Преимущества и недостатки малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.
Цель данной работы раскрыть сущность и роль малого бизнеса в экономике, а также осветить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ.

Содержание

Введение……………………………………….……………………………………..….3
Глава 1. Малый бизнес как движущая сила экономики……………………..…….…5
Понятие и роль малого бизнеса в мировой экономике…..…......................……5
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России…….……..13
2.1. Проблемы становления малого бизнеса в РФ……………………….………….13
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса………………………….………..17
Заключение…………………………………………….………………………………25
Список литературы……………………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

Малый бизнес курсовая 1 курс БАА-3 .doc

— 181.00 Кб (Скачать)

       В условиях инфляции, налоговой  нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

     Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.

     Потеря  административного управления, экономический  хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

       Анализ развития предпринимательства  показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

     В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.18

       Высокие налоги, всевозрастающая  арендная плата за помещение  и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

       Но главная причина сокращения  числа малых предприятий - низкий  уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

       Еще один очень важный фактор  негативного воздействия на малый  бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

     Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий  малого бизнеса оказывается в  не состоянии приступить к реальному производству продукции.

       Как показывает изучение зарубежного  опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

       Весьма остра проблема формирования  финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли).19 Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

     Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так и не получив «добро» на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.20

 
 
 
 

2.2. Государственная  поддержка малого  бизнеса

     Развитие  малого бизнеса в России отстает  от возможностей и потребностей российской экономики. Подъем малого и среднего предпринимательства в стране при государственной поддержке может стать значительным фактором. Несмотря на то, что за прошедшее десятилетие было принято несколько программ поддержки малого бизнеса, Россия уступает большинству стран с развитой рыночной экономикой по количественным и качественным показателям его развития. Проявляющиеся в последние годы тревожные тенденции сокращения субъектов малого предпринимательства в целом по стране позволяют сделать вывод о том, что потенциал его роста при существующих условиях исчерпан.

     В декабре 2001 г. на заседании Госсовета России была рассмотрена и в основном одобрена Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в стране, к 2005 г. должно быть завершено создание целостной системы с переносом центра тяжести на региональный и муниципальный уровень. Предусмотрены конкретные меры по ее реализации: оптимизация законодательной базы малого предпринимательства; снижение налогов и упрощение налогообложения (при этом за основу должно быть взято обложение вмененного дохода); кредитная, информационная поддержка; упрощение договоров аренды.

     Трудно  переоценить экономические, социальные, экологические и другие функции малого предпринимательства в обществе. В условиях переходной экономики — это новые рабочие места, самозанятость людей, при которой человек работает, не считаясь с Трудовым кодексом, иногда по 12-14 часов в сутки, это наступление на бедность, не требующее значительных инвестиций.

     Для нашей страны не менее важно, что  развитие малого бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом политической стабильности. Но этот процесс протекает трудно и медленно, поэтому показатели развития малого бизнеса в стране за прошедшее десятилетие оказались более чем скромными.

     Численность официально зарегистрированных малых предприятий составляет небольшую для такой страны, как Россия, цифру21 — 842 тыс. Вместе с индивидуальными предпринимателями в малом бизнесе занято около 12 млн. человек, или 19% общей численности занятых в российской экономике. В основном это либо посредническая деятельность, либо обслуживание рыночных инфраструктур. По данным Российского союза товаропроизводителей, в 2006г. только 14% малых и средних предприятий относилось к строительному сектору, 15% — к промышленному производству. В последние годы уменьшается число малых предприятий в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, бытовом обслуживании. Особенно заметен их спад в науке и научном обслуживании.

     Оценки  малого бизнеса за рубежом показывают, что в развитых странах малые и средние предприятия превышают 80% общего числа предприятий. Так, в США их более 18 млн., доля по отраслям составляет: в сельском хозяйстве — 81,9%, строительстве — 82,2, оптовой торговле — 80,6, в сфере услуг — 75,6. В Японии малый бизнес (более 9 млн. малых предприятий) количественно доминирует во всех отраслях национальной экономики. В Швеции каждый второй работает на мелком предприятии, в промышленности — каждый третий. В этом секторе экономики зарубежных стран, наиболее массовом, динамичном, гибком, функционирует основной объем национальных ресурсов, питающих крупный бизнес.

     Вклад российского малого бизнеса в  производство ВВП — около 10%, в  то время как в промышленно развитых странах эта доля колеблется в пределах 50-80% (в США — 70%, Японии — 78, Италии — 73%). В соответствии со специальными условиями функционирования нашей экономики в 2003-2005гг., подготовленными Министерством экономического развития и торговли, ежегодное увеличение ВВП в эти годы предусматривается в среднем на 3,5-4,5% в год (в зависимости от мировых цен на нефть). По оценкам Бюро экономического анализа, при существенном увеличении доли малого бизнеса в ВВП возможен его дополнительный рост за счет этого фактора на 0,7-1%.22

     Неудовлетворительным  остается и распределение малых  предприятий по регионам страны. Более половины сосредоточено в восьми субъектах Федерации. На два крупных российских мегаполиса — Москву и Санкт-Петербург - приходится треть всех зарегистрированных малых предприятий. Они занимаются главным образом торговлей и общественным питанием. Затем идут Московская область (более 5%), Самарская (3,1%), Брянская (0,4%), республика Тува (0,1%). Эти цифры показывают, что разброс малых предприятий по регионам очень высок.

     Особенно  важна проблема подъема малого бизнеса  для малых и средних городов России. На прошедшем в Москве в конце апреля 2005г. Всероссийском форуме по проблемам социально-экономического развития малых и средних городов России широко обсуждался комплекс вопросов, связанных с их современным состоянием. Многие из малых городов в ходе экономических реформ оказались в тяжелом состоянии. Являясь важным звеном народно-хозяйственного комплекса страны, они объективно нуждаются в государственной поддержке для своего возрождения и развития. Большую роль в процессе их выживания и подъема играет развитие в них малого и среднего предпринимательства, которое тоже требует государственной поддержки, но в большей мере опирается на инициативу и энергию людей.

     Россию  вполне можно назвать "страной  моноградов" (городов с монопроизводственной структурой), социально-экономическая ситуация в которых зависит от деятельности одного-двух градообразующих предприятий (часто военно-промышленного комплекса). В 2005г. по оценкам они составляли 30-50% общего числа городов страны. Основная их масса — небольшие (по масштабам России) города с численностью населения до 50 тыс., в которых проживает каждый пятый городской россиянин, а расположены они в 77 субъектах Федерации.

     Экономические реформы в первую очередь "раскачали" деятельность градообразующих предприятий, привели к стремительному спаду производства. Ряды официальных и неофициальных безработных пополнили специалисты высочайшего класса. Другой работы в таких городах просто не было, и многие вынужденно стали "челноками" или открыли свое небольшое дело. Возникновение малого и среднего бизнеса позволило не только выжить тысячам семей этих городов, но и начать формирование более диверсифицированной структуры экономики городов, ориентированной на удовлетворение потребностей населения.

     Развитие  малого бизнеса создает для малых и средних городов собственные источники пополнения доходов их бюджетов. При такой структуре доходов местные бюджеты более стабильны, так как меньше зависят от конъюнктурных условий работы крупных предприятий. Так, в 2001г. из-за значительного падения цен на мировых рынках на никель и платину бюджет Норильска недобрал значительную часть своих доходов, что серьезно осложнило решение многих социально-экономических вопросов.

     По  количеству действующих в регионе  малых предприятий можно судить о качестве работы региональных органов власти и их усилиях, направленных на развитие рынка и создание предпринимательского климата. Как отмечалось, наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в Москве. Но объясняется это не только особым статусом столицы, хотя этот фактор существует и, безусловно, играет определенную роль. За этими показателями стоят значительные ежегодные отчисления из московского бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса: в 2004-2005гг. был выделен 1 млрд. руб. Последовательная политика московских властей дает свои результаты: за последние годы малый бизнес устойчиво обеспечивает 25% доходной части бюджета Москвы.23

     Что же тормозит становление и развитие в нашей стране малого бизнеса, выполняющего важнейшие социальные и экономические функции? Прежде всего, нерешенность практически повсеместно по стране одних и тех же проблем: недобросовестной конкуренции на локальных рынках и, как следствие — незащищенность субъектов малого предпринимательства; неразвитость региональных систем судебно-правовой защиты; проблемы подготовки в регионах квалифицированных кадров и т.д.

Информация о работе Преимущества и недостатки малого бизнеса