Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 08:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение на основе комплексного изучения сущности прибыли предприятия и основных направлений ее повышения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- определить сущность и теорию прибыли;
- рассмотреть максимилизацию прибыли фирм;
- осветить прибыль как источник функционирования российских предприятий.
Введение 3
1. Сущность и теория прибыли 5
2. Максимизация прибыли фирмы 14
3. Прибыль как источник функционирования российских предприятий 20
Заключение 28
Список использованных источников 30
Фрикционные и монополистические теории. В отличие от функциональных теорий фрикционные теории прибыли утверждают, что прибыли не связаны с выполнением какой-либо конкретной функции. Они скорее являются результатом неожиданного изменения цен или потребности в товаре, который принесет его владельцу сверхприбыль. Например, Олимпийские игры в Сеуле (Южная Корея, 1988) принесли сверхприбыли отелям, ресторанам и даже домовладельцам, в чьих домах были свободные комнаты, которые можно было сдать внаем. Когда игры закончились, прибыли, конечно, вновь стали нормальными [6, с.450].
Приведем другой пример. Японцы израсходовали около 2 млрд долл. на покупку недвижимости на Гавайях по завышенным по гавайским стандартам ценам. Те же цены казались японцам, привыкшим к токийским ценам, крайне низкими. Владельцы купленных японцами частных домов, отелей и коммерческих предприятий получили неожиданное приращение капитала.
Монополистические теории прибыли являются продолжением фрикционных теорий. Они основаны на том, что некоторые фирмы способны занять в бизнесе монопольные позиции, которые позволяют им в течение длительного времени получать сверхприбыли. Владение патентом, авторским правом на компьютерный программный продукт, привилегией или очень удачным делом может дать фирме эффективную монополию на достаточно длительное время. Другими факторами, которые могут создать монополию, являются масштаб производства и необходимость высоких капитальных вложений, что предохраняет действующие на данном рынке фирмы от вторжения конкурентов, а также технологические достижения, контроль над рынком или доминирование на нем, протекционизм и управление любым ресурсом, спрос на который превышает предложение.
Научно-технические и инновационные теории. Подобно обсуждавшимся ранее монополистическим теориям, теории этой группы являются продолжением фрикционных теорий. Научно-технические и инновационные теории основываются на том, что новая технология способствует появлению изобретений, а изобретения, адаптированные для бизнеса, являются инновациями. Конечно, многие изобретения не становятся инновациями. Но те из них, которые становятся ими, будучи динамическими элементами, нарушают равновесие системы, ранее являвшейся статической [6, с.450].
До
тех пор, пока существует конкуренция,
успешная инновация может принести
инновационной фирме
С точки зрения бизнеса инновация может относиться к любому виду деятельности. Например, инновацией будет обнаружение новых рынков, дифференциация продукции (за счет чего достигается более полное удовлетворение запросов покупателей) и предложение новых изделий.
Создание
новой технологии, пригодной для
коммерческого использования, является
результатом промышленных научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ
(НИОКР), которые могут быть выполнены
как самой инновационной
Инновационный процесс включает в себя две стадии: собственно изобретение, которое начинается в начале НИОКР и заканчивается при разработке товара или процесса, и коммерциализацию, которая начинается после разработки товара или процесса и заканчивается, когда товар впервые поступает на рынок. Конечно, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы стоят дорого. Если фирма может разработать инновационные товары или процессы, пользуясь внешней технологией, то она часто может получить преимущество перед конкурентами. Преимущество заключается не только в том, что не надо тратиться на НИОКР, но и в увеличении скорости, с которой может быть разработана и коммерциализирована инновация. Успех или неудача на международном рынке зачастую зависят именно от того, насколько быстро фирма может перейти от изобретения к коммерческому товару или процессу.
Значение
прибыли в условиях рыночной экономики
состоит в том, что она нацеливает товаропроизводителей
на увеличение объема производства продукции,
нужной потребителю, снижает затраты на
производство и реализацию продукции.
Этим достигается не только цель предпринимательства,
но и удовлетворение общественных потребностей.
Кроме того, особенностью прибыли в условиях
рынка, является не накопление ее в денежной
форме, а расходование на инвестиции и
инновации. Возвращаясь через них, она
обеспечивает тем самым экономический
рост предприятия и повышение его конкурентоспособности.
2. Максимизация прибыли фирмы
Основная
цель предприятия – это получение
прибыли. Кроме того, естественно, отсюда
ясно, что фирма стремится
Рассмотрим,
как фирма может
В
краткосрочной перспективе
Рис.
5 Кривая спроса на продукцию фирмы [3, с.264]
Продавать ниже этой цены фирма не может, иначе она несет убытки в виде недополученной прибыли.
Продать выше рыночной цены фирма также не может, поскольку иначе ее продукция лишится спроса из-за того, что потребители просто-напросто начнут приобретать аналогичный продукт у конкурента.
В то же время необходимо сказать, что кривая спроса на рисунке 5 также будет являться прямой средних и предельных доходов предприятия. С каждой новой единицей проданного продукта доход фирмы будет возрастать на величину, равную цене этого продукта. Средний доход, приходящийся на единицу продукта, также будет равен его цене. Таким образом, D=MR=AR (см.рис.6).
Что
же касается совокупного дохода фирмы,
то его легко можно подсчитать
по формуле (2). Графически величину совокупного
дохода можно проиллюстрировать
на примере прямоугольника ОР1TQ1, на
рис. 6.
Рис.6
Совокупный доход [3, с.264]
В
краткосрочном периоде кривая предложения
фирмы определяется ее кривой предельных
издержек. Так как предельная производительность
убывает с ростом производства, то
предельные издержки начинают наоборот
расти. Чтобы производитель начал
расширять производство, он должен
получить более высокую цену на продукт,
иначе он несет одни убытки. Поэтому кривая
предложения будет иметь восходящий вид
(см.рис.7).
Рис.7
Кривая предложения фирмы [3, с.265]
Пересечение кривых спроса и предложения покажет равновесие фирмы (см. рис.8).
Данный
анализ поведения фирмы строится
на одном допущении, которое заключается
в том, что производитель –
субъект рациональный. По аналогии
с рациональным потребителем, рациональность
производителя заключается в
том, что его полезный результат
в виде получаемой прибыли будет достигнут
в том случае, когда предельный продукт
от выработки одной дополнительной единицы
изделия будет больше нежели предельные
затраты на производство этого изделия.
Разница между предельными продуктом
и издержками составляет предельную прибыль
предприятия.
Рис.
8 Равновесие фирмы [3, с.265]
Отсюда можно сделать вывод, что производитель будет расширять производство до тех пор, пока его предельный продукт будет больше предельных затрат.
В случае, когда МР = МС, производитель уже не может ничего более прибавить к своей прибыли и размер последней достигает своего максимума. Если продолжать производство далее, то предельный доход окажется меньше предельных издержек, а прибыль начнет падать.
Следовательно, МР = МС является условием максимизации прибыли, а точка пересечения кривых МР и МС является точкой равновесия фирмы (точка Е на рис. 8).
При
экзогенно заданной системе цен
прибыль зависит только от объема
выпуска:
(Q) = PQ - TC(Q), (2.1)
где Р – цена блага.
ТС – совокупные издержки.
В
этом случае необходимым условием ее
максимизации является следующее равенство:
(2.2)
Следовательно, прибыль конкурентной фирмы достигает максимума при таком объеме выпуска, при котором возрастающие предельные затраты становятся равными цене продукции (рис. 9).
Рис.
9 Выпуск, максимизирующий прибыль конкурентной
фирмы [13, с. 56]
Расстояние между линиями Р и АС представляет величину средней прибыли при выпуске Q единиц продукции. Прибыль достигает максимума при выпуске Q* единиц продукции. Обратим внимание на то, что при выпуске Q0 единиц предельные затраты тоже равны цене, но здесь не выполняется достаточное условие максимизации прибыли. Максимальная сумма прибыли равна площади заштрихованного прямоугольника.
Объем
выпуска, максимизирующий прибыль,
зависит от технологических и
экономических условий
(2.3)
где П – заданная величина прибыли;
rL – стоимость труда;
rK – стоимость капитала.
Каждая
точка изопрофиты указывает на такое
сочетание Q, L, которое обеспечивает
заданный объем прибыли. Каждому объему
прибыли соответствует своя изопрофита
(рис. 10).
Рис.10
Изопрофиты [13, с. 56]
Наложение
карты изопрофит на кривую общего
выпуска (рис. 11) совмещает технологические
и экономические условия работы фирмы.
Точка касания кривой TPL с наиболее высокорасположенной
изопрофитой определяет объем выпуска,
максимизирующий прибыль в сложившихся
условиях.
Рис.11
Технологические и экономические условия
максимизации прибыли [13, с. 56]
Когда фирма получает «нулевую экономическую прибыль», она покрывает свои издержки. Существует и понятие «нормальная прибыль» – это прибыль, от которой владельцы фирмы отказываются, используя свои собственные ресурсы в своей фирме, но которую они могли бы получить, вложив свои ресурсы в иное дело. «Нормальная прибыль» представляет альтернативную стоимость использования поставляемых собственниками фирмы ресурсов.
Максимальная прибыль фирмы формируется за счет как внутренних, так и внешних факторов.
Основное
требование максимизации прибыли –
прибыльность каждой единицы выпуска.
Фирма стремится