Предпринимательство в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является подробно рассмотреть характеристику предпринимательства в среде рыночной экономической системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач: охарактеризовать предпринимательство в общем, как процесс, выявить значение предпринимательства в настоящее время, указать особенности рыночной экономики для предпринимательства, взаимоотношения предпринимателя и государства, обозначить возможные риски деятельности предпринимателя, а также формы предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность предпринимательства и его место в современном обществе
1.1. Понятие предпринимательства………………………………….. 5
1.2. Функции предпринимательства…………………………………10
1.3. Формы и виды предпринимательской деятельности…………. 14
Глава 2. Предпринимательство в рыночной экономике
2.1. Характеристика предпринимательской деятельности в рыночной экономике и её значение………........................................ 20
2.2. Риски предпринимательской деятельности…...........................28
Заключение………………………………………………….................. 33
Список использованной литературы…………………………............ 35

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 66.79 Кб (Скачать)

Содержание

          Введение

          Глава 1. Сущность предпринимательства и его место в современном     обществе

    1. Понятие предпринимательства………………………………….. 5
    2. Функции предпринимательства…………………………………10
    1. Формы и виды предпринимательской деятельности…………. 14

 

          Глава 2. Предпринимательство в рыночной экономике

           2.1.    Характеристика предпринимательской деятельности в рыночной   экономике и её значение………........................................ 20

           2.2.    Риски предпринимательской деятельности…...........................28

  Заключение………………………………………………….................. 33

           Список использованной литературы…………………………............ 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Последние 30 – 60 лет XX века ученые самых разных профессиональных направлений (экономисты, философы, психологи, социологи и др.) уделяют серьезное внимание развитию теории предпринимательства, его сущностным характеристикам, роли в экономическом развитии стран. Серьезным исследованиям подвергаются личностные характеристики предпринимателей, постоянно добивающихся успехов в бизнесе, разрабатываются практические рекомендации по осуществлению предпринимательских проектов. Проводятся международные конференции, широко развивается предпринимательское образование, во многих странах все более усиливается роль государства в поддержке предпринимательства, особенно малого, год от года позитивно меняется роль общественного менталитета.

Вторая половина XX века – это период развития в большинстве западных стран практического цивилизованного предпринимательства. В это же время к этой актуальной проблеме обращаются видные ученые, учитывая, что в развитой рыночной экономике именно предпринимательские организации (фирмы, компании) являются наряду с домохозяйствами и государством, важнейшими хозяйственными субъектами. Именно поэтому, считая данную тему важной и актуальной на сегодняшний день, я выбрал предпринимательство, так как экономика нашей страны совсем недавно стала рыночной с переходом от командно-административной, и именно предпринимательство является основным двигателем экономического потенциала России.

Целью работы является подробно рассмотреть характеристику предпринимательства в среде рыночной экономической системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач: охарактеризовать предпринимательство в общем, как процесс, выявить значение предпринимательства в настоящее время, указать особенности рыночной экономики для предпринимательства, взаимоотношения предпринимателя и государства, обозначить возможные риски деятельности предпринимателя, а также формы предпринимательской деятельности.

 

Глава 1.Сущность предпринимательства и его место в современном обществе

1.1 Понятие предпринимательства

 

Выяснению сущности предпринимательства  и предпринимателя уделяли внимание многие выдающиеся зарубежные ученые, поскольку с развитием рыночной экономики роль предпринимательства усиливается, а ведущими хозяйствующими субъектами становятся предпринимательские организации (фирмы, компании и другие сложные предпринимательские объединения). В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне объяснимо: представители различных отраслей знаний по-разному трактуют содержание этого термина, сообразуясь с поставленной целью исследования и накопленными знаниями. Например, по понятиям американских ученых, предпринимательство – это вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов.

По мнению американского  ученого Р.С. Ронстадта, предпринимательство  – это динамичный процесс наращивания  богатства. В свою очередь, известные  американские ученые профессора Р. Хизрич и М. Питерс дают, по их мнению, наиболее емкое определение предпринимательства, которое охватывает все типы предпринимательского поведения: «Предпринимательство –  процесс создания чего-то нового, обладающего  ценностью; процесс, поглощающий время  и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым». А. Шапиро пишет, что практически во всех определениях предпринимателя и предпринимательства речь идет о таком поведении, которое включает, во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию или реорганизацию социально-экономических механизмов, с тем, чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию, и, в-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, т.е. готовность рисковать. В этом определении сочетаются экономический, личностный и управленческий подходы. Немецкий ученый, экономист и философ М. Вебер видел в предпринимательской деятельности воплощение рациональности. Под рациональностью он понимал функциональную эффективность, получение максимальной выгоды от использования вложенных средств и приложенных усилий и т.п. Вебер считал, что в основе предпринимательства лежит рациональная этика протестантизма. Он доказывал, что мировоззрение, нравственность оказывают важнейшее влияние на деятельность предпринимателя.

Определенный интерес  вызывает точка зрения российского ученого-экономиста А.В. Бусыгина о сущностных понятиях предпринимательства, под которым он понимает стремление и действия к самостоятельному ведению деловой активности по практической реализации конкретной деловой цели на определенных формализованных началах. По мнению Бусыгина, предпринимательство есть искусство ведения деловой активности, есть, прежде всего, мыслительный процесс, реализуемый в форме делового проектирования. В профессиональном смысле, по его мнению, предпринимательство рассматривается, как умение организовать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ведением собственного дела.

 Итак, предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах, работах или услугах и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами. Также это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.          За словом «предпринимательство» стоит дело, предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта).

Предпринимательство как  явление отражает всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и других), связанных с организацией предпринимателями  своего дела, с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и получением желаемого результата в виде прибыли – дохода.  Предпринимательство как явление отражает всю систему отношений – финансовых, экономических, социальных – которые объективно возникают у предпринимателей друг с другом, с потребителями, поставщиками всех факторов производства – сырья, материалов, оборудования, топлива, энергии – с банками и другими субъектами рынка, с наемными работниками, а также, с государством в лице соответствующих органов исполнительной власти.

Предпринимательство как  процесс представляет собой сложную  систему целенаправленных действий предпринимателей, начиная с момента  возникновения предпринимательской  идеи и заканчивая воплощением её в конкретный предпринимательский  проект. Поэтому зафиксируем ещё  одно определение предпринимательства. Это процесс создания новых товаров, работ, услуг, обладающих ценностью  для потребителей; процесс удовлетворения постоянно растущих потребностей; процесс, осуществляемый на основе постоянного комбинирования факторов производства, эффективного использования имеющихся ресурсов для достижения наилучших результатов. Этот процесс является непрерывным, постоянно возобновляется, поскольку постоянно изменяются потребности, которые предприниматели удовлетворяют. Следовательно, предпринимательство как процесс включает в себя поиск новых творческих идей, их анализ и оценку с точки зрения потребностей рынка и экономической выгоды, формирование целей по реализации идей, воплощение идей в новом предприятии, в создании нового, в освоении производства новых продуктов, в совершенствовании организации производства, т.е. в реализации и воплощении идей в конкретный результат – продукт, товар или технологию – приносящий предпринимателю прибыль.

Роль предпринимательства  в развитии общества состоит, прежде всего в

развитии инициативы массы  людей, которые не находятся на содержании

государства (общин, мафиозных  групп и т.п.), в выборе сферы  приложения

своих сил и способностей.

Предпринимательство - форма  выражения и развития личности человека,

его способностей и потребностей, Социальные потребности людей

определяют их стремление к экономической свободе, при  которой выбор

способа реализации трудового  потенциала и форм деятельности

ограничивается лишь их эффективностью. По мере выхода из нищеты

предприимчивость все  теснее связывается с состязательностью, желанием привлечь к себе внимание, заслужить признание в обществе. В западных странах в настоящее время предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников.

По мнению российских специалистов, предпринимательство представляет собой свободное экономическое  хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных  законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в  целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей, общества в товарах, работах, услугах, для получения прибыли, для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами – кредиторами.

Для развития в России предпринимательства  существенное значение имеет понимание  того, что не любое новое дело является предпринимательством (хотя любое начинание в области  формируемой рыночной экономики  можно было бы считать предпринимательством, конечно, с определенными оговорками). Предпринимательство в первую очередь  связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях  экономического роста и удовлетворения потребностей. Основная функция предпринимательства  в России должна состоять в том, чтобы  производить, «доводить» до конкретных потребителей товары, услуги, работы и получать за это материальное и моральное вознаграждение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  Функции предпринимательства

 

В развитой рыночной экономике  предпринимательство, как интегрированная  совокупность предпринимательских  организаций, компаний и фирм, индивидуальных предпринимателей, выполняет следующие функции:

  • Новаторская
  • Организационная
  • Хозяйственная
  • Социальная
  • Личностная

Некоторые ученые считают, что  предпринимательству свойственна  и политическая функция, которую  осуществляют, как правило, ассоциации – союзы предпринимателей.

Современное понимание сущности предпринимательства в значительной мере раскрывается в работах теоретиков постиндустриального общества, которое, по их мнению, должно прийти на смену  современному капиталистическому. Так, американский социолог Вильям Ростоу (1916) отмечал, что среди факторов экономического роста важную роль будет  играть склонность людей к инновациям и материальным усовершенствованиям. Французский теоретик постиндустриального  общества Раймон Арон (1905-1983) утверждал, что присущее такому обществу рационализаторство будет сопровождать дух научности, прогресса, рационального управления, экономического развития и демократии.

Первая функция – новаторская. Это содействие процесса продуцирования новых идей, осуществление исследовательско-конструкторских разработок, создание новых товаров и предоставление новых услуг. Новаторская функция - творческо-поисковая (инновационная) связана не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств для достижения поставленных целей. Эта функция предпринимательства тесно связана со всеми другими функциями, которые дополняют друг друга. Она вытекает из уровня экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, из условий принятия решений.

Организационная функция  — внедрение новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы и их оптимальное объединение с традиционными, рациональное объединение форм единичного разделения труда, основных элементов системы продуктивных сил и контроль за их выполнением. Эта функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных структур, в изменении стратегии деятельности фирмы и т. д.

Хозяйственная или ресурсная функция — наиболее эффективное использование трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов. Эта ресурсная функция является важной функцией предпринимательства. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, в первую очередь ресурсы (в широком понимании этого слова): трудовые ресурсы, землю и природные богатства, средства производства и научные достижения, а так же предпринимательский талант.

Информация о работе Предпринимательство в рыночной экономике