Предпринимательство и бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
исследование развития и состояния предпринимательской деятельности в России.
Задача работы:
рассмотрение сущности предпринимательства, развития предпринимательства и формирования инфраструктуры предпринимательства в России в условиях перехода к рыночной экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательства
1.1 История возникновения предпринимательской деятельности……………5
1.2 Экономическая природа предпринимательства……………………………8
1.3 Виды и формы предпринимательства……………………………………...12
Глава 2. Особенности бизнеса
2.1 Сущность бизнеса……………………………………………………………17
2.2 Отличие бизнеса от предпринимательской деятельности………………...18
Глава 3. Предпринимательство и бизнес в России
3.1 Малые предприятия в России. Проблемы становления и развития малого бизнеса……………………………………………………………………………19
3.2 Основные направления по решению проблем малых предприятий в России…………………………………………………………………………….24
3.3 Развитие малого бизнеса…………………………………………………….27
Заключение...........................................................................................................30
Список использованной литературы………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

Предпринимательство и бизнес в россии. курсовая.docx

— 115.12 Кб (Скачать)

Малый бизнес России в последние  годы развивается опережающими темпами. Но несмотря на это, малые предприятия  по-прежнему не оказывают существенного  влияния на развитие российской экономики  в целом. Доля производства продукции  и услуг малыми предприятиями  составляет лишь около 8% суммарных  объемов производства всеми предприятиями  страны. На долю малых предприятий  приходится лишь 3,4% общего объема инвестиций в основной капитал.

В России на 10000 жителей приходится лишь 62 зарегистрированных малых предприятия, тогда как в США на 10000 человек  населения приходится 214 предприятий  с числом работников менее 20 человек, в обрабатывающей промышленности Великобритании - 143 предприятия, Германии - 51. В Италии на 10 тыс. жителей приходится 693 предприятия  с числом работников менее 20 человек, в Венгрии - 810.

В России к малым предприятиям относят коммерческие организации  со средним числом работников (включая  работающих по договорам гражданско-правового  характера, совместителей, работников представительств, филиалов и других подразделений) не более 100 человек в промышленности, строительстве и на транспорте, 60 человек - в сельском хозяйстве и научно-технической сфере, 30 человек - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения и 50 человек - в оптовой торговле и в других отраслях и сферах деятельности.

Российская статистика учитывает  деятельность малых предприятий в режиме выборочных обследований, тогда как по средним и крупным предприятиям собирается текущая статистика в режиме постоянного наблюдения. Обычно статистические данные по малым предприятиям обновляются лишь 1 раз в год.

К малому бизнесу относится  каждое пятое российское предприятие. Однако если в начале 1999г. доля малых  предприятий в общем числе  зарегистрированных предприятий России достигала 30%, то к началу 2005г. она уменьшилась до 22%. Это происходило как из-за того, что малые предприятия закрывались быстрее и чаще, чем средние и крупные, так и потому, что вновь регистрируемые предприятия не относились к малому бизнесу.

По формам собственности  малые предприятия на 96,4% представляют собой предприятия частной собственности  и на 3,6% - предприятия смешанной  российской и совместной российской и иностранной собственности. Больше всего малых предприятий смешанной  формы собственности в образовании (13,3%), финансово-кредитной сфере  и пенсионном обеспечении (11,7%), науке (10,2%) и в сфере связи (9,3%).

В общем числе зарегистрированных малых предприятий доминируют предприятия оптовой и розничной торговли (50%), затем следуют предприятия, занимающиеся операциями с недвижимостью (14,5%), малые предприятия обрабатывающего сектора (12,7%) и строительные организации (10,6%). Практически не развит малый бизнес в рыболовстве, добыче полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в соцобеспечении, образовании, здравоохранении и социальных услугах.

Абсолютные объемы производства в малом бизнесе практически  не сказываются на общей величине выпуска продукции в стране. Если в 1998г. выпуск товаров и рыночных услуг малыми предприятиями составлял 6,5% суммарного показателя по экономике, то в 2003г. - 8,1%. В 2004г. только российская промышленность произвела продукции  в 5 раз больше, чем все малые предприятия (включая производственный сектор, торговлю и сферу услуг). Объем российского ВВП более чем в 7 раз превышает производственные показатели малых предприятий.

В общем объеме продукции  и услуг малых предприятий  почти 30% приходится на торговлю и общественное питание, 24% - на продукцию строительства, 23% - промышленности. Услуги образования, финансово-кредитные, страховые, пенсионного  обеспечения, жилищно-коммунального  хозяйства, непроизводственных видов  бытового обслуживания населения в  сумме дают только 1% всего объема продукции и услуг малых предприятий  России.

В общем объеме промышленной продукции, производимой малыми предприятиями, 28% приходится на продукцию машиностроения и металлообработки и около 24% - на продукты питания и напитки. Практически  не производят малые предприятия  России электричество, теплоэнергию, продукцию  черной и цветной металлургии. Невелики также объемы производства ими продукции  текстильной и легкой промышленности (менее 4% всего объема произведенной  промышленной продукции).

Многие характерные особенности  становления малого предпринимательства  в России напрямую связаны с основными  проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства  в целом. Для оценки уровня значимости этих проблем можно использовать данные социологических опросов.(таблица 1)

Основные проблемы частного предпринимательства в  России.

№ п/п

Основные проблемы

1

Налоги

2

Законодательство

3

Инфляция

4

Экономическая ситуация в  целом

5

Поставки, дефицит

6

Трудности получения и  высокая ставка за кредит

7

Неплатежеспособность партнеров, клиентов

8

Несовершенство банковской системы

9

Политическая ситуация

10

Бюрократия

11

Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки

12

Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов

13

Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов

14

Кадровые проблемы

15

Рэкет

16

Отрицательное отношение  к предпринимателям


 

Августовский кризис в  России показал, что в нашей стране средний класс, класс собственников, существует как реальность. И наша беда, что мы поняли это такой ценой.

Наличие прослойки, пусть  очень маленькой, собственников-предпринимателей обозначило и их проблемы. Так в  Резолюции I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий были выделены следующие проблемы:

-Медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;

-Низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;

-Не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты, реализация их происходит далеко не в полной мере;

-Недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.

Большинство кредитных организаций, имеющих связи с малым бизнесом, находятся в регионах и не имеют  достаточного оборотного капитала. В  первую очередь кредиты получают те производства, продукция которых  пользуется наибольшим спросом: переработка  продуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень  немногие занимаются финансированием  инновационного бизнеса – новых  наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.

Перейдем от общих проблем  к более частным, которые непосредственно  затрагивают предпринимателей и  являются причиной развала предприятия.

Многие малые предприятия  угасают уже в самом начале своей деятельности. Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Но ведь свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач.

3.2. Основные направления  по решению проблем малых предприятий  в России.

После формулировки, рассмотрения и анализа проблем малых предприятий  в современных российских условиях представляется целесообразным рассмотреть  способы их решения, пути улучшения  сложившейся ситуации. Необходимо обозначить дальнейшие приоритеты государственной политики в отношении малого предпринимательства, определить список безотлагательных решений, направленных на решение рассмотренных выше проблем.

В области проблем, связанных  с взаимоотношениями субъектов  малого предпринимательства и государственной  власти, логичным и эффективным решением выглядит формирование и дальнейшее развитие в России системы общественных объединений. Предпринимательские  объединения, союзы, ассоциации и другие виды сообществ малых предприятий  должны выполнять функцию заполнения пустот, существующих в настоящий  момент между всеми уровнями государственной  власти и представителями малого бизнеса. Нередко необдуманность решений  государства, касающихся малых предприятий  и приводящих к известным проблемам  для их развития, порождается тем, что такого рода меры предпринимаются  без предварительной консультации с предпринимательскими сообществами. Игнорирование информации от самих  участников малого предпринимательства  подчас приводит к тому, что принятые решения наносят ущерб мелким хозяйственным единицам. Создаваемые  общественные организации должны воздействовать на государство для получения  гарантий стабильности предпринимательской  деятельности в России. Эти институты  призваны лоббировать интересы мелких фирм, добиваясь своевременного принятия соответствующих нормативно-правовых актов. В области системы государственной  поддержки малых предприятий  приоритетными направлениями должны стать следующие задачи. Во-первых, совершенствование нормативно-правовых актов. Правовая основа должна быть научно обоснованной и проверенной на практике. Необходимо устранить прецеденты противоречия друг другу отдельных нормативно-правовых актов. В свою очередь эти законодательные  акты должны не только декларировать, но и реально гарантировать выполнение поставленных целей и задач политики государственной поддержки сектора малого предпринимательства, должны быть четко определены функции, права и ответственность всех элементов экономической системы. Во-вторых, необходимо рациональное сочетание всех существующих мер поддержки малого предпринимательства, как прямых, так и косвенных. В-третьих, необходима разработка эффективных программ развития малых предприятий на всех уровнях экономической структуры государства. Эти программы должны реализовываться в следующих направлениях:

1) формирование инфраструктуры  поддержки - одновременно на всех  уровнях государственной власти;

2) внесение в установленном  порядке предложений о налоговых  льготах для малых предприятий  и ежегодное выделение средств  из соответствующих бюджетов  на осуществление государственной  поддержки;

3) передача малым предприятиям  результатовнаучно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инновационных разработок;

4) передача в собственность  малым предприятиям на льготных  условиях незавершенных и пустующих  объектов, а также нерентабельных  предприятий;

5) обеспечение возможности  первоочередного выкупа арендуемых  малыми предприятиями объектов  недвижимости.

Другим направлением совершенствования  государственной политики в отношении  малого бизнеса должна стать борьба с негативной административной политикой. Необходимо пресечь неконтролируемую коррупцию среди чиновников, обеспечить защиту субъектов малого предпринимательства  от злоупотреблений должностных  лиц, а также упростить систему  регистрации малых предприятий, ослабить неоправданную нагрузку проверяющих  инстанций.

В области кредитно-финансового  обеспечения следует принять  целый ряд мер по исправлению  негативной обстановки, сложившейся  в этой сфере. Целесообразным выглядит принятие Центральным банком РФ нормативного документа, предусматривающего сокращение размера фонда обязательных резервов на сумму кредитов, выданных малым  предприятиям. Очень важно осуществлять меры, поощряющие коммерческое кредитование малого бизнеса. Государству необходимо обеспечить финансовую реализацию уже  существующих программ, целесообразно  также расширить финансирование данного сектора экономики. Главным  направлением политики, осуществляемой в этой сфере, должно стать задействование наиболее актуальных и современных  источников, связанных с лизингом, кредитной кооперацией, а также  налаживанием непосредственного кредитование малых предприятий зарубежными  экономическими структурами. В дополнение к этому необходимо следить за соблюдением нормы госзаказов, размещаемых  на предприятиях малого бизнеса.

3.3. Развитие малого  бизнеса.

Философия, объединяющая интересы крупного, среднего и малого бизнеса, должна быть предельно простой: укрепление экономического и инновационного потенциала государства начинается с местных, локальных рынков, способствующих росту благосостояния населения и авторитета страны в мире.

В развитии бизнеса большую  роль играет конкуренция. От конкурентоспособности того пли иного предприятия зависят не только его выживание, но и устойчивость роста, повышение темпов развития и др. Поэтому конкурентоспособности придается огромное значение.

Рост числа новых малых  предприятий,  увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица зависят от нескольких условий.

Первое условие связано  с формированием благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации.

Второе условие - необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей, В этих целях надо применять кардинальные меры - вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственно - инновационных, строительных, "офицерских", "инвалидных" малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства    медицинских центров,  учебных заведений,  библиотек  и   т. п.

Третье условие - необходимость  концентрации финансовых средств, поступающих  на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников в рамках Федеральной программы 2003-2005 гг. на таких приоритетных направлениях, как:

-создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;

-увеличение объемов микро финансирования и микрокредитования, что в 2-3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;

-эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса;

-создание современных элементов инфраструктуры бизнес-инкубаторов, научных и инновационных парков.

Четвертое условие - налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ.

Пятое условие - активизация  потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего (из-за бедности 30-40% населения) консервативного типа потребительского поведения. На наш взгляд, это условие имеет особое значение. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле.

Информация о работе Предпринимательство и бизнес в России