Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:25, реферат
Целью данной работы рассмотреть концепцию рыночного хозяйствования в здравоохранении и экономические принципы ее составляющие. Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:
Выяснить правовые основы предпринимательской деятельности медицинских учреждений
Выяснить экономические основы предпринимательской деятельности медицинских учреждений
Рассмотреть маркетинг в финансово – хозяйственной деятельности медицинских организаций
Введение
3
1
Правовые основы предпринимательской деятельности медицинских учреждений
5
2
Экономические основы предпринимательской деятельности медицинских учреждений
7
3
Использование маркетинга в финансово – хозяйственной деятельности медицинских организаций
10
Заключение
16
Список использованной литературы
17
Поскольку объем платежеспособного спроса – величина относительно определенная, производителям приходится прибегать к самым разным уловкам, чтобы отвоевать себе его долю, удержать и максимально упрочить свои позиции на рынке. В какой-то момент “рынок продавца” становится главным тормозом на пути научно-технического прогресса, на пути обновления производства и появления новых, более высококачественных товаров. У производителя-монополиста просто отсутствуют стимулы заниматься улучшением продукции, а для других выход на рынок с новым изделием становится делом, связанным с резко возрастающим риском и огромными затратами на рекламу.
Выходом из такой ситуации стала одна из практических находок, один из приемов конкурентной борьбы: попытка “привязать” потребителя к товару, постаравшись удовлетворить его (потребителя) нужды, в определенной степени “подогнав” товар под имеющиеся на рынке ожидания. Переориентация производства, а вслед за ним и сбыта на удовлетворение нужд и запросов потребителя стала получать все большее распространение. Началось становление “рынка покупателя” – практического воплощения концепции маркетинга. С тех пор на современном рынке произошли большие изменения.
На большей части мировых рынков, на внутренних рынках промышленно развитых стран производитель и потребитель поменялись ролями, а “рынок продавца” все больше сдает свои позиции “рынку покупателя”. “Рынок покупателя” предполагает выпуск тех товаров и услуг, которые будет согласен приобретать потенциальный потребитель. В основу производства закладываются данные, полученные в результате изучения запросов различных рыночных сегментов – отдельных групп населения, предприятий, организаций и других потребителей;– которым и будет адресована вновь создаваемая продукция. Здесь меняется направление усилий производителя – он, выявив с помощью исследований те или иные неудовлетворенные нужды потребности, разрабатывает и начинает производить те товары, которые способны их удовлетворить. Производство и сбыт в условиях “рынка покупателя” и составляют содержание маркетинговой деятельности10.
В связи с вышеизложенным, нужно заметить, что жесткое бюджетное финансирование в системе государственного здравоохранения, дефицит ресурсов, ограничение ряда функций руководителя государственного ЛПУ, а также его личная материальная не заинтересованность в оптимизации использования ресурсов и повышении доходов медицинского учреждения, может свести на нет возможность применения маркетингового управления данным медицинскими субъектом.
Маркетинг следует понимать гораздо шире, чем это делалось ранее, а именно как концепцию влияния, как социальную технику. Таким образом, он преодолел свой специфический сбытовой характер и стал ключевой характеристикой в рамках управления межчеловеческими общественными процессами. Необходимо отметить также, что в последнее время все большую популярность в медицине приобретает социальный маркетинг, суть которого состоит в применении коммерческого сбыта и методов маркетинга для решения проблем общественного здоровья и здравоохранения11.
Тесно примыкает к социальному маркетингу и маркетинг некоммерческих организаций, который определяется совсем другими факторами, чем коммерческий маркетинг. Относительно широко распространились идеи и инструменты коммерческого рынка на государственных предприятиях, которые, в принципе, могут управляться на основах прибыльности. В качестве примеров можно назвать государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения. Различные общественные организации, церкви, учебные заведения также стремятся привлечь и удержать своих клиентов. Гораздо слабее воспринимаются идеи маркетинга в сфере государственного управления.
Обычно маркетингом занимается какая-либо конкретная организация. Для социального маркетинга эта связь часто бывает неоднозначной. Имеется в виду маркетинг определенных идей, реализуемых для общественной пользы. Допустим, речь идет о сокращении потребления сигарет. Если бы государство действительно желало этого, оно имело бы несколько возможностей. Во-первых, можно просто запретить курение в определенных местах (юридическая возможность). Другая возможность (технологическая) заключается в изготовлении сигарет с меньшим содержанием никотина. Государство также может повысить цены на табачные изделия, и, наконец, остается информирование и убеждение общественности, чтобы изменить поведение населения. С точки зрения социальной справедливости последний вариант является наиболее оптимальным.
Важнейшие области применения социального маркетинга – планирование семьи, пропаганда внимания к старикам и больным, стимулирование готовности жертвовать на определенные общественные нужды.
Предприятие, действующее
по законам социального
В России одной из важнейших областей применения социального маркетинга является профилактика заболеваний. Не простое информирование населения об опасности тех или иных заболеваний, и способах их избежать, а формирование у человека потребности быть здоровым и направить все свои силы на получение этого здоровья, должно быть определяющим в организации мер профилактики среди слоев населения. С помощью маркетинга можно сформировать новые потоки пациентов в ЛПУ и оптимизировать существующие. Именно это лежит в основе применения маркетинга в сфере здравоохранения12.
Однако методы маркетинга, широко распространенные во всем мире, применяются недостаточно активно в такой отрасли народного хозяйства как здравоохранение России. Во многом это связано с менталитетом как руководителей ЛПУ, так и лиц, принимающих глобальные решения на уровне государства. Как правило, руководит медицинским учреждением врач, экономическая подготовка которого, во многом оставляет желать лучшего. А если руководитель ЛПУ недостаточно полно представляет себе возможности того или иного метода, то едва ли он будет внедрять его. В дополнение к этому необходимо заметить, что маркетинг сам по себе не приносит доход, при этом он еще требует довольно ощутимых затрат, как времени, так и денег. Его результаты проявляются не скоро, поэтому, не получив быстрой отдачи, некоторые руководители организации охладевают к нему и перестают им пользоваться.
Использование методов социального маркетинга направлено, в т.ч. и на снижение заболеваемости инфекциями, передающимися преимущественно половым путем в частности ВИЧ-инфекцией/СПИДом. Снижение инфицирования последним, помогает значительно улучшить качество здоровья населения.
Чтобы успешно действовать в непрерывно меняющейся рыночной обстановке, следить за ее изменениями и принимать эффективные управленческие решения, в медицинских учреждениях стран, ориентированных на рыночную экономику, используется концепция маркетинга, которая утверждает, что залогом достижения целей организации, являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов способами. Маркетинг является важнейшим способом работы на рынке медицинских услуг13.
Заключение
В данной работе были рассмотрены рыночное хозяйствование в здравоохранении и его экономические принципы. Были решены следующие задачи: выяснены правовые основы предпринимательской деятельности медицинских учреждений, экономические основы предпринимательской деятельности медицинских учреждений, рассмотрен маркетинг в финансово – хозяйственной деятельности медицинских организаций. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: платные медицинские услуги являются неотъемлемой частью современной системы российского здравоохранения, они играют важную роль как в процессе повышения доступности медицинской помощи населению, предприятиям и организациям, так и в качестве дополнительного источника финансирования для медицинских учреждений, что особенно актуально в кризисный и посткризисный периоды развития национальной экономики.
Сейчас реально формируется рынок медицинских услуг. Этому способствует и внедрение медицинского страхования. Это еще раз наглядно показывает, что здравоохранение относится к производительной нематериальной сфере экономики. Медицинские услуги выступают товаром. Таким образом, можно утверждать, что здравоохранение, как составная часть народнохозяйственной структуры, участвует в создании национального дохода, хотя не производит материального продукта.
Здесь ничего не меняет тот факт, что финансирование здравоохранения России в настоящее время осуществляется в основном за счет государственного бюджета. Фактически это означает лишь то, что государство закупает продукцию отрасли здравоохранения – его услуги (подобно тому, как оно закупает продукцию сельского хозяйства, услуги связи и т.д.) и распределяет ее между населением. Кроме того, существует и расширяется сфера платного здравоохранения, финансируемого за счет доходов граждан, предприятий и ведомств.
Список использованной литературы
1 Постановление Правительства РФ от 13.01.1996г. №27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями»
2 www.medsan33.ru/zakon/per.doc
3 Кадыров Ф.Н. Экономическая служба лечебно-профилактических учреждений. М.: ГРАНТЪ, 2000.
4 Щепин В.О., Медик В.А.. Здоровье населения - основа развития здравоохранения. - М. : 2009
5 Денисов, И.Н., Никифоров, С.А. Муниципальное здравоохранение в Российской Федерации: Проблемы и перспективы развития. - Екатеринбург: УрО РАИ, 2007
6 Щепин В.О., Медик В.А.. Здоровье населения - основа развития здравоохранения. - М. : 2009
7 Денисов, И.Н., Никифоров, С.А. Муниципальное здравоохранение в Российской Федерации: Проблемы и перспективы развития. - Екатеринбург: УрО РАИ, 2007
8 Калиновская, И.А.Здравоохранение / И.А.Калиновская, // Медицинские новости. - 2007. - № 5. - С. 15-16.
9 Калиновская, И.А.Здравоохранение / И.А.Калиновская, // Медицинские новости. - 2007. - № 5. - С. 15-16.
10 Денисов, И.Н., Никифоров, С.А. Муниципальное здравоохранение в Российской Федерации: Проблемы и перспективы развития. - Екатеринбург: УрО РАИ, 2007.
11 Щепин В.О., Медик В.А.. Здоровье населения - основа развития здравоохранения. - М. : 2009
12 Кадыров Ф.Н. Экономическая служба лечебно-профилактических учреждений. М.: ГРАНТЪ, 2000.
13http://www.dissercat.com/