Прибыль предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы – на основе теоретического материала, на основе обобщения законодательных и нормативных документов изучить основные оценочные показатели деятельности предприятия (прибыль и рентабельность), а также изложить методику планирования прибыли различными способами.
Реализация указанной цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:
Раскрыть экономический смысл основных оценочных показателей деятельности предприятия (прибыль, рентабельность), рассмотреть их основные виды.
Обосновать необходимость планирования прибыли в условиях рыночной экономики.
Формулировать принципы максимизации прибыли.

Работа содержит 1 файл

Прибыль предприятия++++.docx

— 73.62 Кб (Скачать)

Кроме указанных  выше факторов на величину прибыли  от реализации, безусловно, влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет за собой сокращение прибыли.

Таким образом, рассмотренные выше основные факторы, воздействующие на объем прибыли  от реализации товарной продукции, как в сторону увеличения, так и уменьшения, должны являться предметом тщательного анализа, прежде всего со стороны фирмы.

Кроме прибыли  от реализации продукции в состав валовой прибыли включается, как отмечено выше, прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валовой прибыли. Результаты от прочей реализации могут быть как положительными, так и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговых организаций, находящихся на балансе фирмы, могут иметь от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что, соответственно, скажется на объеме валовой прибыли.

Отдельной составной частью валовой прибыли  выделена прибыль от реализации основных средств и другого имущества. У фирмы могут образоваться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации излишних товарно-материальных ценностей могут образоваться не только прибыль, но и убытки.

Что касается реализации излишних основных средств, то прибыль от этой реализации исчисляется как разница между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью фондов, которая увеличивается на соответствующий индекс, законодательно устанавливаемый в зависимости от темпов роста инфляции.

Важным  элементом валовой прибыли являются внереализационные доходы за вычетом внереализационных расходов, т.е. та кие, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции

В их составе  могут иметь место курсовые разницы (положительные и отрицательные) по валютным счетам, а также по операциям  в иностранной валюте. Кроме того, в состав доходов от внереализационных  операций, подлежащих налогообложению, в 1998 г. включена прибыль, полученная инвестором при исполнении соглашения о разделе продукции. Если до 1991 г. в составе внереализационных доходов и расходов учитывались в основном суммы уплаченных и полученных штрафов, пени, неустоек и других санкций, то в настоящее время состав внереализационных результатов значительно расширился, так как появились новые элементы, связанные с предпринимательской деятельностью. Это – доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, доходы от сдачи имущества в аренду, дивиденды и проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим организации, и др.

Поступление этих доходов обусловлено процессом разгосударствления и образования предприятий различных форм собственности – арендных, акционерных, совместных и др. Когда предприятия участвуют в работе совместных предприятий или на долевых началах в деятельности других предприятий, то при успешном функционировании последних они имеют определенный долевой доход, учитываемый в составе внереализационных результатов.

С развитием  арендных отношений многие предприятия в целях получения доходов сдают часть своего имущества, включая помещения, сооружения, оборудование и др., в аренду на более или менее длительный срок. Сдача имущества в аренду может принимать в результате форму аренды с выкупом. В итоге организация получает доход, увеличивающий внереализационные доходы, а, следовательно, и валовую прибыль.

С развитием  акционерной формы собственности  предприятия и организации выпускают  акции, облигации и другие ценные бумаги, способствующие повышению их доходности и рентабельности. Уровень доходности на выпущенные акции, облигации принимает форму дивидендов и процентов. В зависимости от типа акций складывается уровень дивидендов на них. При выпуске простых (обыкновенных) акций размер дивиденда зависит от суммы полученной прибыли, от возможности направления на выплату дивидендов части этой прибыли с учетом других затрат из прибыли, от доли привилегированных акций в общем их количестве и объявленного по ним уровня дивидендов, от величины уставного капитала и общего количества акций, выпущенных в обращение.

Рассмотрим пример расчета уровня дивидендов на обыкновенную акцию. Допустим, предприятие выпустило в обращение 64 044 акции номиналом 10 руб. каждая. Все акции обыкновенные. Выручка от реализации продукции за год за минусом НДС и акцизов составила 2 971 112 руб. Валовая прибыль предприятия за год – 771148 руб., общая сумма платежей из прибыли в бюджет – 203 948 руб.

Отсюда  чистая прибыль предприятия (ЧП) – 567 200 руб. (771 148 – 203948).

Доля  чистой прибыли, направляемой на выплату  дивидендов, определена на уровне 40% (Дчп). Тогда чистая прибыль на выплату дивидендов по обыкновенным акциям (Чпд) будет исчислена по формуле:

 

Чпд = ЧП * Дчп/100 – Кпа * Дп/100,

 

где, Чпд – чистая прибыль на выплату дивидендов по обыкновенным акциям;

ЧП – чистая прибыль предприятия;

Дчп – доля чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов;

Кпа – номинальная стоимость количества привилегированных акций;

Дп – уровень дивидендов по привилегированным акциям (в% к номиналу).

Поскольку данное предприятие не выпускает привилегированных акций, на выплату дивидендов по обыкновенным акциям будет направлено чистой прибыли 226 880 руб. (567 200 * 40: 100).

Исходя  из этого уровень дивидендов по обыкновенным акциям (До) определяется по формуле:

 

До = Чпд * 100 / Ка – Кпа,

 

где, До – уровень дивидендов по обыкновенным акциям;

Чпд – чистая прибыль на выплату дивидендов по обыкновенным акциям;

Ка, – номинальная стоимость количества всех акций в обращении;

Кпа – номинальная стоимость количества привилегированных акций.

Таким образом, уровень дивидендов на обыкновенную акцию составит 354,2% (226 880 / 64 044 * 100).

Рассчитанные  подобным образом дивиденды по акциям включаются в состав внереализационных  доходов.

Традиционно включаемые в состав внереализационных  доходов и расходов пени, штрафы и неустойки имеют непостоянный характер. При этом уплаченные штрафы, пени и неустойки могут превышать  полученные. Тогда образуются убытки, сокращающие внереализационную прибыль. Если же сумма экономических санкций, полученных данным предприятием, превышает уплаченные, то внереализационные доходы увеличиваются. В случаях, когда суммы санкций вносятся в бюджет, они не включаются в состав внереализационных операций и возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении фирмы. Все будет зависеть от характера деятельности данного предприятия, соблюдения расчетно-платежной дисциплины, выполнения своих обязательств по поставкам, по платежам в бюджет, поставщикам и банкам.

 

1.4 Взаимоувязка доходов и расходов  коммерческой организации

 

Прибыль является одним из ключевых индикаторов успешности финансово-хозяйственной деятельности. Поскольку факторов ее формирования, а таковыми являются отдельные виды и доходов и расходов, много, возможно обособление различных показателей прибыли. Именно поэтому, характеризуя работу фирмы в терминах экономической представлений нужно уточнять, о какой прибыли идет речь. Одно из представлений взаимоувязки доходов и расходов в процессе деятельности предприятия, в результате которой раз и удается обособить те, или иные показатели прибыли, приведено на рисунке А 1.2

Обособление тех или иных видов прибыли  осуществляется, прежде всего, исходя из интересов лиц, имеющих отношение к предприятию. Один из возможных подходов заключается в следующем.

В деятельности предприятия как первичной ячейки любой экономической системы, производящий некоторый вид продукции и (или) услуг, т.е. вносящей свой вклад в генерирование общих доходов страны, заинтересованы различные группы лиц. Наиболее общей их градацией является обособление 4 групп:

  • Собственники предприятий;
  • Его работники, представленными управленческим персоналом;
  • Государство;
  • Прочие лица; (банки, покупатели).

Как следует  из рисунка А 1.2, укрупнено алгоритм распределения совокупного текущего таков: полученная предприятием выручка  от реализации последовательно «расходуется»  в следующей последовательности:

    1. Материальные расходы;
    2. Финансовые расходы;
    3. Выплата налогов и обязательных платежей;
    4. Реинвестирование прибыли;

Каждое  такое уменьшение приводит к получению  нового результатного показателя;

В частности  с позиции лендеров, ссужающих  деньги предприятию на долгосрочной основе и получающих свою долю в  виде процентов по ссудам и займам, наибольший интерес представляет показатель прибыли до вычета процентов и налогов с позиции интересов государства основной финансовый показатель – прибыль до вычета налогов и обязательных платежей (налогооблагаемая прибыль), поскольку имена она служит источником, из которого государство получает свою долю общих доходов предприятия; для собственников основной показатель – чистая прибыль. [13, С. 413]

Наиболее  полные сведения о прибыли и ее компонентах приведены в отчете о прибылях и убытках

 

1.5 Рентабельность предприятия – экономическое значение, основные коэффициенты рентабельности

 

Важная  роль в системе экономических  показателей эффективности предпринимательской  деятельности принадлежит показателю рентабельности.

Если  прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, т. к. отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Фирма рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Рентабельность может исчисляться по-разному. В период, предшествовавший перестройке экономики России, широко применялся показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к сумме производственных фондов (основных производственных фондов и материальных оборотных средств).

Учитывая, что данный показатель в прежних  условиях хозяйствования был плановым, предполагалось, что он должен был  воздействовать на увеличение выпуска  продукции с наименьшей суммой производственных фондов, т.е. стимулировать улучшение использования последних. Однако, как показало время, поставленная цель не была достигнута. Тем не менее, показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, продолжает применяться в практике предпринимательской деятельности для обобщенной оценки уровня прибыльности, доходности.

Этот  показатель общей рентабельности (рентабельности производственных фондов) официально трансформировался в показатель рентабельности активов и исчисляется по формуле

 

ROA = (NI+IE) / TA,

 

где,

ROA – рентабельность активов;

NI – чистая прибыль;

IE – проценты к уплате;

ТА – средняя величина активов

Показатель  ROA дает оценку эффективности вложения средств в активы данного предприятия иными словами, оценивается правильность выбора инвестора

Кроме рентабельности активов в процессе анализа предпринимательской  деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции. Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

Рентабельность  продукции исчисляется по формуле

 

Р= (П / Сп) х 100,

 

где, Р – рентабельность продукции, %;

П – валовая прибыль предприятия, руб.;

Сп – полная себестоимость реализованной продукции, руб.

Учитывая, что прибыль связана как с  себестоимостью изделия, так и с  ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может  быть исчислена как отношение  прибыли к стоимости реализованной  продукции по свободным или регулируемым ценам, т.е. к выручке от продаж. Отсюда такой показатель рентабельности стал называться рентабельностью продаж.

Эти показатели рентабельности продукции и рентабельности продаж взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В связи с этим при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Очень важно сформировать структуру производимой продукции в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

Рассмотренные показатели дополнятся коэффициентами рентабельности продаж. Возможны различные  алгоритмы их исчисления в зависимости  от того, какой из показателей прибыли  заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная или чистая прибыль. Соответственно рассчитывают 3 показателя рентабельности продаж а) валовая рентабельность реализованной продукции или норма валовой прибыли (GRM); б) норма операционной прибыли, или операционная рентабельность реализованной продукции (OIM); в) норма чистой прибыли, или чистая рентабельность реализованной продукции (NPM).

Информация о работе Прибыль предприятия