Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:56, курсовая работа
Чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.
Цель данной работы раскрыть сущность и роль малого бизнеса в экономике, а также осветить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ.
Введение……………………………………….……………………………………..….3
Глава 1. Малый бизнес как движущая сила экономики……………………..…….…5
Понятие и роль малого бизнеса в мировой экономике…..…......................……5
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России…….……..13
2.1. Проблемы становления малого бизнеса в РФ……………………….………….13
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса………………………….………..17
Заключение…………………………………………….………………………………25
Список литературы……………………………………………………………………26
В марте этого года на совещании в Пермском крае, проведенном с участием Комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Совета Федерации, представители малого и среднего бизнеса в отчаянии заявляли: "Не надо нам помогать, просто не мешайте!".24
Решение
задач развития малого и среднего
бизнеса рассматриваются
Формы
государственной поддержки
На устранение излишних административных барьеров на предпринимательство, в том числе малое и среднее, направлены федеральные законы: "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", "О лицензировании отдельных видов деятельности",25 "О государственной регистрации юридических лиц".26
Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" призван обеспечить регламентацию деятельности органов исполнительной власти в части проведения проверок. Цель — устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности. В данном законе в значительной мере пересмотрены прежние подходы к контролю за деятельностью предприятий, ограничено количество оснований для проведения внеплановых проверок, предусмотрена имущественная ответственность органов контроля (надзора). Об актуальности такого закона для бизнеса говорит тот факт, что в стране существует около 80 государственных служб, формально имеющих отношение к малому бизнесу. Каждая из них вправе запретить как малому предприятию, так и отдельному предпринимателю заниматься своим делом.
Принятие Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" позволяет обеспечить осуществление единой государственной политики в области лицензирования, создать условия для стабильной работы предпринимательских структур. Закон существенно сокращает количество лицензируемых видов деятельности и направлен на упрощение порядка лицензирования барьеров.27
Федеральный
закон "О государственной
Сейчас государство пытается контролировать широкий и плохо упорядоченный набор количественных и качественных параметров выпускаемой продукции, производственных процессов, технологий и пр. В России действует около 22 тыс. государственных стандартов, почти тысяча строительных норм и правил, тысячи инструкций, отраслевых стандартов, технических условий, положений, правил и других ведомственных нормативных правовых актов, ограничивающих предпринимательскую деятельность и приводящих к злоупотреблениям контролирующих организаций. Необходимо законодательно устанавливать только небольшое количество стандартов, обеспечивающих безопасность товаров для потребителя, а несколько десятков тысяч действующих отменить. Принятие законопроекта, безусловно, заметно снизит уровень зарегулированности бизнеса.
С 2002г. пересмотрено налогообложения малого бизнеса. Мировая практика убедительно доказала целесообразность введения специальных налоговых режимов для малых и средних предприятий. Их широко используют такие страны, как Великобритания, Франция, Испания, Голландия, Швеция, США. Высокая налоговая нагрузка лишает малые предприятия возможности своевременно формировать необходимые запасы оборотных средств, отвлекая значительную часть на покрытие налоговых обязательств. Поэтому снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения являются приоритетными направлениями налоговой политики в части улучшения деятельности малых предприятий.29
С 2002г. новое налогообложение малого бизнеса основано на двух подходах: упрощенной системе налогообложения и едином налоге на вмененный доход. На упрощенную систему малые предприятия переходят добровольно, и налог будет выплачивается либо с выручки (8%), либо с разницы между доходами и расходами предприятия (их чистого дохода) в размере 20%. Единый налог на вмененный доход обязателен для нескольких видов деятельности (мелкорозничной торговли, бытовых услуг, частных автоперевозок, розничной торговли нефтепродуктами через АЗС). В Налоговом кодексе установлена ставка налога 15% и общие правила расчета вмененного налога.30
На уплату вмененного налога перешли более 140 тыс. юридических лиц малых предприятий и почти 1,5 млн. индивидуальных предпринимателей.
В 2005 г. в консолидированный бюджет от уплаты единого налога на вмененный поступило более 16 млрд. руб. (в том числе 10 млрд. руб. от индивидуальных предпринимателей). Конечно, это небольшая величина, так как значительная часть малого бизнеса остается "в тени". По оценкам доля "теневиков" составляет примерно от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства. Эти данные еще раз показывают, что необходимо создать такой налоговый климат, чтобы малые предприятия имели возможность и желание работать легально.31
Законопроекты по новому налогообложению малого бизнеса привлекли к себе большое внимание. Активное участие в их обсуждении приняли Федеральный фонд поддержки малых предприятий, Торгово-промышленная палата России, Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРА) и другие предпринимательские структуры. В результате обсуждения еще до представления законопроекта в Государственную думу правительство внесло в него некоторые изменения, улучшающие условия деятельности малого бизнеса. В частности, снято ограничение по численности сотрудников предприятий, которые захотят перейти на упрощенную систему уплаты налогов. С учетом предложений Государственной думы правительство намерено также увеличить объем оборота предприятия, при котором оно будет подпадать под правила налогообложения для малого бизнеса, с 10 до 30 млн. руб.
Чрезмерное
налоговое бремя неизбежно
Практика показала, что эффективность действия единого налога в основном зависит от государственных органов власти субъектов Федерации. Так, в ряде регионов введение единого налога на вмененный доход показало свою эффективность и способствовало увеличению налоговых поступлений в региональные бюджеты. В других областях региональное законодательство, используя единый налог на вмененный доход, создало лишь проблемы. При этом одной из основных причин является, по мнению предпринимателей, экономическая необоснованность (т.е. завышение) размера налога на вмененный доход.
Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в 2003-2005 гг. была сконцентрирована на нескольких направлениях. Это расширение банковского кредитования; создание небанковских кредитных организаций, которые будут специализироваться на обслуживании субъектов малого предпринимательства; развитие микрофинансирования и лизинга. 32
За последние годы происходило снижение финансовой поддержки малого бизнеса из федерального бюджета. В 2003 г. было выделено 100 млн. руб., в 2004 г. - 140 млн. и в 2005 г. - только 20 млн. руб. Такое значительное снижение федерального финансирования поддержки малого бизнеса было обусловлено тем, что бюджетную нагрузку на эти цели возложили на региональные и местные бюджеты.33
Обеспокоенность государственных органов власти тем, что развитие малого предпринимательства отстает от потребностей России, привела к тому, что принято принципиальное решение по ресурсам, которые могут быть выделены из федерального бюджета на поддержку малого бизнеса.
Для устранения неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов Минсельхозом России разработан проект Федерального закона "О кредитной кооперации". Его принятие будет способствовать ослаблению остроты проблемы кредитования малого предпринимательства в целом и в сельскохозяйственном производстве в частности. В основе подхода лежат принципы кредитной кооперации, позволяющие за счет средств населения и предприятий создать систему финансирования субъектов малого предпринимательства.
Динамизм, развитие и диверсификация
форм малого бизнеса дают
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Хотелось бы заметить, что несомненная
перспективность сектора
Информация о работе Преимущества и недостатки малого бизнеса