Прибыль и издержки фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:08, контрольная работа

Описание работы

Прибыль, как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

     При нормальном состоянии экономики  использование части прибыли  для увеличения доходов работников позволяет преодолевать их былое отчуждение от собственности и заинтересовать в экономической реализации совместного имущества, в увеличении массы и нормы прибыли.

     Экономическая и бухгалтерская прибыль.

     В общем виде прибыль определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками: TR-TC=p.

     Где: TR - совокупная выручка (доход);

     TC - совокупные издержки;

     p - прибыль. 

     Однако  сами издержки бывают внешними (явными) и внутренними (неявными). К внешним  издержкам относятся платежи  внешним (по отношению к данной фирме) поставщикам. Вычтя из совокупной выручки (дохода) внешние издержки, мы получаем бухгалтерскую прибыль. Бухгалтерская прибыль, однако, не учитывает внутренние (или скрытые) издержки. Внутренними издержками являются:

     издержки  на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю; нормальная прибыль, которая приходится на такой важнейший ресурс, каким является предпринимательская способность.

     Вычтя из бухгалтерской прибыли внутренние издержки, мы получаем экономическую  прибыль.

     Таким образом, в отличие от бухгалтерской прибыли, которая учитывает только внешние издержки, экономическая прибыль определяется путем вычета из выручки как внешних, так и внутренних издержек (включая нормальную прибыль). Внешние и внутренние издержки в сумме образуют экономические, или альтернативные, издержки. Это значит, что при определении объема реальной прибыли следует исходить из такой цены ресурса, которую получил бы его владелец при наилучшем его использовании.

     Экономические издержки позволяют понять различие между подходами бухгалтера и  экономиста к оценке деятельности фирмы. Бухгалтера интересуют прежде всего  результаты деятельности фирмы за определенный (отчетный) период. Он анализирует прошлое, имеющийся опыт в деятельности фирмы. Экономиста, наоборот, интересуют перспективы деятельности фирмы, ее будущее. Именно поэтому он пристально следит за ценой наилучшей альтернативы использования ресурсов, которыми он располагает.

     Глава IV. Фирма: условия  равновесия.

     Равновесие  на рынке совершенной (чистой) конкуренции.

     Как известно, равновесие фирмы, ее устойчивое положение в отрасли достигается  при равенстве предельного дохода и предельных издержек. При этом следует иметь в виду, что сам предельный доход равен цене товара. Так получается потому, что увеличение предложения товара на предельно малую величину (единицу) дает прирост дохода, и это прибавит к общей выручке цену одного товара. Значит, предельный доход приравнивается к цене товара.

     Итак, равновесие фирмы, в условиях которого она выбирает оптимальный выпуск продукции, предполагает следующее  равенство: Р=МС-МК, где Р — цена товара; МС — его предельные издержки; MR — его предельный доход.

     Равновесие  фирмы в условиях монополистического рынка.

     Здесь положение несколько иное. Прежде всего монополия как лидер  в отрасли имеет возможность  навязывать цену рынку, в то время  как при совершенной конкуренции  производитель приспосабливается к ней. Поэтому кривая спроса для монополиста совпадает с ценой. Что же касается кривой предельного дохода, то она располагается, как правило, ниже линии цены.

     Так получается потому, что монополист при насыщенном рынке может увеличить  производство, только снижая цены. При этом происходит снижение цен не только на добавочную продукцию, поступившую на рынок, но и на весь аналогичный товар продавца. Каждая новая партия снижает цены на весь представленный к продаже товар. Поэтому предельный доход будет формировать не только цена добавочного товара, которая определяет прирост валового дохода. Последний корректируется на величину убытков от снижения цен всей партии товаров, ранее представленных рынку. Допустим, на рынок было представлено две партии товара по цене 5 долл., а с прибытием третьей партии цены были понижены до 4  долл. В этом случае предельный доход третьей партии (т.е. прирост дохода) будет составлять прирост выручки, уменьшенной на величину убытков от понижения цен на предыдущие, пока не проданные две партии. Предельный доход будет равен 2 долл. (4 долл. + (- 2 долл.)). Он, как мы видим, меньше цены (4 долл.).

     Итак, в условиях монополистической конкуренции  при насыщенном рынке производителя  цена выше предельного дохода Р > MR. Что же касается сравнения предельного дохода и предельных издержек, то правило, определяющее оптимальный выпуск продукции и максимальную величину прибыли, остается прежним: МС == MR. Это связано с тем, что монополия, как правило, не является абсолютной, раз и навсегда зафиксировавшей свое исключительно выгодное положение. Монополия боится международной конкуренции, а также того, что покупатели при повышенной цене уменьшат свои покупки, перейдя на потребление товаров-заменителей. Поэтому в условиях монополистической конкуренции предприниматель сохраняет стратегию, характерную для рынка совершенной конкуренции, когда скорость приращения дохода не должна превышать скорости прироста издержек. В этом случае отрасль будет ограждена от наплыва конкурентов.

     Однако  когда монополия уверена в своей уникальности, что характерно для замкнутой экономики, криминализированного рынка, особенно если речь идет о производстве и продаже товаров неэластичного спроса, ее поведение становится иным.

     1. Монополист начинает активно  завышать цены, что ущемляет интересы потребителей.

     2.Ограждение  от конкуренции ведет к изменению  критерия эффективности производства. Фирму в этих условиях уже  не устраивает равенство предельного  дохода и предельных издержек. Она выбирает такой вариант  развития, когда скорость наращивания дохода превышает скорость прироста издержек. Итак, MR> МС В этих условиях монополия может и при меньших объемах производства максимизировать свой доход. Такая монополия формирует обычно  цены более высокие, а объемы более низкие по сравнению с условиями чистой конкуренции. С точки зрения общества, это означает, что ресурсы по отраслям и предприятиям распределяются не самым рациональным образом, так как монополия посредством завышенной цены собирает дань с остальных производителей, лишая их части дохода.

     Сужение масштабов предложения означает, что запросы потребителей удовлетворяются  не в полной мере, а это приводит к расхождению между фактически произведенным совокупным продуктом  общества и потенциальными возможностями  общества.

     Примерно  такая же картина раскрывается при анализе действия монополии на дефицитном рынке в условиях, когда повышенный спрос нельзя за короткий срок покрыть приростом предложения.

     Таким образом, условия равновесия можно  выразить в двух взаимоисключающих  формах:

     1. Цена фактора равна стоимости продукта      1. Цена продукта равна предельным  издержкам
     2. Предельный продукт уменьшается       2. Предельные издержки увеличиваются 
     3. Средний продукт уменьшается      3. Средние издержки увеличиваются

     Критический анализ только что рассмотренных условий равновесия требует принять во внимание два соображения. Первое: нередко сами предприниматели убеждены в том, что действуют в условиях снижения средних издержек. Второе соображение носит в большей мере теоретический характер и обусловлено толкованием «законов убывающей и возрастающей доходности», которое распространено среди современных авторов. Тенденция к возрастанию доходности (в более широком смысле слова - к снижению издержек) вызвана как экономией, связанной с расширением масштабов производства, так и особенно неделимостью единиц соответствующих факторов и неделимостыо соответствующих производственных процессов. Тенденция к убыванию доходности (возрастанию издержек) возникает, если увеличивается количество  ресурсов определенного вида, используемых при изготовлении продукта, в то время как количество ресурсов другого вида (или видов) остается неизменным или увеличивается сравнительно медленно. Когда фирма вынуждена действовать в условиях роста средних издержек, это значит, что преобладает вторая из двух отмеченных тенденций, иначе говоря, будет неизбежно наблюдаться не просто использование редких ресурсов определенного вида, но использование ресурсов достаточно редких, чтобы  воспрепятствовать всякой возможной экономии, обусловленной расширением масштабов производства.

     Однако  необходимо помнить, что мы имеем  дело с двоякого рода условиями: возрастанием предельных издержек и возрастанием средних издержек производства. Предельные издержки должны расти по мере увеличения размеров фирмы, обеспечивая на каком-то этапе остановку этого процесса. Однако рост предельных издержек не служит достаточным условием равновесия. Вовсе нельзя утверждать, будто невозможно такое положение дел, при котором предельные издержки немного увеличиваются из-за трудностей, связанных с контролем фирмы, размер которой растет. Экономисты все-таки полагают, что такие условия деятельности фирмы, надо ожидать, встречаются чаще всего. Однако, если предельные издержки лишь немного превышают их минимальное значение, они будут, вероятно, меньше средних издержек (когда предельные издержки минимальны, средние будут их обязательно превышать). Следовательно, если фирма продает продукцию по цене, равной ее предельным издержкам, она продает непременно «в убыток».

     Можно, видимо, согласиться с тем, что при анализе подобной рыночной ситуации необходимо отвергнуть допущение о совершенной конкуренции. Если мы предполагаем, что типичная фирма (во всяком случае, в тех отраслях, где наблюдается значительная экономия, обусловленная расширением масштабов производства) в некоторой степени определяет уровень цен, по которым продает свою продукцию (и тем самым является в некоторой степени  монополистом), то указанные выше трудности анализа перестают существовать. Цена, по которой продает продукцию монополист, уже не равна предельным издержкам, а превышает их на величину, зависящую от эластичности спроса на данную продукцию. Следовательно, цена может превышать средние издержки, даже если предельные издержки меньше средних.

     Пока  все хорошо. И все-таки необходимо признать, что полностью отбросить допущение о совершенной конкуренции и для всех случаев принять предположение о монополии - значит обязательно вызвать весьма «разрушительные» последствия для экономической теории. При монополии условия стабильности теряют определенность и, следовательно, разрушается основа, которая позволяет вывести экономические законы. Условиям монополии соответствует не только снижение средних издержек - ей также соответствует снижение предельных издержек. Должно же все-таки существовать нечто, способное положить конец расширению фирмы; это расширение также может быть остановлено путем ограничения рынка ростом предельных издержек, хотя, конечно, возрастание как предельных, так и средних издержек может наблюдаться одновременно.  

Итак мы рассмотрели основные характеристики фирмы как чистого конкурента.. Работоспособны ли они? Это должно бы быть ясным. Когда мы прикидываем, насколько велика будет фирма, принципы маргинализма работают гладко. Вопрос всегда один: выгодно ли ввести еще одну трансакцию обмена в данную организацию? В пределе издержки организации внутри фирмы будут равны либо издержкам организации в другой фирме, либо издержкам, возникающим при решении предоставить "организацию" трансакций механизму цен. Бизнесмен будет постоянно экспериментировать с большим или меньшим объемом контроля, и таким образом равновесие будет сохраняться. Это задает позицию равновесия для статического анализа. Но ясно, что динамические факторы также очень важны; исследование того, как изменения воздействуют на издержки организации внутри фирмы и на маркетинговые издержки, позволит объяснить причины сжатия и расширения фирмы. Таким образом, у нас есть теория подвижного равновесия.

Изучение экономической  теории применительно к практике очень важно, ведь без теоретичиского базиса и теоретических постулатов практика никогда не бывает полной и эффективной.

Список  литературы

Р. Коуз Фирма, рынок  и право, М.: "Дело ЛТД", 1993

Дж. Р. Хикс Стоимость  и капитал. М.: «Сфера Науки», 1999

Дж. М. Кейнс Общая  теория занятости, процента и денег. М.: «Рацио», 2000

Й. Шумптер Капитализм, социализм и демократия. М.: 1999

Большая Советская  Энциклопедия. М.: 1969

А. Маршалл Принципы экономической науки. М.: «Знание», 1996

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/

      IV. Использованная литература 

  1. Батурина  И., Непринцева Е. Производство и предложение. Издержки и прибыль. \\ Жур. «Российский  экономический журнал», №3, 1993, с.119-130.
  2. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Учебник для студентов. – М.: Юристъ, 2002.
  3. Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник. - М., 2001
  4. .Канаева В.Д. Экономическая теория. Учебник М. ГИЦ ВЛАДОС 2005
  5. Мамедов О.Ю. Современная экономика. Лекционный курс. Учебное пособие. - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2000.
  6. Радаев В.В. Политическая экономия. - М.: Изд-во МГУ, 1992.
  7. Чечевицина Л.Н. Микроэкономика. Учебное пособие. – Ростов н/Д, 2000.
  8. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. Учебник. – М., 1996.
  9. Астапова Е. "Как быстро подсчитать издержки производства", Деловые связи, 1993г.,№1, с. 50-60
  10. Безуглов А. "Призрак банкротства бродит по России", Деловой мир, 1995г, № 2
  11. Добровенский В. "Как оценить доходность предприятия ?", Экономика и жизнь, 1995г. № 35, с.37
  12. Липатова Н. "Прогнозирование прибыли", Финансы, 1995г., №2, с.19
  13. Стоянова Е. "Анализ потребности в оборотных средствах", Бух. учет, 1994г. №3
  14. Федотова М., "Как оценить финансовую устойчивость предприятия?", Финансы, 1995г., № 6, с. 13-16
  15. К.Р. Макконеля, С.Л. Брю, "Экономикс", Таллин, 1993г.

Информация о работе Прибыль и издержки фирмы