Предпринимательство в медицине

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:25, реферат

Описание работы

Целью данной работы рассмотреть концепцию рыночного хозяйствования в здравоохранении и экономические принципы ее составляющие. Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:
Выяснить правовые основы предпринимательской деятельности медицинских учреждений
Выяснить экономические основы предпринимательской деятельности медицинских учреждений
Рассмотреть маркетинг в финансово – хозяйственной деятельности медицинских организаций

Содержание

Введение
3
1
Правовые основы предпринимательской деятельности медицинских учреждений
5
2
Экономические основы предпринимательской деятельности медицинских учреждений
7
3
Использование маркетинга в финансово – хозяйственной деятельности медицинских организаций
10

Заключение
16

Список использованной литературы
17

Работа содержит 1 файл

предпринимательство в медицине.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

Поскольку объем платежеспособного  спроса – величина относительно определенная, производителям приходится прибегать  к самым разным уловкам, чтобы  отвоевать себе его долю, удержать и максимально упрочить свои позиции на рынке. В какой-то момент “рынок продавца” становится главным тормозом на пути научно-технического прогресса, на пути обновления производства и появления новых, более высококачественных товаров. У производителя-монополиста просто отсутствуют стимулы заниматься улучшением продукции, а для других выход на рынок с новым изделием становится делом, связанным с резко возрастающим риском и огромными затратами на рекламу.

Выходом из такой ситуации стала одна из практических находок, один из приемов конкурентной борьбы: попытка “привязать” потребителя к товару, постаравшись удовлетворить его (потребителя) нужды, в определенной степени “подогнав” товар под имеющиеся на рынке ожидания. Переориентация производства, а вслед за ним и сбыта на удовлетворение нужд и запросов потребителя стала получать все большее распространение. Началось становление “рынка покупателя” – практического воплощения концепции маркетинга. С тех пор на современном рынке произошли большие изменения.

На большей части мировых  рынков, на внутренних рынках промышленно развитых стран производитель и потребитель поменялись ролями, а “рынок продавца” все больше сдает свои позиции “рынку покупателя”. “Рынок покупателя” предполагает выпуск тех товаров и услуг, которые будет согласен приобретать потенциальный потребитель. В основу производства закладываются данные, полученные в результате изучения запросов различных рыночных сегментов – отдельных групп населения, предприятий, организаций и других потребителей;– которым и будет адресована вновь создаваемая продукция. Здесь меняется направление усилий производителя – он, выявив с помощью исследований те или иные неудовлетворенные нужды потребности, разрабатывает и начинает производить те товары, которые способны их удовлетворить. Производство и сбыт в условиях “рынка покупателя” и составляют содержание маркетинговой деятельности10.

В связи с вышеизложенным, нужно заметить, что жесткое бюджетное  финансирование в системе государственного здравоохранения, дефицит ресурсов, ограничение ряда функций руководителя государственного ЛПУ, а также его личная материальная не заинтересованность в оптимизации использования ресурсов и повышении доходов медицинского учреждения, может свести на нет возможность применения маркетингового управления данным медицинскими субъектом.

Маркетинг следует понимать гораздо шире, чем это делалось ранее, а именно как концепцию влияния, как социальную технику. Таким образом, он преодолел свой специфический сбытовой характер и стал ключевой характеристикой в рамках управления межчеловеческими общественными процессами. Необходимо отметить также, что в последнее время все большую популярность в медицине приобретает социальный маркетинг, суть которого состоит в применении коммерческого сбыта и методов маркетинга для решения проблем общественного здоровья и здравоохранения11.

Тесно примыкает к социальному  маркетингу и маркетинг некоммерческих организаций, который определяется совсем другими факторами, чем коммерческий маркетинг. Относительно широко распространились идеи и инструменты коммерческого рынка на государственных предприятиях, которые, в принципе, могут управляться на основах прибыльности. В качестве примеров можно назвать государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения. Различные общественные организации, церкви, учебные заведения также стремятся привлечь и удержать своих клиентов. Гораздо слабее воспринимаются идеи маркетинга в сфере государственного управления.

Обычно маркетингом занимается какая-либо конкретная организация. Для  социального маркетинга эта связь часто бывает неоднозначной. Имеется в виду маркетинг определенных идей, реализуемых для общественной пользы. Допустим, речь идет о сокращении потребления сигарет. Если бы государство действительно желало этого, оно имело бы несколько возможностей. Во-первых, можно просто запретить курение в определенных местах (юридическая возможность). Другая возможность (технологическая) заключается в изготовлении сигарет с меньшим содержанием никотина. Государство также может повысить цены на табачные изделия, и, наконец, остается информирование и убеждение общественности, чтобы изменить поведение населения. С точки зрения социальной справедливости последний вариант является наиболее оптимальным.

Важнейшие области применения социального маркетинга – планирование семьи, пропаганда внимания к старикам и больным, стимулирование готовности жертвовать на определенные общественные нужды.

Предприятие, действующее  по законам социального маркетинга, отказывается от своих эгоистических  целей, если они противоречат интересам общества. Наиболее полное выражение этой позиции заключается в том, что предприятие не только пассивно отказывается от своей выгоды в пользу общества, но и активно, затрачивая солидные средства, выступает за какую-либо идею.

В России одной из важнейших  областей применения социального маркетинга является профилактика заболеваний. Не простое информирование населения об опасности тех или иных заболеваний, и способах их избежать, а формирование у человека потребности быть здоровым и направить все свои силы на получение этого здоровья, должно быть определяющим в организации мер профилактики среди слоев населения. С помощью маркетинга можно сформировать новые потоки пациентов в ЛПУ и оптимизировать существующие. Именно это лежит в основе применения маркетинга в сфере здравоохранения12.

Однако методы маркетинга, широко распространенные во всем мире, применяются недостаточно активно  в такой отрасли народного  хозяйства как здравоохранение  России. Во многом это связано с  менталитетом как руководителей  ЛПУ, так и лиц, принимающих глобальные решения на уровне государства. Как правило, руководит медицинским учреждением врач, экономическая подготовка которого, во многом оставляет желать лучшего. А если руководитель ЛПУ недостаточно полно представляет себе возможности того или иного метода, то едва ли он будет внедрять его. В дополнение к этому необходимо заметить, что маркетинг сам по себе не приносит доход, при этом он еще требует довольно ощутимых затрат, как времени, так и денег. Его результаты проявляются не скоро, поэтому, не получив быстрой отдачи, некоторые руководители организации охладевают к нему и перестают им пользоваться.

Использование методов социального  маркетинга направлено, в т.ч. и на снижение заболеваемости инфекциями, передающимися преимущественно  половым путем в частности ВИЧ-инфекцией/СПИДом. Снижение инфицирования последним, помогает значительно улучшить качество здоровья населения.

Чтобы успешно действовать  в непрерывно меняющейся рыночной обстановке, следить за ее изменениями и принимать  эффективные управленческие решения, в медицинских учреждениях стран, ориентированных на рыночную экономику, используется концепция маркетинга, которая утверждает, что залогом достижения целей организации, являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов способами. Маркетинг является важнейшим способом работы на рынке медицинских услуг13.

 

Заключение

В данной работе были рассмотрены  рыночное хозяйствование в здравоохранении и его экономические принципы. Были решены следующие задачи: выяснены правовые основы предпринимательской деятельности медицинских учреждений,  экономические основы предпринимательской деятельности медицинских учреждений, рассмотрен маркетинг в финансово – хозяйственной деятельности медицинских организаций. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: платные медицинские услуги являются неотъемлемой частью современной системы российского здравоохранения, они играют важную роль как в процессе повышения доступности медицинской помощи населению, предприятиям и организациям, так и в качестве дополнительного источника финансирования для медицинских учреждений, что особенно актуально в кризисный и посткризисный периоды развития национальной экономики.

Сейчас реально формируется  рынок медицинских услуг. Этому  способствует и внедрение медицинского страхования. Это еще раз наглядно показывает, что здравоохранение  относится к производительной нематериальной сфере экономики. Медицинские услуги выступают товаром. Таким образом, можно утверждать, что здравоохранение, как составная часть народнохозяйственной структуры, участвует в создании национального дохода, хотя не производит материального продукта.

Здесь ничего не меняет тот  факт, что финансирование здравоохранения России в настоящее время осуществляется в основном за счет государственного бюджета. Фактически это означает лишь то, что государство закупает продукцию отрасли здравоохранения – его услуги (подобно тому, как оно закупает продукцию сельского хозяйства, услуги связи и т.д.) и распределяет ее между населением. Кроме того, существует и расширяется сфера платного здравоохранения, финансируемого за счет доходов граждан, предприятий и ведомств.

 

Список использованной литературы

 

  1. Вялков, А.И. Современные проблемы состояния здоровья населения Российской Федерации / А.И. Вялков // Пробл. управления здравоохранением. - 2002. - №1
  2. Генкин А.Г. Совершенствование системы оплаты труда работников здравоохранения// Сов.здравоохранение. 1998.№2.
  3. Гата А.С. Пантелеева Е.В. Основные направления реализации государственной политики в области здравоохранения// Здравоохранение . 2003, №10.
  4. Кадыров Ф.Н. Экономическая служба лечебно-профилактических учреждений. М.: ГРАНТЪ, 2000. 800 с.
  5. Организация медицинской помощи в Российской Федерации // Поликлиника. - 2001. - №3-4.
  6. Пронина Л.И. Сравнительный анализ обязательного и добровольного медицинского страхования // Экономика здравоохранения. 1996. №12.
  7. Справочник главного врача: В 2-х т. М.: Изд-во ГРАНТЪ, 2000.Щепин О.П., Коротких Р.В.
  8. ТихомировА.В. Медицинская услуга. Правовые аспекты. М.: Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ»,1996.
  9. Щепин В.О., Медик В.А.. Здоровье населения - основа развития здравоохранения. - М. : 2009. - 220 с.
  10. http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-predprinimatelstva-na-rynke-meditsinskikh-rabot-i-uslug#ixzz2FUDdyGqT
  11. www.medsan33.ru/zakon/per.doc

 

1 Постановление Правительства РФ от 13.01.1996г. №27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями»

2 www.medsan33.ru/zakon/per.doc

3 Кадыров Ф.Н. Экономическая служба лечебно-профилактических учреждений. М.: ГРАНТЪ, 2000.

4 Щепин В.О., Медик В.А.. Здоровье населения - основа развития здравоохранения. - М. : 2009

5 Денисов, И.Н., Никифоров, С.А. Муниципальное здравоохранение в Российской Федерации: Проблемы и перспективы развития. - Екатеринбург: УрО РАИ, 2007

6 Щепин В.О., Медик В.А.. Здоровье населения - основа развития здравоохранения. - М. : 2009

7 Денисов, И.Н., Никифоров, С.А. Муниципальное здравоохранение в Российской Федерации: Проблемы и перспективы развития. - Екатеринбург: УрО РАИ, 2007

8 Калиновская, И.А.Здравоохранение / И.А.Калиновская, // Медицинские новости. - 2007. - № 5. - С. 15-16.

9 Калиновская, И.А.Здравоохранение / И.А.Калиновская, // Медицинские новости. - 2007. - № 5. - С. 15-16.

10 Денисов, И.Н., Никифоров, С.А. Муниципальное здравоохранение в Российской Федерации: Проблемы и перспективы развития. - Екатеринбург: УрО РАИ, 2007.

11 Щепин В.О., Медик В.А.. Здоровье населения - основа развития здравоохранения. - М. : 2009

12 Кадыров Ф.Н. Экономическая служба лечебно-профилактических учреждений. М.: ГРАНТЪ, 2000.

13http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-predprinimatelstva-na-rynke-meditsinskikh-rabot-i-uslug#ixzz2FUDdyGqT

 

                                                                                                                      


Информация о работе Предпринимательство в медицине