Преодолевая стереотипы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:44, статья

Описание работы

В сентябре 1999 г. компания «Маккинзи» обнародовала доклад с много значительным названием «Экономика России: рост возможен». Насколько мне известно, именно в этом исследовании, основанном на анализе большого объема микроданных и отраслевой статистики по 10 крупным секторам, впервые были предсказаны высокие темпы роста российской экономики в предстоящие годы. Сегодня можно утверждать, что прогнозы консультантов компании оказались достаточно точными ( в том числе в отраслевом разрезе), но тогда, 11 лет назад, они представили неожиданную, качественно иную оценку происходящих процессов, что сыграло заметную роль в переосмыслении перспектив экономического развития страны. Напомню, что это была осень 1999 года – шла вторая чеченская война, общество замерло в ожидании парламентских и президентских выборов, в экспертной среде доминировали пессимистические настроения.

Работа содержит 1 файл

3 часть.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

В сентябре 1999 г. компания «Маккинзи» обнародовала доклад с много значительным названием  «Экономика России: рост возможен». Насколько  мне известно, именно в этом исследовании, основанном на анализе большого объема микроданных и отраслевой статистики по 10 крупным секторам, впервые были предсказаны высокие темпы роста российской экономики в предстоящие годы. Сегодня можно утверждать, что прогнозы консультантов компании оказались достаточно точными ( в том числе в отраслевом разрезе), но тогда, 11 лет назад, они представили неожиданную, качественно иную оценку происходящих процессов, что сыграло заметную роль в переосмыслении перспектив экономического развития страны. Напомню, что это была осень 1999 года – шла вторая чеченская война, общество замерло в ожидании парламентских и президентских выборов, в экспертной среде доминировали пессимистические настроения.

  Статья «  “Локомотив” российской экономики», подготовленная С. Семенцовым  и его соавторами и публикуемая  в этом номере журнала, безусловно, не сопоставима с упомянутым докладом «Маккинзи». То был специальный проект с бюджетом более 1 млн долл., выполнявшийся в течение целого года. Его результатом стал доклад объемом 400 страниц, а «краткая презентация проекта» содержала 40 слайдов. Сейчас мы говорим о статье, подготовленной по личной инициативе группы экспертов КПМГ. Авторы специально подчеркивают, что она отражает только их собственную точку зрения, а компания лишь предоставила им доступ к внутрифирменной статистике.

  Тем не  менее материалы «Маккинзи» и экспертов КПМГ объединяет схожесть цели: дать обществу иной взгляд на происходящее. Причем так получилось, что в обоих случаях это происходит в условиях неопределенности. В 1999 г. такая неопределенность была связана с неясными перспективами оздоровления российской экономики. Сейчас она обусловлена влиянием глобального финансового кризиса. Доклад «Маккинзи» и статью экспертов КПМГ также объединяет схожесть методических подходов: в обоих случаях исследование проводилось на микроуровне и опиралось на анализ динамики конкретных рыеков и поведения большого числа компаний. Кроме того, подходы авторов характеризуются прагматичностью, они свободны от идейных, лоббистских или политических ограничений и обязательств.

 Такой взгляд  объективно способствует разрушению  сложившихся стереотипов. И лично для меня статья группы экспертов КПМГ о российских фирмах стала поводом задуматься над более широким вопросом, выходящим за рамки обсуждаемой статьи. А именно: какие же стереотипы (или мифы) глубоко укоренились в российском экспертном обществе и мешают поиску более эффективных институтов и формированию более эффективной экономической политики?

  Ниже выделены  и критически проанализированы  три таких стереотипа. Первый  из них непосредственно связан  с содержанием обсуждаемой статьи. Два других относятся к наиболее популярным экономическим темам, по которым с подачи экспертов свое мнение сегодня высказывают наши высшие государственные чиновники.  

Стереотип № 1: отсутствие инноваций и низкая конкурентоспособность  российских компаний

 Для экспертных  дискуссий последних лет характерно  стойкое убеждение, что уровень  инновационной активности в России  крайне низок, наши компании  неэффективны (за редкими исключениями, о которых пишет журнал «Эксперт»  в целях пропаганды предпринимательства), а наш экономический рост и повышение уровня жизни населения преимущественно основывается на высоких ценах на нефть. Соответственно с завершением нефтяного бума закончится и  наше экономическое процветание. Причем сказанное касается не только публичных выступлений в СМИ, но и серьезных совещаний в высоких кабинетах.

  Эта пессимистическая  точка зрения, на первый взгляд, подтверждается расчетами экспертов  Всемирного банка, выполненными  в рамках совместного проекта  с ГУ-ВШЭ. Согласно указанным  расчетам, производительность труда в российской обрабатывающей промышленности примерно в три раза ниже, чем в ЮАР, в два раза – чем в Польше, в 1,5 раза – чем в Бразилии, и лишь совсем незначительно превышает уровень Китая. Вместе с тем, как показали расчеты по той же базе данных, проводившиеся российской командой проекта, за этими средними цифрами скрываются очень большие разрывы в уровне производительности труда по добавленной стоимости между фирмами, действующими в одних и тех же отраслях. Так, в транспортном машиностроении подобный разрыв между 20% лучших и 20% худших фирм достигает 11 раз, в легкой промышленности – 16, а в деревообрабатывающей и пищевой – 24 раз.

  На практике  это означает, что даже в рамках  одной отрасли мы имеем дело  с совершенно разными экономическими агентами. Часть из них, создающая добавленную стоимость в размере 2000 руб. на 1 работника в месяц, в экономическом смысле уже давно должна была умереть. Тем не менее в силу разных причин эти фирмы продолжают свою «жизнь после смерти». Другая часть, напротив, уже сегодня является вполне конкурентоспособной по международным стандартам. При всех различиях в отраслевой конъюнктуре такие фирмы есть в каждой отрасли.

  Обсуждение  этих разрывов на одном из  семинаров в ГУ-ВЭ в 2009 г.  и послужило для С. Семенцова и его коллег стимулом к анализу внутрифирменной статистики КПМГ. Но прежде чем комментировать приводимые ими данные, надо сделать несколько методических замечаний.

  Во-первых, представляется  спорным однозначное утверждение,  что «клиент КПМГ=конкурентоспособная компания». Концерн Enron  и обанкротившийся американский банк Lehman Brothers тоже были клиентами ведущих международных аудиторских фирм. Тем не менее можно согласиться с авторами статьи в том, что при прочих равных условиях компании, впервые обращающиеся к услугам фирм «большой четверки» или заметно расширяющие свой вопрос на их услуги, вряд ли испытывают явный недостаток финансовых средств и находятся в состоянии банкротства.

  Во-вторых, можно  допустить, что между фирмами  «большой четверки» (как на многих олигопольных рынках) существует определенное разделение сфер влияния, и отсутствие той или иной отрасли в списке конкурентоспособных по версии КПМГ может объясняться тем, что ее ведущие фирмы обслуживаются в «Прайсвотерхаус Куперс», «Делойт» или «Эрнст энд Янг».

В-третьих, авторы оперируют исключительно относительными показателями и приростами. Как следствие, возникает известная неопределенность в интерпретации результатов: одно дело, когда цифры приростов по сектору основываются на данных о 50 компаниях, и совсем другое, если речь идет о трех фирмах. Последняя проблема связана с ограничениями на характер использования на характер использования данных со стороны КПМГ, и остается лишь надеяться, что в будущем ведущие аудиторские фирмы не только будут способствовать повышению прозрачности деятельности своих клиентов, но и сами станут более открытыми.

  Тем не  менее клиентская база КПМГ  по численности сопоставима с  масштабами выборки ГУ-ВШЭ и  Всемирного банка. А это означает, что по крайней мере сводные данные по КПМГ могут рассматриваться как отчасти представительные для российской экономики.

 Общие выводы  экспертов КПМГ  близки к результатам  обследований ГУ-ВШЭ и Финансовой  академии при Правительстве РФ:

  • вопреки сложившимся стереотипам в России есть высокоэффективные компании;
  • их численность сегодня измеряется сотнями;
  • расширение удельного веса этих компаний в экономике ( что, по данным КПМГ, уже активно происходит) будет основой для высоких темпов развития страны в среднесрочной перспективе.

    Здесь, однако, закономерно встает вопрос: как государство может способствовать указанному процессу? Или – в более широком контексте – что мешает развитию успешного бизнеса в России? В последнее время чаще всего приводят два стандартных ответа на этот вопрос: коррупция среди чиновников и высокие налоги.  

    Стереотип № 2: коррупция как главная причина  неэффективности госаппарата и  препятствие для ведения бизнеса

    О нарастании коррупции в последние годы регулярно  пишут СМИ, об этом говорят представители  объединения малого и среднего бизнеса «ОПОРА России», фонд ИНДЕМ приводит астрономические оценки взяток, призывы к борьбе с коррупцией уже не первый год звучат в публичных выступлениях Д. Медведева. В результате в дополнение к деятельности Национального антикоррупционного комитета и показательным арестам коррумпированных чиновников появилась разработанная правительством программа по борьбе с коррупцией, включающая такие меры, как ужесточение контроля за доходами и расходами госслужащих и судей и т. д. В то же время результаты последних обследований российских предприятий свидетельствуют о том, что значимость коррупции для разных категорий фирм неодинакова.

     Так, опрос  500 предприятий в восьми регионах  Европейской части России, проведенный  ГУ-ВШЭ в 2010 г. совместно с  профессором Т. Фраем из Колумбийского университета США, показал следующее. В сравнении с 2000 г., когда Т. Фраем в этих же регионах проводилось аналогичное обследование, абсолютные оценки коррупции ухудшились: если тогда ее, как серьезное и очень серьезное препятствие, отметила четверть фирм- респондентов, то теперь – каждая третья. Однако это происходило на фоне общего ухудшения оценок эффективности государства.

      Ухудшение  оценок коррупции частично может  объясняться тем, что возросла  общая требовательность бизнеса. В среднем по всем факторам ответ «значимое» и «очень значимое препятствие» в 2010 г. дали 34% респондентов по сравнению с 32% в 2000 г. Как и в 2000 г., мелкие предприятия сталкиваются с более серьезными проблемами. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Препятствия для развития бизнеса

 
 
 
 
Промышленность
 
Услуги
до 200 201-

500

501-

1000

более

1000

всего до 50 51-150 более

150

всего
  2010 г.
Отсутствие  поддержки со стороны властей 39,4 43,5 36,4 32,5 38,5 29,1 30,4 28,7 29,4
Недостаток  квалифицированных менеджеров 37,9 43,5 43,2 42.5 40,5 31,6 44,3 36,8 37,6
Недостаток  квалифицированных рабочих 58,3 73,9 61,4 60,0 61,8 25,3 44,3 49,4 40,0
Низкий  уровень развития инфраструктуры 15,9 10,9 20,5 10,0 14,9 22,8 24,1 20,7 22,4
Сильная конкуренция 43,9 52,2 43,2 37,5 44,3 54,4 36,7 34,5 41,6
Высокие ставки налогов 62,9 71,7 56,8 55,0 62,2 59,5 50,6 49,4 53,1
Трудности в получении кредита 29,5 17,4 20,5 20,0 24,4 21,5 26,6 18,4 22,0
Частые  изменения в законодательстве и  нормативных актах 50,8 34,8 31,8 30,0 41,6 41,8 44,3 39,1 41,6
Коррумпированность  государственных чиновников 31,8 21,7 22,7 22,5 27,1 41,8 41,8 32,2 38,4
Вмешательство государства в деятельность предприятия 14,4 10,9 13,6 5,0 12,2 16,5 20,3 14,9 17,1
Рэкет криминальных структур и правоохранительных органов 13,6 10,9 6,8 5,0 10,7 16,5 11,4 11,5 13,1
Недобросовестная  конкуренция на рынке 31,8 39,1 40,9 22,5 33,2 32,9 35,4 27,6 31,8
Давление  естественных монополий 56,1 47,8 43,2 35,0 49,2 31,6 40,5 29,9 33,9
 
 
 
 
Промышленность
 

Услуги

до 200 201-

500

501-

1000

более

1000

всего до 50 51-150 более

150

всего
  2000 г.
Отсутствие  поддержки со стороны областных  и городских органов власти  
26,3
 
18,9
 
20,0
 
18,5
 
22,2
 
39,5
 
24,2
 
22,0
 
28,6
Недостаток  квалифицированных менеджеров 25,4 35,8 31,1 27,8 28,9 26,3 15,2 23,2 21,9
Низкий  уровень развития инфраструктуры 20,3 13,2 13,3 11,1 15,9 11,8 10,6 22,0 15,2
Сильная конкуренция 30,5 30,2 37,8 35,2 32,6 36,8 31,8 34,1 34,4
Высокие ставки налогов 83,9 83,0 77,8 83,3 82,6 88,2 84,8 70,7 80,8
Трудности в получении кредита 39,0 37,7 44,4 33,3 38,5 49,3 33,3 28,0 36,8
Частые  изменения в законодательстве и  нормативных актах 58,1 52,8 62,2 44,4 55,0 60,5 51,5 47,6 53,1
Коррумпированность  государственных чиновников 24,6 11,3 15,6 18,5 19,3 36,8 28,8 26,8 30,8
Вмешательство государства в деятельность предприятия 17,8 3,8 11,1 13,0 13,0 18,4 9,1 23,2 17,4
Рэкет 11,9 3,9 0,0 3,7 6,7 6,6 7,6 3,8 5,9

Информация о работе Преодолевая стереотипы