Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:56, курсовая работа
Чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.
Цель данной работы раскрыть сущность и роль малого бизнеса в экономике, а также осветить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ.
Введение……………………………………….……………………………………..….3
Глава 1. Малый бизнес как движущая сила экономики……………………..…….…5
Понятие и роль малого бизнеса в мировой экономике…..…......................……5
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России…….……..13
2.1. Проблемы становления малого бизнеса в РФ……………………….………….13
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса………………………….………..17
Заключение…………………………………………….………………………………25
Список литературы……………………………………………………………………26
В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.
Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.
Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Анализ развития
В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.18
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Еще один очень важный фактор
негативного воздействия на
Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.
Как показывает изучение
Весьма остра проблема
Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так и не получив «добро» на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.20
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса
Развитие малого бизнеса в России отстает от возможностей и потребностей российской экономики. Подъем малого и среднего предпринимательства в стране при государственной поддержке может стать значительным фактором. Несмотря на то, что за прошедшее десятилетие было принято несколько программ поддержки малого бизнеса, Россия уступает большинству стран с развитой рыночной экономикой по количественным и качественным показателям его развития. Проявляющиеся в последние годы тревожные тенденции сокращения субъектов малого предпринимательства в целом по стране позволяют сделать вывод о том, что потенциал его роста при существующих условиях исчерпан.
В декабре 2001 г. на заседании Госсовета России была рассмотрена и в основном одобрена Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в стране, к 2005 г. должно быть завершено создание целостной системы с переносом центра тяжести на региональный и муниципальный уровень. Предусмотрены конкретные меры по ее реализации: оптимизация законодательной базы малого предпринимательства; снижение налогов и упрощение налогообложения (при этом за основу должно быть взято обложение вмененного дохода); кредитная, информационная поддержка; упрощение договоров аренды.
Трудно переоценить экономические, социальные, экологические и другие функции малого предпринимательства в обществе. В условиях переходной экономики — это новые рабочие места, самозанятость людей, при которой человек работает, не считаясь с Трудовым кодексом, иногда по 12-14 часов в сутки, это наступление на бедность, не требующее значительных инвестиций.
Для нашей страны не менее важно, что развитие малого бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом политической стабильности. Но этот процесс протекает трудно и медленно, поэтому показатели развития малого бизнеса в стране за прошедшее десятилетие оказались более чем скромными.
Численность официально зарегистрированных малых предприятий составляет небольшую для такой страны, как Россия, цифру21 — 842 тыс. Вместе с индивидуальными предпринимателями в малом бизнесе занято около 12 млн. человек, или 19% общей численности занятых в российской экономике. В основном это либо посредническая деятельность, либо обслуживание рыночных инфраструктур. По данным Российского союза товаропроизводителей, в 2006г. только 14% малых и средних предприятий относилось к строительному сектору, 15% — к промышленному производству. В последние годы уменьшается число малых предприятий в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, бытовом обслуживании. Особенно заметен их спад в науке и научном обслуживании.
Оценки малого бизнеса за рубежом показывают, что в развитых странах малые и средние предприятия превышают 80% общего числа предприятий. Так, в США их более 18 млн., доля по отраслям составляет: в сельском хозяйстве — 81,9%, строительстве — 82,2, оптовой торговле — 80,6, в сфере услуг — 75,6. В Японии малый бизнес (более 9 млн. малых предприятий) количественно доминирует во всех отраслях национальной экономики. В Швеции каждый второй работает на мелком предприятии, в промышленности — каждый третий. В этом секторе экономики зарубежных стран, наиболее массовом, динамичном, гибком, функционирует основной объем национальных ресурсов, питающих крупный бизнес.
Вклад российского малого бизнеса в производство ВВП — около 10%, в то время как в промышленно развитых странах эта доля колеблется в пределах 50-80% (в США — 70%, Японии — 78, Италии — 73%). В соответствии со специальными условиями функционирования нашей экономики в 2003-2005гг., подготовленными Министерством экономического развития и торговли, ежегодное увеличение ВВП в эти годы предусматривается в среднем на 3,5-4,5% в год (в зависимости от мировых цен на нефть). По оценкам Бюро экономического анализа, при существенном увеличении доли малого бизнеса в ВВП возможен его дополнительный рост за счет этого фактора на 0,7-1%.22
Неудовлетворительным остается и распределение малых предприятий по регионам страны. Более половины сосредоточено в восьми субъектах Федерации. На два крупных российских мегаполиса — Москву и Санкт-Петербург - приходится треть всех зарегистрированных малых предприятий. Они занимаются главным образом торговлей и общественным питанием. Затем идут Московская область (более 5%), Самарская (3,1%), Брянская (0,4%), республика Тува (0,1%). Эти цифры показывают, что разброс малых предприятий по регионам очень высок.
Особенно важна проблема подъема малого бизнеса для малых и средних городов России. На прошедшем в Москве в конце апреля 2005г. Всероссийском форуме по проблемам социально-экономического развития малых и средних городов России широко обсуждался комплекс вопросов, связанных с их современным состоянием. Многие из малых городов в ходе экономических реформ оказались в тяжелом состоянии. Являясь важным звеном народно-хозяйственного комплекса страны, они объективно нуждаются в государственной поддержке для своего возрождения и развития. Большую роль в процессе их выживания и подъема играет развитие в них малого и среднего предпринимательства, которое тоже требует государственной поддержки, но в большей мере опирается на инициативу и энергию людей.
Россию
вполне можно назвать "страной
моноградов" (городов с
Экономические реформы в первую очередь "раскачали" деятельность градообразующих предприятий, привели к стремительному спаду производства. Ряды официальных и неофициальных безработных пополнили специалисты высочайшего класса. Другой работы в таких городах просто не было, и многие вынужденно стали "челноками" или открыли свое небольшое дело. Возникновение малого и среднего бизнеса позволило не только выжить тысячам семей этих городов, но и начать формирование более диверсифицированной структуры экономики городов, ориентированной на удовлетворение потребностей населения.
Развитие малого бизнеса создает для малых и средних городов собственные источники пополнения доходов их бюджетов. При такой структуре доходов местные бюджеты более стабильны, так как меньше зависят от конъюнктурных условий работы крупных предприятий. Так, в 2001г. из-за значительного падения цен на мировых рынках на никель и платину бюджет Норильска недобрал значительную часть своих доходов, что серьезно осложнило решение многих социально-экономических вопросов.
По количеству действующих в регионе малых предприятий можно судить о качестве работы региональных органов власти и их усилиях, направленных на развитие рынка и создание предпринимательского климата. Как отмечалось, наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в Москве. Но объясняется это не только особым статусом столицы, хотя этот фактор существует и, безусловно, играет определенную роль. За этими показателями стоят значительные ежегодные отчисления из московского бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса: в 2004-2005гг. был выделен 1 млрд. руб. Последовательная политика московских властей дает свои результаты: за последние годы малый бизнес устойчиво обеспечивает 25% доходной части бюджета Москвы.23
Что же тормозит становление и развитие в нашей стране малого бизнеса, выполняющего важнейшие социальные и экономические функции? Прежде всего, нерешенность практически повсеместно по стране одних и тех же проблем: недобросовестной конкуренции на локальных рынках и, как следствие — незащищенность субъектов малого предпринимательства; неразвитость региональных систем судебно-правовой защиты; проблемы подготовки в регионах квалифицированных кадров и т.д.
Информация о работе Преимущества и недостатки малого бизнеса