Предприятие – основное звено экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Любая экономическая система существует на основе взаимодействия трех хозяйствующих субъектов: предприятий, государства и домашних хозяйств. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.

Содержание

1. Понятие, признаки и задачи предприятия в рыночной экономике
2. Типы предприятий
3. Структура предприятия
4. Организация производственного процесса на предприятии
5. Внешняя и внутренняя среда предприятия

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.28 Кб (Скачать)
align="justify">  r – среднее количество операций, которые выполняются при изготовлении каждой детали;

  n – количество наименований деталей, которые обрабатываются данной группой рабочих мест.

  Коэффициент серийности массового производства – 1– 3, крупносерийного – 4-40, среднесерийного  – 11–20, мелкосерийного – более 20.

  Единичный тип производства характеризуется  изменчивостью номенклатуры и небольшим  объемом выпуска продукции. При  этом велик удельный вес оригинальных неунифицированных деталей.

  Особенности:

  - преобладание технологической специализации  цехов, участков, рабочих мест  и отсутствие постоянного закрепления  за ними определенных изделий;

  - использование универсального оборудования  и оснастки, его размещение по  однотипным группам;

  - относительно большой удельный  вес ручных операций и большая  продолжительность производственного  цикла;

  - наличие рабочих-универсалов высокой  квалификации.

  Недостаток  – ограничение возможностей использования  стандартизированных конструкторско-технологических  решений.

  К продукции единичного типа производства относятся уникальные станки, турбины, прокатные станы, атомные реакторы, а также большинство строительных объектов (кроме стандартного домостроения).

  Серийное  производство характеризуется тем, что к рабочему месту предметы труда поступают не по одной - две  штуки, как в единичном производстве, а периодическими конструктивно  одинаковыми партиями (сериями).

  Особенности:

  - относительно большая номенклатура  изделий, однако значительно меньшая,  чем при единичном типе;

  - в зависимости от масштаба  серийности применяется специальное  и универсальное оборудование, а  также быстропереналаживающиеся станки и автоматы;

  - изготовление значительной части  продукции периодически повторяется  в течение года или ряда  лет, что дает возможность организовать  производство на технологически  специализированных участках.

  Массовое  производство характеризуется узкой  специализацией рабочих мест, ориентированных  на выполнение одной - две постоянно  повторяющихся деталеопераций (в большинстве случаев Кс = 1).

  Особенности:

  - изготовление большого объема  однородной продукции в течение  относительно длительного периода;

  - ограниченная номенклатура выпускаемой  продукции (одно-два наименования);

  - детальная разработка технологических  процессов;

  - применение специального высокопроизводительного  оборудования и автоматики;

  - высокий удельный вес рабочих  высокой квалификации (наладчиков  автоматов).

  Достоинства:

  - значительный масштаб и постоянство  номенклатуры дают возможность  применения дорогостоящего производительного  оборудования;

  - создаются благоприятные условия  для углубления специализации,  роста производительности труда  и снижения издержек производства;

  - высокий уровень загрузки оборудования (без переналадки), установление  четкого ритма работы, более короткий  производственный цикл и меньшие  перерывы в процессе производства.

  Несмотря  на очевидные достоинства массового  и крупносерийного производств, для них характерны и существенные недостатки: ориентация не на конкретного  потребителя с его индивидуальными  запросами, а на усредненные стандарты, а также жесткость технологии, обусловливающая трудности перестройки  производства из-за наличия значительного  количества специального оборудования и оснастки.

5. Внешняя и внутренняя  среда предприятия

  Любое предприятие находится и функционирует  в определенной среде, и каждое его  действие возможно только в том случае, если среда допускает его. Предприятие  находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания, так как внешняя среда служит источником производственных ресурсов, необходимых для формирования и  поддержания производственного  потенциала. Факторы внешней среды  являются неконтролируемыми со стороны  предприятия и его служб. Под  влиянием событий, происходящих вне  предприятия, во внешней среде, руководителям  приходится изменять внутреннюю организационную  структуру, приспосабливая ее под изменившиеся условия.

  Внешняя среда предприятия – это все  условия и факторы, которые возникают  независимо от деятельности предприятия  и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (макроокружение).

  К факторам прямого воздействия относят  факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом).

  В условиях переходной экономики России именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке.

  Основные  функции государства:

  - создание правовой основы жизнедеятельности  страны, в том числе разработка, принятие и организация выполнения  хозяйственного законодательства;

  - обеспечение правопорядка в стране  и ее национальной безопасности;

  - стабилизация экономики (в первую  очередь снижение уровня безработицы  и инфляции);

  - обеспечение социальной защиты  и социальных гарантий;

  - защита конкуренции.

  Факторы косвенного воздействия не оказывают  прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки  правильной стратегии.

  К наиболее значимым факторам косвенного воздействия относятся:

  - политические факторы – основные  направления государственной политики  и методы ее реализации, возможные  изменения в законодательной  и нормативно-технической базе, заключаемые  правительством международные соглашения  в области тарифов и торговли  и т. д.;

  - экономические факторы – темпы  инфляции или дефляции, уровень  занятости трудовых ресурсов, международный  платежный баланс, процентные и  налоговые ставки, величина и  динамика внутреннего валового  продукта, производительность труда  и т. д. Эти параметры оказывают  на различные предприятия неодинаковое  влияние: что одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность. Например, стабилизация закупочных цен на продукцию сельского хозяйства для ее производителей рассматривается как угроза, а для перерабатывающих предприятий – как выгода;

  - социальные факторы внешней среды  – отношение населения к работе  и качеству жизни; существующие  в обществе обычаи и традиции; разделяемые людьми ценности; менталитет  общества; уровень образования и  т. п.;

  - технологические факторы, анализ  которых позволяет предвидеть  возможности, связанные с развитием  науки и техники, своевременно  перестроиться на производство  и реализацию технологически  перспективного продукта, спрогнозировать  момент отказа от используемой  технологии.

  Анализ  внешней среды предприятия затрудняется тем, что основными характеристиками внешней среды являются ее неопределенность, сложность, подвижность, а также  взаимосвязанность ее факторов. Окружение  современных предприятий изменяется с нарастающей скоростью, что  предъявляет все более возрастающие требования к анализу внешней  среды и выработке такой стратегии, которая в максимальной степени  учитывала бы все возможности  и угрозы внешней среды.

  Внутренняя  среда предприятия определяет технические  и организационные условия работы предприятия и является результатом  управленческих решений. Целью анализа  внутренней среды предприятия служит выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как, чтобы  воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые  могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

  Внутренняя  среда организаций включает следующие  основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную  структуру.

  Значение  анализа внутренней среды объясняется  следующими обстоятельствами:

  - информация о внутренней среде  необходима для того, чтобы определить  внутренние возможности, потенциал,  на который предприятие может  рассчитывать в конкурентной  борьбе для достижения поставленных  целей;

  - анализ внутренней среды позволяет  лучше уяснить цели и задачи  организации.

  Основными элементами внутренней среды предприятия  являются:

  - производство (в зарубежной экономической  литературе – управление операциями): объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность  сырьем и материалами, уровень  запасов, скорость их использования;  наличный парк оборудования и  степень его использования, резервные  мощности; экология производства; контроль  качества; патенты, торговые марки  и т. д.;

  - персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть  кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;

  - организация управления: организационная  структура, методы управления, уровень  менеджмента, квалификация, способности  и интересы высшего руководства,  престиж и имидж предприятия;

  - маркетинг, охватывающий все процессы, связанные с планированием производства  и реализацией продукции, в  том числе: производимые товары, доля рынка, каналы распределения  и сбыта продукции, маркетинговый  бюджет и его исполнение, маркетинговые  планы и программы, стимулирование  сбыта, реклама, ценообразование;

  - финансы – своего рода зеркало,  в котором отражается вся производственно-хозяйственная  деятельность предприятия. Финансовый  анализ позволяет вскрыть и  оценить источники проблем на  качественном и количественном  уровне;

  - культура и имидж предприятия  – слабоформализуемые факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т. п.

Информация о работе Предприятие – основное звено экономики