Предпринимательство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 06:19, курсовая работа

Описание работы

Преобразование экономики России, вывод ее из глубокого кризиса на путь динамичного, прогрессивного развития связан со становлением высокоэффективного рыночного хозяйства, базирующегося на инициативе людей, на предпринимательстве. Россия вынуждена в быстром темпе пройти путь, совершенный мировой экономической историей, опираясь на достижения современной теории и практики рынка. И одновременно необходимо сохранить и преумножить высокий уровень ранее сложившейся обобществленной и индустриальной экономики.

История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике или заводе.

Содержание

Введение
Экономическая сущность и содержание предпринимательства. Развитие теории и практики предпринимательства.
Экономические, социальные и правовые условия предпринимательской деятельности.
Веды и формы предпринимательства.
Современные формы предпринимательской деятельности в России.

Заключение.

Литература.

Работа содержит 1 файл

Предпринимательство.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

      Предпринимательство может охватить только часть одного из моментов воспроизводства, например, процессы организации труда, снабжения предпринимательской структуры средствами производства, реализации товара, маркетингового обслуживания финансового обеспечения предпринимательской структуры и т.д.

      Экономическая сущность предпринимательства конкретизируется в его содержании. Предпринимательство представляет собой процесс в рамках воспроизводства. Основным его личностным фактором является способность предпринимателя по-новому комбинировать ресурсы или факторы воспроизводства — рабочую силу (труд), капитал, землю. Способности предпринимателя осуществлять новые комбинации факторов зависят, прежде всего, от его личностных качеств. К ним относятся, прежде всего, способности: продуцировать новые производственные или коммерческие идеи, давать им оценки с точки зрения возможности получения предпринимательского дохода; оперативно использовать новшества в процессах воспроизводства, превращать их в инновации и доводить последние до коммерческого результата; расчетливо рисковать, с большой вероятностью прогнозируя дополнительный доход от риска.

      Предприниматель может персонифицироваться как  в собственника капитала, так и в менеджера, специалиста, наемного работника. Предприниматель может также персонифицироваться как в любом индивидууме, занятом процессом предпринимательства, так и в целых коллективах. Пока индивидуум или коллектив ведут инновационное воспроизводство, используя свои инновационные и рисковые способности с целью получения предпринимательского дохода, они являются предпринимателями.   Если   процессы   воспроизводства   ведутся 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Экономические, социальные и правовые условия предпринимательской деятельности

      Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др. Экономические условия — это: предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.

       На экономическую обстановку существенно  влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

      Всем  этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. Это — банки, занимающиеся оказанием финансовых услуг; поставщики, снабжающие сырьем, материалами, полуфабрикатами, некомплектуюшими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.; оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги; агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы; учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих; прочие агентства — рекламные, транспортные, страховые и др.; средства связи и передачи информации.

      Схематически  элементы процесса предпринимательства  представлены на рис. 1.

      Вплотную  к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и на его спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь определяет его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

      От  предпринимательской деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов, касающихся трудовой деятельности своих сотрудников, охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.

      Важную  роль в формировании предпринимательства играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей: организация обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности; обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах; организация подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей; создание сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора и др.

        

       

      

 

      Рис. 1.Схема процесса предпринимательства.  
 

      Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Здесь имеется в виду наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности отечественных предпринимателей с зарубежными. Сюда входят и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Важную роль играет также подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

      Примером  может служить складывающаяся в  течение многих лет система законов, действующих в сфере предпринимательства в США. Приведем лишь некоторые из них.

      

      

      

 

      Обосновывая необходимость государственного регулирования  предпринимательской деятельности, Ф. Котлер указывает три основные причины, в силу которых появились соответствующие законодательные акты:

          • необходимость защитить фирмы друг от друга. «Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но, когда затрагивают их собственные интересы, пытаются нейтрализовать ее».

      Отсюда  принятие законов, предотвращающих  проявления «недобросовестной конкуренции»;

          • необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики.

      Отсюда  направленность законов против тех  фирм, которые, оставшись без присмотра, могут начать выпускать плохие товары, лгать в рекламе, вводить в заблуждение посредством упаковки и уровня цен;

          • необходимость защиты высших интересов общества от разнузданности предпринимателей.

      Как осторожно замечает Ф. Котлер, ведь предпринимательская деятельность не всегда обеспечивает нам лучшее качество жизни2.

      В условиях перехода к рыночным отношениям в России «разнузданность предпринимателей» проявляется нередко в очень жестких формах. В предпринимательской сфере России система законов только складывается. 
 
 
 
 

                     
 

                  3. Виды и формы предпринимательства

      Все многообразие предпринимательской  деятельности может быть классифицировано по: виду деятельности; формам собственности; количеству собственников; организационно-правовым и организационно-экономическим формам; степени использования наемного труда и т.п. Рассмотрим некоторые из них.

      По  виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Все эти виды деятельности могут функционировать раздельно или вместе.

      По  формам собственности имущество предприятия может быть: частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций). При этом государство не может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или в собственности общественных объединений (организаций).

      По  количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников.

      Формы предпринимательства в свою очередь  можно подразделить на организационно-правовые и организационно-экономические. В числе организационно-правовых форм — товарищества, общества, кооперативы.

      Товарищество  представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участие два партнера или более. Важным преимуществом товарищества является возможность привлечения дополнительного капитала. Кроме того, наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров. Недостатки данной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности: каждый участник несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада; действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями.

      Участники товарищества подразделяются на две  группы: полные товарищи (товарищество с неограниченной ответственностью) и коммандитные товарищи (товарищество с ограниченной ответственностью). В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, а часть — ограниченной ответственностью.

      Общество  создается по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной формах) в целях осуществления хозяйственной деятельности. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом.

      Наиболее  распространенными являются акционерные общества (АО). Им предоставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг — акций. При этом участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.

      Предприятие, созданное группой лиц для  совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, называется кооперативным. Обязательным в кооперативе является личное трудовое и иное участие его членов в деятельности кооператива, а также объединение его участниками имущественных паевых взносов.

      К основным организационно-экономическим  формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.

      Концерн — это многоотраслевое АО, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах.

      Ассоциации  — мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциации, как правило, входят односпециализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель создания ассоциаций — совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и иных задач.

Информация о работе Предпринимательство в России