Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:44, статья
В сентябре 1999 г. компания «Маккинзи» обнародовала доклад с много значительным названием «Экономика России: рост возможен». Насколько мне известно, именно в этом исследовании, основанном на анализе большого объема микроданных и отраслевой статистики по 10 крупным секторам, впервые были предсказаны высокие темпы роста российской экономики в предстоящие годы. Сегодня можно утверждать, что прогнозы консультантов компании оказались достаточно точными ( в том числе в отраслевом разрезе), но тогда, 11 лет назад, они представили неожиданную, качественно иную оценку происходящих процессов, что сыграло заметную роль в переосмыслении перспектив экономического развития страны. Напомню, что это была осень 1999 года – шла вторая чеченская война, общество замерло в ожидании парламентских и президентских выборов, в экспертной среде доминировали пессимистические настроения.
В сентябре 1999 г. компания «Маккинзи» обнародовала доклад с много значительным названием «Экономика России: рост возможен». Насколько мне известно, именно в этом исследовании, основанном на анализе большого объема микроданных и отраслевой статистики по 10 крупным секторам, впервые были предсказаны высокие темпы роста российской экономики в предстоящие годы. Сегодня можно утверждать, что прогнозы консультантов компании оказались достаточно точными ( в том числе в отраслевом разрезе), но тогда, 11 лет назад, они представили неожиданную, качественно иную оценку происходящих процессов, что сыграло заметную роль в переосмыслении перспектив экономического развития страны. Напомню, что это была осень 1999 года – шла вторая чеченская война, общество замерло в ожидании парламентских и президентских выборов, в экспертной среде доминировали пессимистические настроения.
Статья «
“Локомотив” российской
Тем не менее материалы «Маккинзи» и экспертов КПМГ объединяет схожесть цели: дать обществу иной взгляд на происходящее. Причем так получилось, что в обоих случаях это происходит в условиях неопределенности. В 1999 г. такая неопределенность была связана с неясными перспективами оздоровления российской экономики. Сейчас она обусловлена влиянием глобального финансового кризиса. Доклад «Маккинзи» и статью экспертов КПМГ также объединяет схожесть методических подходов: в обоих случаях исследование проводилось на микроуровне и опиралось на анализ динамики конкретных рыеков и поведения большого числа компаний. Кроме того, подходы авторов характеризуются прагматичностью, они свободны от идейных, лоббистских или политических ограничений и обязательств.
Такой взгляд
объективно способствует
Ниже выделены
и критически проанализированы
три таких стереотипа. Первый
из них непосредственно связан
с содержанием обсуждаемой
Стереотип № 1: отсутствие инноваций и низкая конкурентоспособность российских компаний
Для экспертных
дискуссий последних лет
Эта пессимистическая
точка зрения, на первый взгляд,
подтверждается расчетами
На практике
это означает, что даже в рамках
одной отрасли мы имеем дело
с совершенно разными
Обсуждение этих разрывов на одном из семинаров в ГУ-ВЭ в 2009 г. и послужило для С. Семенцова и его коллег стимулом к анализу внутрифирменной статистики КПМГ. Но прежде чем комментировать приводимые ими данные, надо сделать несколько методических замечаний.
Во-первых, представляется
спорным однозначное
Во-вторых, можно допустить, что между фирмами «большой четверки» (как на многих олигопольных рынках) существует определенное разделение сфер влияния, и отсутствие той или иной отрасли в списке конкурентоспособных по версии КПМГ может объясняться тем, что ее ведущие фирмы обслуживаются в «Прайсвотерхаус Куперс», «Делойт» или «Эрнст энд Янг».
В-третьих, авторы
оперируют исключительно
Тем не
менее клиентская база КПМГ
по численности сопоставима с
масштабами выборки ГУ-ВШЭ и
Всемирного банка. А это
Общие выводы
экспертов КПМГ близки к результатам
обследований ГУ-ВШЭ и
Здесь, однако,
закономерно встает вопрос: как государство
может способствовать указанному процессу?
Или – в более широком контексте – что
мешает развитию успешного бизнеса в России?
В последнее время чаще всего приводят
два стандартных ответа на этот вопрос:
коррупция среди чиновников и высокие
налоги.
Стереотип №
2: коррупция как главная причина
неэффективности госаппарата и
препятствие для ведения
О нарастании коррупции в последние годы регулярно пишут СМИ, об этом говорят представители объединения малого и среднего бизнеса «ОПОРА России», фонд ИНДЕМ приводит астрономические оценки взяток, призывы к борьбе с коррупцией уже не первый год звучат в публичных выступлениях Д. Медведева. В результате в дополнение к деятельности Национального антикоррупционного комитета и показательным арестам коррумпированных чиновников появилась разработанная правительством программа по борьбе с коррупцией, включающая такие меры, как ужесточение контроля за доходами и расходами госслужащих и судей и т. д. В то же время результаты последних обследований российских предприятий свидетельствуют о том, что значимость коррупции для разных категорий фирм неодинакова.
Так, опрос 500 предприятий в восьми регионах Европейской части России, проведенный ГУ-ВШЭ в 2010 г. совместно с профессором Т. Фраем из Колумбийского университета США, показал следующее. В сравнении с 2000 г., когда Т. Фраем в этих же регионах проводилось аналогичное обследование, абсолютные оценки коррупции ухудшились: если тогда ее, как серьезное и очень серьезное препятствие, отметила четверть фирм- респондентов, то теперь – каждая третья. Однако это происходило на фоне общего ухудшения оценок эффективности государства.
Ухудшение
оценок коррупции частично
|
Промышленность |
Услуги | |||||||
до 200 | 201-
500 |
501-
1000 |
более
1000 |
всего | до 50 | 51-150 | более
150 |
всего | |
2010 г. | |||||||||
Отсутствие поддержки со стороны властей | 39,4 | 43,5 | 36,4 | 32,5 | 38,5 | 29,1 | 30,4 | 28,7 | 29,4 |
Недостаток квалифицированных менеджеров | 37,9 | 43,5 | 43,2 | 42.5 | 40,5 | 31,6 | 44,3 | 36,8 | 37,6 |
Недостаток квалифицированных рабочих | 58,3 | 73,9 | 61,4 | 60,0 | 61,8 | 25,3 | 44,3 | 49,4 | 40,0 |
Низкий уровень развития инфраструктуры | 15,9 | 10,9 | 20,5 | 10,0 | 14,9 | 22,8 | 24,1 | 20,7 | 22,4 |
Сильная конкуренция | 43,9 | 52,2 | 43,2 | 37,5 | 44,3 | 54,4 | 36,7 | 34,5 | 41,6 |
Высокие ставки налогов | 62,9 | 71,7 | 56,8 | 55,0 | 62,2 | 59,5 | 50,6 | 49,4 | 53,1 |
Трудности в получении кредита | 29,5 | 17,4 | 20,5 | 20,0 | 24,4 | 21,5 | 26,6 | 18,4 | 22,0 |
Частые изменения в законодательстве и нормативных актах | 50,8 | 34,8 | 31,8 | 30,0 | 41,6 | 41,8 | 44,3 | 39,1 | 41,6 |
Коррумпированность государственных чиновников | 31,8 | 21,7 | 22,7 | 22,5 | 27,1 | 41,8 | 41,8 | 32,2 | 38,4 |
Вмешательство государства в деятельность предприятия | 14,4 | 10,9 | 13,6 | 5,0 | 12,2 | 16,5 | 20,3 | 14,9 | 17,1 |
Рэкет криминальных структур и правоохранительных органов | 13,6 | 10,9 | 6,8 | 5,0 | 10,7 | 16,5 | 11,4 | 11,5 | 13,1 |
Недобросовестная конкуренция на рынке | 31,8 | 39,1 | 40,9 | 22,5 | 33,2 | 32,9 | 35,4 | 27,6 | 31,8 |
Давление естественных монополий | 56,1 | 47,8 | 43,2 | 35,0 | 49,2 | 31,6 | 40,5 | 29,9 | 33,9 |
|
Промышленность |
Услуги | ||||||||||||||
до 200 | 201-
500 |
501-
1000 |
более
1000 |
всего | до 50 | 51-150 | более
150 |
всего | ||||||||
2000 г. | ||||||||||||||||
Отсутствие поддержки со стороны областных и городских органов власти | 26,3 |
18,9 |
20,0 |
18,5 |
22,2 |
39,5 |
24,2 |
22,0 |
28,6 | |||||||
Недостаток квалифицированных менеджеров | 25,4 | 35,8 | 31,1 | 27,8 | 28,9 | 26,3 | 15,2 | 23,2 | 21,9 | |||||||
Низкий уровень развития инфраструктуры | 20,3 | 13,2 | 13,3 | 11,1 | 15,9 | 11,8 | 10,6 | 22,0 | 15,2 | |||||||
Сильная конкуренция | 30,5 | 30,2 | 37,8 | 35,2 | 32,6 | 36,8 | 31,8 | 34,1 | 34,4 | |||||||
Высокие ставки налогов | 83,9 | 83,0 | 77,8 | 83,3 | 82,6 | 88,2 | 84,8 | 70,7 | 80,8 | |||||||
Трудности в получении кредита | 39,0 | 37,7 | 44,4 | 33,3 | 38,5 | 49,3 | 33,3 | 28,0 | 36,8 | |||||||
Частые изменения в законодательстве и нормативных актах | 58,1 | 52,8 | 62,2 | 44,4 | 55,0 | 60,5 | 51,5 | 47,6 | 53,1 | |||||||
Коррумпированность государственных чиновников | 24,6 | 11,3 | 15,6 | 18,5 | 19,3 | 36,8 | 28,8 | 26,8 | 30,8 | |||||||
Вмешательство государства в деятельность предприятия | 17,8 | 3,8 | 11,1 | 13,0 | 13,0 | 18,4 | 9,1 | 23,2 | 17,4 | |||||||
Рэкет | 11,9 | 3,9 | 0,0 | 3,7 | 6,7 | 6,6 | 7,6 | 3,8 | 5,9 |