Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:44, статья
В сентябре 1999 г. компания «Маккинзи» обнародовала доклад с много значительным названием «Экономика России: рост возможен». Насколько мне известно, именно в этом исследовании, основанном на анализе большого объема микроданных и отраслевой статистики по 10 крупным секторам, впервые были предсказаны высокие темпы роста российской экономики в предстоящие годы. Сегодня можно утверждать, что прогнозы консультантов компании оказались достаточно точными ( в том числе в отраслевом разрезе), но тогда, 11 лет назад, они представили неожиданную, качественно иную оценку происходящих процессов, что сыграло заметную роль в переосмыслении перспектив экономического развития страны. Напомню, что это была осень 1999 года – шла вторая чеченская война, общество замерло в ожидании парламентских и президентских выборов, в экспертной среде доминировали пессимистические настроения.
Анализ факторов, препятствующих ведению бизнеса, основывался на ответах респондентов на вопрос, включавший закрытый перечень такого рода факторов. Каждому из них предлагалось оценить по пятибалльной шкале, где 1 означало, что данный фактор не создает никаких препятствий, а 5 – создает очень серьезные препятствия. В таблице показана доля фирм, отметивших высокую и очень высокую значимость для соответствующих факторов в 2010 и 2000 гг.
Так среди промышленных предприятий с численностью до 200 работников ответ «значимое» и «очень значимое препятствие» в 2010 г. в среднем по всем факторам выбрали 37,4 % респондентов, среди крупных предприятий с численностью свыше 1000 работников – только 29%.
По сравнению с другими проблемами, с которыми сталкивается бизнес в России, в промышленности в 2010 г. коррупция в целом оказывается малозначимым фактором, занимая девятое место среди 13 основных ограничений для развития бизнеса. Причем в группах крупных и средних предприятий (свыше 500 занятых) она опускается на 11-е место и лишь для более мелких фирм (до 200 работников) ее значимость несколько возрастает: восьмое – девятое место в общем рейтинге проблем.
Для предприятий сектора услуг коррупция может быть отнесена к факторам средней значимости (пятое место в 2010 г.). С точки зрения размерных групп наблюдается та же зависимость, что и в промышленности: для крупных предприятий эта проблема представляется менее острой (шестое место) и лишь для самых мелких ( до 50 работников) ее значимость повышается: третье – четвертое места. Таким образом, вопреки доминирующим в российском экспертном сообществе представлениям о всеобщности коррупции, она выступает достаточно серьезной проблемой прежде всего для малого бизнеса в секторе услуг.
Эти данные ГУ-ВШЭ согласуются с качественными оценками специалистов Economist Intelligence Unit (EIU), которые еще в 2009 г., основываясь на регулярных контактах с крупными и средними международными инвесторами, работающими в России, отмечали, что коррупция в России «стала управляемой». При этом для успешной реализации инвестиционного проекта в России, по мнению экспертов EIU, критически важны регулярные рабочие контакты с местными и региональными чиновниками. В обзоре EIU приводится пример проекта, который был начат без каких-либо взяток; более того, ему даже были предоставлены налоговые льготы. Однако это потребовало нескольких месяцев работы с местными чиновниками, которых представители компании смогли убедить, что проект нужен и выгоден региону с точки зрения создания новых рабочих мест и расширения налоговой базы. Одновременно эксперты EIU ссылаются на примеры других проектов, в реализации которых одним из главных барьеров стала не коррупция, а некомпетентность чиновников, отвечающих за выделение земельных участков, подключение вновь построенных предприятий к водоснабжению, транспортным, электрическим и канализационным сетям.
Иными словами, некомпетентный чиновник (пусть даже очень честный) может нанести экономике и бизнесу гораздо больше вреда, чем иной взяточник, разбирающийся в предмете своей деятельности. Это не означает, что с коррупцией не надо бороться. Но при этом нужно четко сознавать контекст, в котором мы находимся.
В последние
годы Россия однозначно идет
по пути построения
Можно отдельно
обсуждать вопрос о том,
Соответственно
наряду с проведением кампаний по
борьбе с коррупцией нужно создавать
четкую систему стимулов и мотиваций
в госаппарате для выявления
и продвижения лучших чиновников,
а также обеспечивать им возможности
повысить квалификацию и приобрести новый
опыт. Эти меры необходимы, поскольку низкое
качество государственных услуг и неэффективность
госаппарата сегодня наносят ущерб, в
отличие от коррупции, не только малым
предприятиям, но и всему российскому
бизнесу. Из – за растущего разрыва между
улучшающимся качеством госуправления
уменьшаются шансы наших фирм в глобальной
конкуренции с транснациональными компаниями,
за которыми стоят и интересы которых
защищают сильные и компетентные государственные
структуры.
Стереотип № 3: снижение налогового бремени как фактор стимулирования экономического роста и диверсификации экономики
Снижение налогов, и в первую очередь НДС, сегодня рассматривается как еще одна панацея от всех бед и один из главных способов поддержать экономический рост. В обоснование этого тезиса эксперты Минэкономразвития строят макроэкономические модели, а представители отраслевых союзов и ассоциаций делают детальные расчеты, пытаясь показать эффект снижения НДС для машиностроения и других секторов. В качестве аргумента приводится успешный опыт других стран, например радикальные налоговые реформы Р. Рейгана и М. Тэтчер, обеспечившие длительный период экономического роста в США и Великобритании.
С абстрактной теоретической точки зрения все это бесспорно – любой бизнес всегда предпочтет более низкие налоги более высоким, а снижение налогового бремени при прочих равных условиях будет стимулировать предпринимательскую активность. Если же с общетеоретических и макроэкономических высот мы опустимся на уровень фирм и отраслевых рынков и примем во внимание упомянутую неоднородность российского бизнеса, все станет не столь очевидным.
Снижение НДС в принципе означает расширение платежеспособного спроса. Как оно отразится на разных категориях отечественных фирм, на порядок различающихся по уровню эффективности?
Для нижнего квантиля предприятий в каждой из отраслей в выборке ГУ-ВШЭ и Всемирного банка снижение НДС еще на какое-то время продлит «жизнь после смерти» - и не более того. Эти предприятия в значительной степени представляют собой уже не столько экономическую, сколько социальную проблему, у них нет ресурсов для реструктуризации, и подобная «общетерапевтическая» мера помочь им не способна. Здесь скорее требуются специальные программы вывода таких предприятий с рынка с минимизацией сопутствующих социальных издержек, реализуемые совместно федеральными и региональными властями.
Для верхнего квантиля в выборке ГУ-ВШЭ и Всемирного банка, равно как и для фирм – клиентов КМПГ или быстрорастущих «газелей», обследованных А. Юдановым, названная мера едва ли критична. В частности, объясняя экспоненциальный рост «газелей», А. Юданов делает предположение, что у них практически отсутствуют спросовые ограничения. И действительно, как показало обследование ГУ-ВШЭ и Всемирного банка, успешные фирмы в России сталкиваются с другими проблемами, например такими, как выделение земельных участков под новые производственные объекты или сроки и процедуры согласования инвестиционных проектов (которые могут длиться по 2-3 года).
А вот тех «среднестатистических» фирм, которые преобладают в зрелых рыночных экономиках и на деятельности которых действительно могло бы позитивно сказаться снижение НДС, у нас просто слишком мало. В результате получается, что из пушки (под названием НДС) мы будем стрелять по воробьям.
Подведем некоторые итоги. По одному из определений, стереотип – это стандартизированный образ, или представление о социальном объекте, обладающий большой устойчивостью и выражающий привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под воздействием социальных условий и предшествующего опыта. Стереотипы важны, в том числе в экономической жизни, поскольку они облегчают и упрощают трансакции. Однако в периоды резких изменений устоявшиеся стереотипы мешают видеть реальность такой, какая она есть на самом деле. Согласно результатам эмпирических исследований, одна из реалий современной российской экономики – ее чрезвычайная неоднородность, характеризующаяся наличием абсолютно неэффективных фирм на одном полюсе и успешных, конкурентоспособных, динамично развивающихся компаний – на другом.
Одновременно важно сознавать, что в своей неоднородности мы не уникальны – в других развивающихся странах наблюдается столь же резкие внутренние различия. При этом одни страны стагнируют в течение десятилетий, а другие развиваются высокими темпами. Мы недостаточно хорошо знаем их опыт. И так же, как российские фирмы при помощи КПМГ активно приобщаются к лучшей международной практике, российскому правительству и российским экспертам нужно знакомиться с опытом реформ в экономиках, сравнимых с Россией, и, опираясь на него, находить прагматичные решения для нашей страны.