Прибыль предприятия: ее формирование и использование

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:04, дипломная работа

Описание работы

Целью написания выпускной квалификационной работы является изложение теоретических, практических, методических основ формирования, распределения и использования прибыли. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• понятие сущности прибыли как экономической категории;
• порядок формирования, распределения и использования прибыли;
• оценка динамики показателей балансовой прибыли;
• изучение составных элементов формирования балансовой прибыли;
• выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль;
• выявление и оценка резервов роста прибыли, способов их мобилизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………2
1. ПРИБЫЛЬ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………..……..7
1.1 СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ..….7
1.2 ЗНАЧЕНИЕ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ, ОСТАЮЩЕЙСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………….………..18
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ…………………...……………………24
2.1 СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ…….…..24
2.2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ…….…28
3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ( НА ПРИМЕРЕ ООО “ЛАДОРА”)………………….33
3.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО “ЛАДОРА”…………...…………………………33
3.2 АНАЛИЗ СОСТАВА И ДИНАМИКИ БАЛАНСОВОЙ ПРИБЫЛИ…..40
3.3 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ……………………………..………44
3.4 АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ……...……………………………………………………..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..…………………58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...….60

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 122.50 Кб (Скачать)

С учетом реализации этих основных задач осуществляется непосредственное распределение прибыли предприятия. Процесс этого распределения  базируется на следующих принципах:

Связь политики распределения  прибыли с общей политикой  управления прибылью предприятия. Цель и задачи политики распределения  прибыли должны полностью соответствовать  целям и задачам общей политики управления ею, т.к. распределение прибыли  отчетного периода представляет собой одновременно процесс обеспечения условий формирования прибыли предстоящего периода.

Приоритетность учета  интересов и менталитета собственников  предприятия. Прибыль, формируемая  предприятием и остающаяся в его  распоряжении после уплаты налогов, принадлежит его собственникам, поэтому в процессе ее распределения  приоритетность направлений ее использования  определяется ими. Менталитет собственников  может быть направлен на получение  высокого текущего дохода или на обеспечение  высоких темпов прироста инвестируемого капитала, определяя главную пропорцию  распределения прибыли - между потребляемой и капитализируемой ее частями. Эти пропорции могут меняться во времени в связи с изменением внешних и внутренних условий деятельности предприятия.

Стабильность политики распределения  прибыли. Базовые принципы распределения  прибыли, положенные в основу разработки ее политики, должны носить долговременный характер. Соблюдение этого принципа особенно важно в процессе действия крупных акционерных компаний с  большим количеством акционеров (это позволяет таким акционерам принимать обоснованные инвестиционные решения).

Предсказуемость политики распределения  прибыли. При необходимости изменения  основных пропорций распределения  прибыли в связи с корректировкой стратегии развития предприятия или по другим причинам, все инвесторы должны быть заранее извещены об этом. Информированность инвесторов (в первую очередь акционеров) является одним из важных условий обеспечения «прозрачности» фондового рынка, формирующей реальную стоимость обращающихся акций.

Оценка эффективности  разработанной политики распределения  прибыли. Такая оценка проводится с  использованием следующих основных показателей: коэффициента капитализации  прибыли; коэффициента дивидендных  выплат; коэффициента участия персонала  в прибыли и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Факторы, влияющие на распределение прибыли

 

По характеру возникновения  все факторы, можно разделить  на две основные группы: а) внешние (генерируемые внешними условиями деятельности предприятия); б) внутренние (генерируемые особенностями  хозяйственной деятельности данного  предприятия.

Внешние факторы рассматриваются  как своего рода ограничительные  условия, определяющие границы формирования пропорций распределения прибыли. К числу важнейших из этих факторов относятся:

Правовые ограничения. Законодательные  нормы определяют общие финансовые и процедурные вопросы, связанные  с распределением прибыли. Они формируют  приоритетность отдельных направлений  ее использования (налоговых и других отчислений), устанавливают нормативные  параметры этого использования (ставки налогов, сборов и других обязательных отчислений за счет прибыли; ставки минимальных  отчислений в резервный фонд и  т.п.).

Налоговая система. Конкретные ставки отдельных налогов и система  налоговых льгот существенным образом  влияет на пропорции распределения  прибыли. Если уровень налогообложения  личных доходов граждан значительно  ниже уровня налогообложения хозяйственной  деятельности и имущества предприятия, это создает предпосылки к  повышению доли потребления капитала. И наоборот, если налоговая система  предусматривает льготы по реинвестированию прибыли. По ее направлению на благотворительные  и иные цели, это создает предпосылки  стимулирования таких форм использования  прибыли.

Темп инфляции. Этот фактор генерирует риск обесценения будущих  доходов, формируя склонность собственников  к росту текущих их выплат. Однако если предприятие выпускает инфляционно  защищенную продукцию (а цены на отдельные  виды продукции, как показывает опыт, могут и значительно опережать  темпы инфляции) или его инвестиционные проекты обеспечивают высокий уровень материализации капитала, то негативным влиянием этого фактора на реально обусловленные пропорции распределения прибыли можно пренебречь. Главным условие при этом является выплата текущих доходов собственникам в предстоящих периодах с учетом их корректировки на индекс инфляции по отношению к предшествующему периоду.

Стадия конъюнктуры товарного  рынка. В период подъема конъюнктуры  рынка, на котором предприятие реализует  свою продукцию, эффективность капитализации  прибыли в процессе ее распределения  возрастает. Действие этого благоприятного фактора позволяет получить в  предстоящем периоде гораздо большую норму прибыли на реинвестируемый капитал, чем в предшествующие периоды.

«Прозрачность» фондового  рынка. Возможность быстрого использования  акционерами информации о характере  распределения прибыли и уровне выплачиваемых дивидендов на акцию  позволяет им оперативно принимать  решения о реинвестировании капитала (при снижении уровня дивидендных  выплат) или приобретении дополнительного  числа акций (при повышении уровня дивидендных выплат). Поэтому в  условиях высокой «прозрачности» фондового  рынка необходимо учитывать последствия  управленческих решений о распределении  прибыли, их влияние на изменение  реальной стоимости и рыночной котировки  акций. При отсутствии такой «прозрачности» влияние этого фактора проявляется  в меньшей степени и со значительным «лагом запаздывания».

Среднерыночная норма  прибыли на инвестированный капитал. Характер этого показателя формирует  эффективность пропорций потребления  и реинвестирования прибыли, являясь  своеобразным критерием управленческих решений по этому вопросу. В условиях снижения среднерыночного уровня прибыли  на капитал возрастают тенденции  повышения доли прибыли, направляемой на потребление. В то же время рост этого показателя создает предпосылки  к более эффективному использованию  реинвестируемого капитала, т.е. повышение доли капитализируемой части прибыли.

Альтернативные внешние  источники формирования финансовых ресурсов.

Если предприятие имеет  возможность привлекать финансовые ресурсы из внешних источников на условиях более низкой стоимости, чем  средневзвешенная стоимость его  капитала, оно может больший размер прибыли распределять среди собственников  и персонала, так как его инвестиционные потребности будут удовлетворяться  за счет более дешевых альтернативных внешних источников финансирования. [6]

Если же доступ предприятия  к внешним источникам формирования капитала ограничен, или если стоимость  его привлечения значительно  превышает уровень средневзвешенной стоимости капитала, сложившийся  на предприятии, более эффективным  будет использование прибыли  в инвестиционных целях.

Внутренние факторы оказывают  решающее воздействие на пропорции  распределения прибыли, так как  позволяют формировать их применительно  к конкретным условиям и результатам  хозяйствования данного предприятия. К числу важнейших из этих факторов относятся:

Менталитет собственников  предприятия. Это один из важных показателей  формирующих конкретный тип политики распределения прибыли предприятия (его дивидендной политики). Если собственники (акционеры) нуждаются в постоянном притоке текущих доходов или не приемлют риски, связанные с длительным ожиданием этих доходов в будущем периоде, они будут настаивать на обеспечении высокой доли потребляемой прибыли в процессе ее распределения (если их менталитет не будет учтен, они реинвестируют свой капитал в другие предприятия с более приемлемой для них дивидендной политикой). В то же время, если собственники не нуждаются в высоких текущих доходах и предпочитают еще более высокий уровень этих доходов в предстоящем периоде за счет реинвестирования капитала, доля капитализируемой части прибыли будет возрастать (если их менталитет не будет удовлетворен, они также будут вынуждены реинвестировать свой капитал в другие предприятия с соответствующей дивидендной политикой).

Уровень рентабельности деятельности. Этот показатель оказывает существенное влияние на свободу формирования пропорций распределения прибыли. При низком уровне рентабельности хозяйственной деятельности (а соответственно и меньшей сумме распределяемой прибыли) свобода формирования пропорций ее распределения существенно ограничена. [7]

Это связано с тем, что  определенная часть прибыли «связана»  контрактными обязательствами с  собственниками (уровень дивидендных  выплат по привилегированным акциям) с персоналом (формы социальной защиты) или обусловлена правовыми нормами (формирование резервного фонда). Поэтому  остающаяся часть распределяемой прибыли  на пропорции ее использования в  этих условиях существенно влиять не будет.

Инвестиционные возможности  реализации высокодоходных проектов. Если в портфеле предприятия имеются  готовые проекты, внутренняя ставка доходности по которым значительно  превышает средневзвешенную стоимость  капитала, и такие проекты, могут  быть реализованы в относительно короткий период, доля капитализируемой прибыли (при прочих равных условиях должна возрастет).

Стадия жизненного цикла  предприятия. На ранних стадиях своего жизненного цикла предприятия вынуждены  больше средств инвестировать в  свое развитие, ограничивая размеры  выплат собственникам. В то же время  предприятия в стадии зрелости ведут  не столь активную деятельность в  сфере реального инвестирования, имеют возможность привлекать необходимые  им кредитные ресурсы на более  выгодных условиях, а следовательно могут обеспечить более высокие размеры выплат.

Уровень коэффициента финансового  левериджа. Если предприятие имеет возможность повысить эффект финансового левериджа за счет роста его коэффициента, не снижая при этом существенно уровень своей финансовой устойчивости, доля потребляемой прибыли в процессе ее распределения может быть повышена. И наоборот, если коэффициент чрезмерно высок и не обеспечивает прирост финансовой рентабельности, а снижение объема используемого заемного капитала может вызвать существенное сокращение объемов операционной деятельности, предприятие вынуждено капитализировать значительную часть своей прибыли.

Уровень концентрации управления. Если в процессе оптимизации структуры  капитала возникает необходимость  существенного увеличения доли собственной  его части, а собственников волнует  угроза потери финансового контроля над управлением предприятием при  привлечении капитала из внешних  источников, то в процессе распределения  прибыли уровень ее капитализации  должен существенно повышаться. Только при условии существенного возрастания объема внутреннего финансирования развития предприятия контролируемый объем капитала, обеспечивающий реальное управление предприятием, останется в руках прежних собственников.

Уровень текущей платежеспособности предприятия. В условиях низкого  уровня текущей платежеспособности, высокого объема неотложных финансовых обязательств предприятие не имеет возможности направлять большие размеры распределяемой прибыли на потребление.

 

 

 

 

 

 

 

3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА  ПРИМЕРЕ ООО “лАДОРА”

3.1 Характеристика финансово-хозяйственной  деятельности ООО "лАДОРА"

Основным видом деятельности ООО “ Ладора ” является производство и реализация продукции – двери. Целью деятельности ООО “Ладора” является производство данной продукции и удовлетворение существующего спроса на нее на рынке Волгограда и Волгоградской области и, соответственно, получение прибыли в процессе этой деятельности. Производственная фирма “Ладора” является обществом с ограниченной ответственностью (ООО). Под ООО понимается объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности, имеющее уставный фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами, и несущее ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества. Участники ООО несут ответственность в пределах своих вкладов. В ООО “Ладора” создан уставный фонд, размер которого составляет 18 тыс. руб. Имущество общества с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников, и принадлежит его участникам на праве долевой собственности. Число участников ООО“Ладора” составляет 4 физических лица. Высшим органом управления ООО“Ладора” является собрание участников. В его компетенции находятся вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли и определение порядка покрытия убытков и др. Исполнительным органом ООО “Ладора” является директор. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение имуществом, найм и увольнение персонала. В 2011 году среднесписочная численностью работников ООО “ Ладора ” составила 75 человека.

Таблица 1: Численность персонала фирмы ООО “Ладора”

 

2011 год,

количество человек

2010 год,

количество человек

Управленческий персонал

3

3

Специалисты

5

5

Производственные рабочие

64

55

Обслуживающий персонал

3

2

Информация о работе Прибыль предприятия: ее формирование и использование