Предпринимательство в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является подробно рассмотреть характеристику предпринимательства в среде рыночной экономической системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач: охарактеризовать предпринимательство в общем, как процесс, выявить значение предпринимательства в настоящее время, указать особенности рыночной экономики для предпринимательства, взаимоотношения предпринимателя и государства, обозначить возможные риски деятельности предпринимателя, а также формы предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность предпринимательства и его место в современном обществе
1.1. Понятие предпринимательства………………………………….. 5
1.2. Функции предпринимательства…………………………………10
1.3. Формы и виды предпринимательской деятельности…………. 14
Глава 2. Предпринимательство в рыночной экономике
2.1. Характеристика предпринимательской деятельности в рыночной экономике и её значение………........................................ 20
2.2. Риски предпринимательской деятельности…...........................28
Заключение………………………………………………….................. 33
Список использованной литературы…………………………............ 35

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 66.79 Кб (Скачать)

По мнению профессоров  Макконнелла и Брю рыночная экономика  обладает множеством названий и довольно глубокой характеристикой: чистый капитализм или капитализм свободного предпринимательства характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации и управления экономической деятельностью. В такой рыночной системе поведение каждого участника мотивируется его личными интересами; каждая экономическая единица стремится максимизировать  свою удовлетворенность или прибыль на основе индивидуального принятия решений в отношении потребления или производства. Рыночная система предоставляет возможность частного владения капиталом, общения с помощью цен и координации экономической деятельности с помощью рынков – мест, где встречаются покупатели и продавцы. Товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, потому что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого ресурса и продукта. Результатом их взаимоотношений становится соревнование между многими небольшими и независимыми продавцами и покупателями каждого продукта или услуги.

Следовательно, можно кратко охарактеризовать предпринимательство  в рыночной экономике наличием следующих  характеристик:

  1. Частная собственность
  2. Свобода предпринимательства и выбора
  3. Собственный интерес как мотив деятельности
  4. Конкуренция
  5. Опора на рыночную систему
  6. Ограниченная роль государства

 

Частная собственность 

В рыночной экономике материальные ресурсы – земля, капитал –  составляют собственность частных  лиц и частных институтов. Право  частной собственности, наряду со свободой заключать обязательные для исполнения юридические договоры, позволяет  частным лицам или фирмам по своему усмотрению приобретать, контролировать, применять и реализовывать материальные ресурсы по своему усмотрению. Эти  права важны, так как они поощряют инвестирование, нововведения, обмен  и экономический рост. Права собственности  применимы также к интеллектуальной собственности и действуют через  институт патентования и авторских  прав. Права собственности облегчают обмен.

Свобода предпринимательства  и выбора

Этот термин тесно связан с частной собственностью и предпринимательством, в общем. Свобода предпринимательства  означает, что частные деловые  предприятия вольны приобретать  экономические ресурсы, организовывать использование этих ресурсов для  производства из них товара или услуги и продавать этот товар или  услугу на рынках по собственному выбору. Свобода выбора означает, что владельцы  материальных ресурсов и денежного  капитала могут использовать или  реализовывать эти ресурсы по своему усмотрению. Она означает также, что работники вправе заняться любым  видом труда, на который они способны, а также, что потребители свободны в пределах своих денежных доходов  покупать товары и услуги в таком  сочетании, которое они считают  наиболее подходящим для удовлетворения своих потребностей.

Собственный интерес как  мотив деятельности

Главной движущей силой предпринимательства  рыночной системы является личный интерес; каждая экономическая единица стремится делать то, что выгоднее ей самой. Предприниматели ставят своей основополагающей целью максимизацию прибыли своей фирмы, предприятия или, как вариант, минимизацию издержек. А владельцы материальных ресурсов пытаются продать или сдать в аренду эти ресурсы по возможно более высоким ценам. Рабочие стремятся получить, возможно больший доход, поэтому ищут работу, где сочетание заработной платы, социальных благ и условий труда были бы для них наиболее подходящими. В общем, рыночная экономика предполагает, что личный интерес формирует фундаментальный образ действий различных экономических субъектов, когда они реализуют свой свободный выбор. Мотив личного интереса придает направление и упорядоченность функционированию экономики, которая без такого интереса оказалась бы чрезвычайно хаотичной.

Конкуренция

Свобода выбора, реализующаяся  в стремлении каждого получать и  увеличивать личный денежный доход, служит основой конкуренции. Конкуренция  в чистом виде имеет следующие  отличительные черты.

  1. Наличие на рынке большого количества действующих независимо друг от друга покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса.
  2. Свобода покупателей и продавцов выходить или покидать те или иные рынки основана на их личном экономическом интересе

Конкуренция является одной  из основных характеристик предпринимательства  в рыночной экономике. Сущность конкуренции  заключается в широком рассредоточении  экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей – фирм и домохозяйств. Когда на конкретном рынке действует множество покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не в состоянии предъявить спрос на продукт или обеспечить его предложение в объеме, достаточном для того, чтобы заметно повлиять на цену продукта. Поэтому индивидуальный предприниматель не может регулировать и влиять на состояние рынка. Широкое рассеивание экономической власти, составляющее основу конкуренции, само по себе служит инструментом контроля над использованием этой власти и ограничивает возможности злоупотребления ею.

Опора на рыночную систему

Основным координирующим механизмом предпринимательства является рыночная экономика. Без неё нет и самого предпринимательства. Решения, принимаемые покупателями и продавцами продуктов и ресурсов, а также и услуг, реализуются через систему рынков. Рынок – это механизм или инструмент, осуществляющий связь между покупателями и продавцами товара или услуги. Предпочтения продавцов и покупателей учитываются этими агентами предложения и спроса на различных рынках, и в результате их решений формируется система цен на продукты и ресурсы. Эти цены служат ориентиром, руководствуясь которым владельцы ресурсов, предприниматели и потребители делают и при необходимости пересматривают свой свободный выбор ради удовлетворения личного интереса. Равно как конкуренция служит регулирующим механизмом, система рынков и цен играет роль основной организующей  силы. Рыночная система представляет собой сложную систему связей, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются.

Ограниченная роль правительства

Чистая рыночная система  обеспечивает высокую степень эффективности  использования ресурсов. Нет, практически, никакой нужды во вмешательстве  правительства в деятельность такой  экономики, помимо установления им самых  общих юридических ограничений  для осуществления индивидуального  выбора и использования частной  собственности. Но, как и в любой экономической системе, в рыночной экономике тоже есть недостатки, нежелательные последствия которых могу перерастать в кризисные ситуации. Когда саморегулирующаяся система – рынок – достигает пика своих возможностей, то этот двигатель очень сложно остановить. Вот именно для таких ситуаций вводится ограничивающая функция государства, роль которой стремительно возрастает.

Рассмотрим основные положения, защищающие роль государства в регулировании  рыночной экономики и системы  рынков.

 

1.Существует объективная необходимость государственного регулирования рыночной экономики, которая выражается в праве и обязанности государства в лице его органов осуществлять государственное воздействие на рыночную экономику и предпринимательство с учетом особенностей соответствующего этапа развития экономики и общества, в соответствии с целями и задачами, стоящими перед обществом.  
2. Поскольку потребность в государственном регулировании рыночной экономики и предпринимательства носит объективный характер, следует закрепить в праве в качестве одного из основных принципов рыночной экономики принцип участия государства в регулировании экономики и предпринимательства, исходя из целей и задач развития общества на современном этапе его развития.  
3. Государственную экономическую политику следует рассматривать как одно из средств государственного регулирования рыночной экономики и предпринимательства. Связующим звеном между государственной экономической политикой и государственным регулированием экономики является право.  
4. Государственное регулирование экономики и предпринимательства предполагает необходимость придания и закрепления в нормативных актах адекватной правовой формы взаимодействия предпринимательства и государства, бизнеса и власти.  
5. В условиях рыночной экономики и развития предпринимательства возрастает значение индивидуального правового регулирования. Оно в значительной степени основывается на нормативном правовом регулировании, дополняя и конкретизируя его. Однако в сфере регулирования рыночной экономики роль индивидуального правового регулирования, в том числе и предпринимательской деятельности, значительно возрастает, учитывая невозможность с помощью правовых норм урегулировать всю совокупность чрезвычайно сложных отношений рынка.  
6. В сфере регулирования государством рыночной экономики и предпринимательства наиболее широкое применение имеют такие средства правового регулирования, как позитивные обязывания и запреты, отражающие глубинную сущность государственного регулирования. Указанный вывод не противоречит положению об общедозволительном типе правового регулирования рыночной экономики и предпринимательства в целом. Именно дозволения, обеспечивающие свободу деятельности предпринимателей, превалируют в правовом регулировании предпринимательской деятельности.  
7. Государство и право способствуют достижению свободы предпринимательской деятельности. Право, с одной стороны, - условие и гарантия свободы, а с другой - основание и мера ограничения свободы. Цель государства и права заключается не в ограничении свободы, а в создании условий, способствующих ее реализации, что в сфере экономики означает создание условий для эффективного функционирования рыночной экономики, решения социальных задач, стоящих перед обществом.  
Право ограничивает не только предпринимательскую деятельность, но и деятельность государства в сфере регулирования экономики. По существу, государство ограничивает само себя, и в этом заключается особенность взаимоотношений государства и права в контексте проблемы свободы предпринимательской деятельности.

Итак, выделим основные функции  правительства в общественном секторе  экономики:

  • Формирование правовой и социальной основы деятельности
  • Поддержание конкуренции на рынках
  • Перераспределение доходов согласно доле в собственности
  • Перераспределение ресурсов
  • Стабилизация экономики страны

Две первые функции правительства  заключаются в укреплении и упрощении  работы рыночной системы; три последние  способствуют модификации чистого капитализма в направлении достижения экономических и социальных целей общества. И на примере нашей страны мы можем проследить, как важно иметь правовую  и социальную опору, а также экономическую поддержку государства, особенно если это касается начинающих малых предприятий.

 

 

 

 

2.2  Риски предпринимательской  деятельности

 

 

Основы современного понимания  предпринимательства заложил И. Шумпетер. В своей работе "Теория экономического развития'', вышедшей в 1912 г., он показывает ключевую роль предпринимателя  в экономическом развитии общества. Он считал, что функциональной сущностью  предпринимателя является выявление  и использование новой комбинации факторов производства, то есть реализация нововведений. Главное "...делать не то, что другие и ...не так, как делают другие". И. Шумпетер указывает, что главное в предпринимательстве - инновационная деятельность, а право собственности на предприятие не является существенным признаком предпринимательства.

Й. Шумпетер излагал в  своих трудах часть процесса функционирования предпринимательских организаций  в условиях конкурентной рыночной среды  – в условиях рыночной экономической  системы в виде пяти основополагающих положений.

  1. Изготовление нового, т.е. неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага.
  2. Внедрение нового, т.е. в данной отрасли промышленности ещё практически неизвестного метода – способа производства.
  3. Освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны ещё не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.
  4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов независимо от того, существовал этот источник прежде, или не принимался во внимание, или считался недоступным, или его ещё только предстояло создать.
  5. Проведение соответствующей реализации, например, обеспечение монопольного положения или подрыв монопольного

Другой не менее известный  ученый А.Смит характеризовал предпринимателя  как реализатора рискованных  коммерческих идей. По Смиту, предприниматель  сам вносит капитал, планирует, организует производство и распоряжается результатами своего труда. Его прибыль - это компенсация  за риск. И именно риск сегодня – неотъемлемая часть всего предпринимательства в целом.

В административно-командной  экономике условия хозяйственной  деятельности определялись сверху: предприятию  спускали показатели на пятилетку по объему производства, ценам, указывали  поставщиков и потребителей. Это  позволяло ему рассчитать объем  продаж, выручку, доходы, прибыль. Риск присутствовал и в командной  экономике, но он был связан с возможностью невыполнения государственного плана, нарушения договоров о поставке, необеспеченностью транспортов  и т. д. Ответственность за это  всегда можно было переложить на вышестоящую организацию, а потери компенсировать из министерских фондов. В рыночной экономике государство не несет ответственности предприятия, и последствия риска ложатся на предпринимателя.

Предпринимательство в рыночной экономике невозможно без риска. Если предприниматель не идет на риск, то, в конце концов, терпит банкротство. Наличие фактора риска является огромным стимулом для экономии средств и ресурсов предпринимателями, что вынуждает их тщательно анализировать рентабельность проектов, разрабатывать инвестиционные схемы, нанимать соответствующие кадры. Каждое действие предпринимателя несет в себе возможность неудачи, потерь.

Что такое рискованная  сделка? В Энциклопедическом словаре  Брокгауза и Ефрона дается объяснение: «Это договоры, исполнение которых контрагентами ставится в зависимости от события, о котором совсем ничего неизвестно, случится оно или не случится, или от событии неизбежного, но момент наступления которого не может быть точно определен».

Риск - это вероятность  убытков или недополучения доходов  по сравнению с вариантом, предусмотренным  прогнозом, планом, программой, проектом. Риск можно классифицировать по различным  признакам. Так, по источнику возникновения  принято различать риск: хозяйственный, связанный с личностью человека, обусловленный природными факторами; по причине возникновения целесообразно  вычленить риск как следствие: неопределенности будущего, непредсказуемости поведения  партнеров, недостатка информации.  Оборотной стороной предпринимательства  является усиление риска. По мере развития рыночных отношений в нашей стране будет усиливаться конкуренция. Что бы в ней выжить, нужно идти на инновации, что, несомненно, усилит риск. Нужно не избегать риска, а уметь прогнозировать события, оценивать его и не переходить за допустимые пределы.

Информация о работе Предпринимательство в рыночной экономике