Предприятие как субъект рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:23, реферат

Описание работы

Любая производственная работа содержит 3 обязательных составляющая: средства труда, вещи труда и живой труд. Сообщество данных компонентов случается на предприятии.
Предприятие — данное производственная единица, около коей осуществляется непосредственная взаимосвязь сотрудника со средствами и вещами труда и создается продукция либо оказываются предложения.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 87.78 Кб (Скачать)

  Предприятие как субъект рыночной экономики 

Любая производственная работа содержит 3 обязательных составляющая: средства труда, вещи труда и живой труд. Сообщество данных компонентов случается на предприятии.

Предприятие — данное производственная единица, около коей осуществляется непосредственная взаимосвязь сотрудника со средствами и вещами труда и создается  продукция либо оказываются предложения.

Предприятие владеет следующими характерными чертами:

производственнотехническим единством (тесной научно-технической взаимосвязью всех цехов, участков, аппаратов, трудящихся мест);

организационноадминистративной самодостаточностью (территориальной изолированностью, общим коллективом сотрудников, уверенностью ответственностью начальства за эффекты работы);

экономической самодостаточностью (обособленным имуществом, самодостаточностью в выборе видов  работы, генпоставщиков и покупателей, в установлении стоимости на собственную продукцию, во отношениях с государственными и финансовокредитными учреждениями, в исследовании планов);

правами юридического лица (присутствие названия, юридического адреса, расчетных счетов в банках, печати). Прогрессивная рыночная экономика  являет из себя трудоемкий приспособление взаимодействия спроса и предложения, т.е. как правило изготовителей и потребителей. Само зарождение рынка ориентируется наличием: социального разделения труда, финансовой изолированности хозяйствующих субъектов, свободы предпринимательской работы, свободы ценообразования.

В период командноадминистративной экономики в нашей стране всецело существовало только первое условие и, частично, второе. Сегодня с обеспечиванием третьего и четвертого условий сформировалась рыночная система, состоящая из грандиозного количества многообразных производственных, экономических, коммерческих,

информационных  текстур, кои взаимодействуют друг от друга в масштабах принятого  в России законодательства.

Рынок имеет  большое количество видов (табл. 3.1).

Взаимосвязи ключевых участников рыночных взаимоотношений  представлены на оис. 3.1.

Как заметно  из рис. 3.1, финансовые отношения на рынке — данное отношения обмена. Взаимодействуя друг от друга, ключевые субъекты домашней работы совершают непрерывный кругооборот ресурсов, продуктов и прибылей. При всем при этом любой из профессионалов имеет в ходе данного круговорота свой интерес (табл. 3.2).

Как заметно  из рис. 3.1, фирмы, заплатив установленную стоимость за моменты производства на рынке ресурсов, изготавливают товары и предложения. В данном состоит главная функция фирм. Масса товаров и услуг поступает затем покупателям и казенным учреждениям (нередко через арбитров) для удовлетворения всей гаммы персональных и социальных необходимостей.

Все субъекты домашней работы во связи оформляют общее финансовое место державы. Впрочем абсолютно неоспоримо, что стержневую сделку в данном месте занимают изготовители, т.е. фирмы. Данное ориентируется тем, что эквивалентный рыночный обмен возможен только при наличии сделанных товаров и услуг. Это обстоятельство делает требуемым наиболее детальное обсуждение отличительных черт образования и функционирования фирм.

Внешняя среда  предприятия

Высокая степень  самодостаточности фирм в системе  рыночных взаимоотношений сочетается со солидной их зависимостью от внешней среды. Предприятие как открытая система находится в зависимости от генпоставщиков сырья, бензина, энергии, материалов и т.д., от покупателей собственной продукции, от государственных органов, от поведения конкурентов а также от почти всех моментов. Данное настоятельно просит от руководства 

хозяйствующего  субъекта многократного прогноза внешней  среды и выработки приспособления эластичного к ней механизма.

Все наружные моменты, воздействующие на предприятие, возможно разбить на 2 категории: прямого и косвенного воздействия.

Факторы прямого  воздействия показаны на рис. 3.2.

Характер  влияния генпоставщиков, покупателей и конкурентов на предприятие неоспорим. Относительно страны, то хотя его воздействие в последствии перехода к рыночным взаимоотношениям и ослабло, и все же осталось очень важным.

Основной  функцией страны по регулировке финансовой жизни державы считается установление правовых общепризнанных мерок ("правил игры") функционирования хозяйствующих  единиц. Данное важнейший составляющую внешней среды, потому что все действующие фирмы пребывают в явном законодательном поле, которое выделяется сложностью, изменчивостью, а подчас и непредвиденностью. Предприятие должно исполнять не столько федеральные законы, ведь и притязании органов казенного регулировки в областях собственной зонах ответственности. Как уже отмечалось, любое предприятие имеет явный правовой статус, установленный на основе гражданского кодекса (ГК) России, коей характеризует порядок ведения предприятиями собственных дел, приспособление перечисления ими налогов и т.д.

В функции  страны входит антимонопольное регулировку, существо условий для становления  цивилизованных рыночных взаимоотношений  из числа конкурентов. Оно ведь при  помощи денежной и кредитной политические деятели регулирует инвестиционную сферу. В основе данной политические деятели лежит действие на динамику расценок и уровень процентных ставок. При помощи налоговых ставок, налоговых  льгот, лавирования процентными  ставками, ссудным состоянием, го

сударственными закупками и субсидиями страна развивает национальную экономику в желаемом направлении.

Кроме того, функциями страны считаются кроме  того борьба с стагнацией экономики, распределение прибылей, обеспечивание финансовой защищенности, служба охраны находящейся вокруг среды.

Факторы косвенного воздействия на предприятие представлены на рис. 3.3.

Факторы косвенного воздействия обыкновенно оказывают  большое влияние на предприятие  минимум значимо, нежели моменты  прямого воздействия. При всем при  этом среда косвенного действия во много раз труднее и многограннее. Данное связано с тем, что косвенные моменты фактически не поддаются формализованному описанию, для их оценки потребуется немаленький размер информации, кою порой с легкостью обрести и правильно истолковать.

Состояние экономики — данное во-первых темп финансового подъема, платежный баланс, уровень занятости. Финансовая среда в следствие собственных динамических перемен энергично оказывает большое влияние на предприятие, кроме того данное воздействие имеет возможность иметь как неблагоприятные, но и положительные результаты. Залогом эффективного функционирования фирмы быть может его мастерство интерпретировать, подвергать анализу и давать прогноз перемены финансовой среды и приспосабливаться к таким переменам.

Технические моменты считаются в одно и тоже время внутренней переменной фирмы и существенным наружным моментом. Научно-техническая среда, в коей действует предприятие, имеет направленность к переменам, совершенствованию, создавая при всем при этом вспомогательные полномочия и лимитирования. Предприятие для эффективного функционирования обязано приспосабливаться к тех

ническим и научно-техническим переменам и принимать на вооружение их для получения конкурентных положительных сторон. 

Технологические нововведения оказывают большое  влияние на отдача производства и реализации продукции, скорость ее устаревания, и еще на то, как возможно собирать, сохранять и распределять информацию, какого семейства предложения и свежую продукцию надлежит ждать покупателям от фирмы.

Социальные  моменты формируют специфичные  установки для фирм. Потому что  они функционируют в явной  культурной среде, постольку принятые установки, жизненные значения и  обыкновению оказывают большое  влияние на успешность их работы.

Политические  моменты характеризуют степень  устойчивости общества. При всем при  этом какие-либо аспекты политической обстановки имеют отличительное  значение для фирмы. Например, отношение  федеральных законодательных органов  и судов к производству оказывает  большое влияние на налогообложение  прибылей, установление налоговых льгот, законодательство по обороне покупателей, стереотипы на чистоту находящейся  вокруг среды, контроль расценок и заработной платы. Важный составляющую политической обстановки — данное категории отличительных интересов и партии. Момент политической устойчивости главным образом оказывает большое влияние на приток денег изза психологического барьера.

Экологическая обстановка в стране (районе) оказывает  большое влияние на выбор предприятием предмета собственной работы, настоятельно просит предвидения влияния данной работы на находящуюся вокруг среду  и самочувствие собственных сотрудников, оценки вероятных результатов применения экологически небезупречных технологий. 

Понятие и классификация  предприятий

Предприятие - это  самостоятельный хозяйствующий  субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения  прибыли.

Переход к рынку  влечет за собой коренные изменения  в формах хозяйствования, отношениях между собственниками, организаторами производства и наемными работниками. Предприятие предоставляет рабочие  места, выплачивает заработную плату. Путем выплаты налогов оно  участвует в реализации государственных  программ, развитии экономики страны. Это означает, что в условиях рыночных отношений предприятие есть самоорганизующийся и самовоспроизводящийся социально-производственный организм, автономный центр производственных, хозяйственных и социальных решений.

Из этого следует, что предприятия - это обособленные экономические структуры. Их обособленность обусловливается товарным характером общественного производства.

В силу обособленности предприятия самостоятельны:

  • в производственной деятельности (что и сколько производить, как производить);
  • в коммерческой деятельности (что и сколько продавать, покупать, распределять);
  • в распределении производственного продукта (что идет на собственные нужды, а сколько на обмен и накопление и т.д.).

Из вышеизложенного  следует, что предприятия - это основное звено экономики. Эффективная работа предприятий - важнейшее условие  успешного развития экономики страны.

Предприятие представляет собой производственно-технологическое, организационное и экономическое  единство. Организационно оно является производственной единицей. Как правило, это завод, фабрика, шахта, электростанция, предприятие транспорта, связи, капитальное строительство, совхоз, оно может включать и несколько заводов или фабрик (комбинат, производственное объединение, концерн и т.д.).

Предприятие имеет  собственное название, фирменный  знак (марку), самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Оно несет  имущественную ответственность  по своим обязательствам, т.е. является юридическим лицом. Часто в хозяйственной  практике используется понятие "фирма". Как правило, фирма представляет собой объединение однородных или  смешанных предприятий.

Каждое предприятие  в условиях рынка стремится производить  те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. В то же время  в условиях рынка нет гарантии, что предприятие ее получит. Все  это зависит от многих обстоятельств: правильного определения неудовлетворенных  желаний покупателей и ориентации предприятия на их производство, уровня издержек производства, которые должны быть меньше, чем доходы, полученные от продажи своей продукции. Последнее  зависит от производительности системы, НТП. уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.п. Это требует от каждого предприятия поиска своего пути развития, системы организации, маркетинга, своих форм хозяйствования.

Предприятия можно  классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основными  количественными параметрами выступают  численность работников и годовой  оборот капитала.

В соответствии с  критерием численности занятых выделяют:

  • малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);
  • средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек);
  • крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).

Следует отметить, что  именно малый бизнес играет значительную роль в экономике практически  всех развитых стран, в нем занято до половины работающего населения. Термин "малое предприятие" характеризует лишь размеры фирмы, но не дает представления об организационно-правовой форме предприятия (малым может быть и частное, и государственное, и другое предприятие). В чем преимущества малого бизнеса: прежде всего гибкость, высокая адаптивная способность к изменениям рыночной конъюнктуры. Многочисленный характер мелких фирм создает возможности для широкого развития конкуренции.

Значительный процент  банкротств среди предприятий малого бизнеса позволяет держаться на плаву только тем, кто функционирует наиболее эффективно. Роль малого бизнеса в современной экономике весьма многообразна. Он как бы связывает экономику в единое целое и образует своего рода фундамент, на котором вырастают более сложные и высокие ее этажи.

Среди качественных параметров классификации предприятий  молено назвать следующие:

  • тип собственности (частные или государственные);
  • характер и содержание деятельности;
  • ассортимент выпускаемой продукции;
  • способы и методы ведения конкурентной борьбы;
  • способ вхождения в различные союзы и объединения;
  • организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
 

§ 6. Государственные  и муниципальные  предприятия

.

§ 6. Государственные  и муниципальные предприятия

Государственные и муниципальные предприятия  как особая разновидность коммерческих организаций. Специфика этих субъектов  гражданского права состоит в  том, что их имущество находится  соответственно в государственной  или муниципальной собственности  и принадлежит такому предприятию  на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК). Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических  лиц, которые имеют не право собственности  на принадлежащее им имущество, а  вторичное вещное право. Государственные  и муниципальные предприятия  являются унитарными, а их имущество  неделимо и не может быть распределено по вкладам. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях  или в целях выпуска особо  значимых товаров (производства работ  или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

Учредительными  документами государственных и  муниципальных предприятий являются решение собственника (как правило, его представителя в лице соответствующего органа министерства государственного имущества) и устав, утвержденный указанным  лицом. В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК в учредительных документах унитарных  предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности конкретного  юридического лица. Это обусловлено  тем, что правоспособность государственных  и муниципальных предприятий, в  отличие от других коммерческих организаций, является специальной. Поэтому государственные  и муниципальные предприятия  не могут осуществлять любые виды деятельности, они должны заниматься только такими видами хозяйствования, которые определены им собственником  в уставе. Однако это не означает, что унитарные предприятия ограничены в совершении различных сделок. Если иное специально не установлено собственником  в уставе, они вправе совершать  всякие сделки, необходимые им для  достижения целей, предусмотренных  в уставе. Так, государственное предприятие  вправе передать с согласия собственника часть своего имущества в аренду, если это не помешает основному производству и позволит изыскать дополнительные источники финансирования. Тем не менее систематическая сдача своего имущества в аренду явно выходит за рамки специальной правоспособности унитарного предприятия, ибо его цель - производство продукции, а не услуги по предоставлению вещей внаем.

Информация о работе Предприятие как субъект рыночной экономики