производство и реализацию продукции, вошедших в себестоимость, кроме затрат на оплату труда. Валовая прибыль — часть валового дохода предприятия, фирмы, которая остается у них после вычета всех обязательных расходов. Представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Классификация затрат на производство продукции
В отечественной практике управления затратами для целей планирования, учета и калькулирования существует следующая классификация:
• по виду производства — основное и вспомогательное;
• по виду продукции — отдельное изделие, группа однородных изделий, заказ, передел, работы, услуги;
• по виду расходов
— статьи калькуляции (для калькулирования
себестоимости продукции и
• по месту возникновения затрат — участок, цех, производство, хозрасчетная бригада.
Для практического
использования в системе
Перечень статей
калькуляции, их состав и методы распределения
по видам продукции, работ, услуг
определяются отраслевыми методическими
рекомендациями по вопросам планирования,
учета и калькулирования
В качестве примера рассмотрим калькуляционные статьи затрат, широко применяемые на заводах машиностроения.
1. Сырье и материалы (за вычетом отходов).
2. Покупные изделия,
полуфабрикаты и услуги
3. Заработная плата
основная производственных
4. Заработная плата
дополнительная
5. Отчисления на
социальное страхование с
6. Расходы на подготовку и освоение производства.
7. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.
8. Цеховые расходы.
9. Общезаводские расходы.
10. Потери от брака.
11. Внепроизводственные расходы.
Первые восемь статей затрат образуют цеховую себестоимость. Цеховая себестоимость плюс общезаводские расходы и потери от брака составляют производственную себестоимость. Наконец, все 11 статей представляют собой полную себестоимость продукции.
В нынешних условиях перехода на рыночную экономику на многих малых и средних предприятиях используют сокращенную номенклатуру калькуляционных статей, включающую:
• материальные затраты (сырье, материалы, топливо и энергия на технологические цели) в прямом исчислении;
• затраты на оплату труда (также в прямом исчислении);
• прочие прямые затраты;
• затраты по управлению и обслуживанию производства (косвенные).
Перед предприятиями (фирмами) стоит задача получения быстрой и как можно более достоверной информации об издержках производства. Нередко предпринимателю приходится составлять калькуляции затрат на базе определенных предложений. При этом назначение калькуляции затрат — получение информации индикативного характера, позволяющей выявить отклонения от заданных норм, планов, заранее установленных стандартов, определить причину этих отклонений и принять необходимые меры по устранению или сокращению подобных отклонений.