Предприятие как субъект рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:23, реферат

Описание работы

Любая производственная работа содержит 3 обязательных составляющая: средства труда, вещи труда и живой труд. Сообщество данных компонентов случается на предприятии.
Предприятие — данное производственная единица, около коей осуществляется непосредственная взаимосвязь сотрудника со средствами и вещами труда и создается продукция либо оказываются предложения.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 87.78 Кб (Скачать)

Природа государственных  и муниципальных предприятий  находит свое выражение в их фирменном  наименовании, которое должно содержать  указание собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных и муниципальных предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций.

В отличие  от других предпринимательских юридических  лиц, органы управления государственных  и муниципальных предприятий, как  правило, носят единоличный характер. Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор), который  назначается на должность и освобождается  от должности собственником либо уполномоченным собственником органом  и им подотчетен (п.4 ст. 113 ГК).

В настоящее  время правовое положение государственных  и муниципальных предприятий  определяется ГК, а также рядом  специальных нормативных актов, принятых по поводу отдельных разновидностей этих юридических лиц . В соответствии с п. 6 ст. 113 ГК должен быть принят специальный закон, посвященный правовому статусу унитарных предприятий.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Оно создается по решению  уполномоченного на то государственного органа (комитета по управлению государственным  имуществом) или органа местного самоуправления (для муниципальных предприятий) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник  имущества предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.

Характер  имущественной обособленности рассматриваемого предприятия определяется содержанием  права хозяйственного ведения в  соответствии со ст. 295 ГК. Собственник  имущества унитарного предприятия  имеет широкие полномочия по вопросам его деятельности. Он вправе:

а) принимать  решение о его создании, реорганизации  и ликвидации;

б) определять содержание его специальной правоспособности (предмет и цели деятельности);

в) назначать  на должность и освобождать от должности руководителя (директора) предприятия;

г) осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Кроме того, собственник имеет право на часть прибыли унитарного предприятия. Сделки, которые унитарное предприятие совершает со своим недвижимым имуществом, требуют согласия собственника.

До государственной  регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его собственник обязан полностью оплатить уставный фонд. Следовательно, поэтапное формирование уставного фонда для унитарных  предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, не допускается. Минимальный размер уставного фонда  должен быть определен в законе о  государственных и муниципальных  унитарных предприятиях (ст. 114 ГК).

Гарантией защиты интересов кредиторов унитарного предприятия является его уставный фонд. В случае снижения стоимости  чистых активов предприятия ниже размера уставного фонда, зафиксированного в уставе, представитель собственника, уполномоченный создавать такие  предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда до величины чистых активов. При уменьшении уставного  фонда предприятие обязано письменно  уведомить об этом своих кредиторов. Для такого предприятия наступают  последствия, аналогичные реорганизационным, т.е. его кредиторы вправе потребовать  прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым  является предприятие, и возмещения убытков (ср.: п. 2 ст. 60 и п. 6 ст. 114 ГК).

Если же стоимость чистых активов унитарного предприятия падает ниже минимального размера уставного фонда, установленного в законе, предприятие подлежит ликвидации.

Лишь применительно  к унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, в  ГК используется понятие дочернего  предприятия. Его не следует отождествлять  с понятием дочернего общества. Отличительные  черты дочернего предприятия  таковы:

1. Единственным  учредителем дочернего унитарного  предприятия может быть только "материнское" унитарное предприятие,  основанное на праве хозяйственного  ведения. Имущество дочернего  предприятия

принадлежит на праве хозяйственного ведения как самому дочернему предприятию, так и его учредителю. В этом случае возникает некое вторичное право хозяйственного ведения на имущество, ранее закрепленное государством или муниципальными образованиями за унитарным предприятием-учредителем. Содержание такого права должно ограничиваться как рамками первичного права хозяйственного ведения, которые установлены ГК и уставом учредителя, так и теми пределами осуществления вторичного права, которые будут заданы "материнским" унитарным предприятием для дочернего. При этом для учредителя, несомненно, обязателен принцип "никто не может передать больше прав, чем имеет сам".

2. Учредитель  самостоятельно утверждает устав  дочернего предприятия. Однако  для передачи имущества в хозяйственное  ведение дочернего предприятия  требуется получить согласие  собственника имущества (п. 2 ст. 295 ГК).

3. Учредитель  назначает на должность и освобождает  от должности руководителя дочернего  предприятия.

4. Ответственность  учредителя по обязательствам  дочернего предприятия аналогична  ответственности собственника унитарного  предприятия по обязательствам  последнего (п. 8 ст. 114 ГК).

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного  предприятия), весьма специфично. С  одной стороны, казенное предприятие  создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной. Таким образом, правоспособность казенного предприятия  занимает промежуточное положение  между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т. е. такое юридическое лицо может  быть условно охарактеризовано как "предпринимательское учреждение". Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по особому решению  Правительства Российской Федерации  на базе имущества, находящегося в федеральной  собственности (п. 1 ст. 115 ГК). При этом устав казенного предприятия  является его учредительным документом и утверждается Правительством (п. 2 ст. 115 ГК). В постановлении Правительства  от 12 августа 1994 г. № 908 было указано, что  устав казенного завода утверждается федеральным органом исполнительной власти на основе Типового устава. Федеральные  казенные заводы могут создаваться  либо заново для решения конкретной задачи, либо в большинстве случаев  на базе реорганизованного федерального государственного предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения. В  последнем случае запрещаются сокращение рабочих мест, отказ в приеме на работу работников реорганизованного  предприятия и передача имущества  другим лицам. Права казенного завода на закрепленное за ним имущество  определяются в соответствии с правилами  ГК об оперативном управлении (ст. 297, 298): он вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Следовательно, согласие собственника требуется для  распоряжения любым имуществом такого предприятия, как движимым, так и  недвижимым. В Указе Президента России от 23 мая 1994 г. № 1003 установлено, что  Правительство вправе изымать у  казенного завода неиспользуемое им или используемое не по назначению имущество (п. 9).

Источниками формирования материальной базы казенного  завода являются: 1) имущество, переданное ему по решению Правительства  Российской Федерации для ведения  основных видов деятельности; 2) денежные и иные средства, полученные от реализации продукции (работ, услуг) предприятия; 3) средства, выделенные из федерального бюджета или внебюджетных фондов. В уставе казенного предприятия  определяются: - обязательная отчетность казенного предприятия по установленным  формам;

- персональная  ответственность руководителя казенного  завода за результаты хозяйственной  деятельности;

- обязанность  использования федеральных средств  по целевому назначению;

- виды деятельности  и порядок распределения прибыли.  Кроме того, в уставе и других  документах фиксируется фирменное  наименование предприятия с обязательным  указанием на его казенный  характер.

Руководство казенным предприятием осуществляется директором, действующим на принципах  единоначалия, который назначается  на должность и освобождается  от должности федеральным органом  правительства, утвердившим его  устав (п. 5.1-5.2 Типового устава казенного  завода).

В силу прямого  указания закона (п. 5 ст. 115 ГК) Российская федерация несет субсидиарную ответственность  по обязательствам казенного предприятия  при недостаточности его имущества. Таким образом, государство принимает  на себя риски, связанные с деятельностью  предприятия, и в дополнительном порядке отвечает за его долги всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание. Реорганизация и ликвидация казенных предприятий также осуществляются Правительством Российской Федерации. 

Акционерное общество. Понятие  и виды

.

Акционерное общество. Понятие и виды

Акционерным признается хозяйственное общество - объединение капиталов, уставный капитал  которого разделен на определенное количество одинаковых долей, а каждая из них  выражена ценной бумагой акцией. Поэтому  акции одного выпуска должны иметь  одинаковую номинальную стоимость. Обладатели акций - акционеры - не отвечают по обязательствам общества, а несут  лишь риск убытков - утраты стоимости  принадлежащих им акций (п. 1 ст. 96 ГК).

По указанным  признакам акционерные общества весьма близки к обществам с ограниченной ответственностью, хотя в действительности между ними имеется ряд существенных различий. Прежде всего, в акционерном  обществе иная организация уставного  капитала - здесь налицо полное равенство  долей и их обязательное оформление акциями (закон даже говорит о  делении уставного капитала акционерного общества именно на акции, а не на доли). Наличие таких ценных бумаг принципиальная особенность акционерной формы  предпринимательства, ибо только акционерному обществу разрешено выпускать акции (п. 7 ст. 66 ГК).

Оформление  прав акционера акциями (ценными  бумагами) означает, что и осуществление, и передача этих прав другим лицам  возможны только с помощью акций  или путем их передачи. Поэтому  при выходе из акционерного общества его участник не может потребовать  от самого общества никаких выплат или выдач, причитающихся на его  долю. Ведь осуществить этот выход  можно лишь одним способом - продав, уступив или иным образом передав  свои акции (или акцию) другому лицу. Следовательно, акционерное общество в отличие от общества с ограниченной ответственностью гарантировано от уменьшения своего имущества при  выходе из него участников.

Другие отличия  этих обществ связаны с более сложной структурой управления в акционерном обществе, наличием здесь развитого специального законодательства с преобладанием в нем норм императивного характера. Эти отличия вызваны попытками предотвратить злоупотребления, большие возможности для которых предоставляет эта организационно-правовая форма предпринимательства. Дело в том, что руководители такого общества при наличии огромного числа мелких акционеров, как правило некомпетентных в предпринимательской деятельности и заинтересованных только в получении дивидендов, приобретают, по сути, бесконтрольные возможности использования капитала общества. Этим объясняется появление правил о публичном ведении дел акционерного общества, о необходимости формирования в нем постоянно действующего контрольного органа акционеров - наблюдательного совета и др.

Необходимо  иметь в виду, что акционерное  общество как форма объединения  капиталов рассчитана на крупное  предпринимательство и обычно не используется мелкими компаниями. Поэтому  акционерное общество не лимитируется по количеству участников. Напротив, форма  общества с ограниченной ответственностью рассчитана на сравнительно небольшое  количество участников, предел которого специально определяется законом.

ГК содержит лишь наиболее общие правила об акционерных  обществах, предполагая, что основная, тщательная регламентация их правового  положения будет развернута на базе его норм в специальном законе об акционерных обществах (абз. 1 п. 3 ст. 96). При этом нормы ГК и будущего закона об этих обществах не распространяются на правовое положение различных акционерных обществ, созданных в ходе приватизации государственных и муниципальных предприятий, ибо их статус достаточно детально определен специальным законодательством о приватизации.

В ходе приватизации акционерная форма организации  предпринимательства была использована в целях, прямо противоположных  тем, для которых она создавалась, а именно "раздачи" (распределения), а не для концентрации капитала. К тому же законодательство о приватизации объявило ее единственной организационно-правовой формой этого процесса. В результате стали необходимыми изменения этой конструкции и создание здесь  особых видов акционерных обществ. Их правовой статус будет соответствовать статусу обычных акционерных обществ лишь по окончании процесса приватизации, точный момент которого должен быть прямо установлен законом.

Информация о работе Предприятие как субъект рыночной экономики