Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:02, курсовая работа
Цель работы:
исследование развития и состояния предпринимательской деятельности в России.
Задача работы:
рассмотрение сущности предпринимательства, развития предпринимательства и формирования инфраструктуры предпринимательства в России в условиях перехода к рыночной экономике.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательства
1.1 История возникновения предпринимательской деятельности……………5
1.2 Экономическая природа предпринимательства……………………………8
1.3 Виды и формы предпринимательства……………………………………...12
Глава 2. Особенности бизнеса
2.1 Сущность бизнеса……………………………………………………………17
2.2 Отличие бизнеса от предпринимательской деятельности………………...18
Глава 3. Предпринимательство и бизнес в России
3.1 Малые предприятия в России. Проблемы становления и развития малого бизнеса……………………………………………………………………………19
3.2 Основные направления по решению проблем малых предприятий в России…………………………………………………………………………….24
3.3 Развитие малого бизнеса…………………………………………………….27
Заключение...........................................................................................................30
Список использованной литературы………………………………………..33
Малый бизнес России в последние годы развивается опережающими темпами. Но несмотря на это, малые предприятия по-прежнему не оказывают существенного влияния на развитие российской экономики в целом. Доля производства продукции и услуг малыми предприятиями составляет лишь около 8% суммарных объемов производства всеми предприятиями страны. На долю малых предприятий приходится лишь 3,4% общего объема инвестиций в основной капитал.
В России на 10000 жителей приходится лишь 62 зарегистрированных малых предприятия, тогда как в США на 10000 человек населения приходится 214 предприятий с числом работников менее 20 человек, в обрабатывающей промышленности Великобритании - 143 предприятия, Германии - 51. В Италии на 10 тыс. жителей приходится 693 предприятия с числом работников менее 20 человек, в Венгрии - 810.
В России к малым предприятиям
относят коммерческие организации
со средним числом работников (включая
работающих по договорам гражданско-
Российская статистика учитывает деятельность малых предприятий в режиме выборочных обследований, тогда как по средним и крупным предприятиям собирается текущая статистика в режиме постоянного наблюдения. Обычно статистические данные по малым предприятиям обновляются лишь 1 раз в год.
К малому бизнесу относится каждое пятое российское предприятие. Однако если в начале 1999г. доля малых предприятий в общем числе зарегистрированных предприятий России достигала 30%, то к началу 2005г. она уменьшилась до 22%. Это происходило как из-за того, что малые предприятия закрывались быстрее и чаще, чем средние и крупные, так и потому, что вновь регистрируемые предприятия не относились к малому бизнесу.
По формам собственности
малые предприятия на 96,4% представляют
собой предприятия частной
В общем числе зарегистрированных малых предприятий доминируют предприятия оптовой и розничной торговли (50%), затем следуют предприятия, занимающиеся операциями с недвижимостью (14,5%), малые предприятия обрабатывающего сектора (12,7%) и строительные организации (10,6%). Практически не развит малый бизнес в рыболовстве, добыче полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в соцобеспечении, образовании, здравоохранении и социальных услугах.
Абсолютные объемы производства в малом бизнесе практически не сказываются на общей величине выпуска продукции в стране. Если в 1998г. выпуск товаров и рыночных услуг малыми предприятиями составлял 6,5% суммарного показателя по экономике, то в 2003г. - 8,1%. В 2004г. только российская промышленность произвела продукции в 5 раз больше, чем все малые предприятия (включая производственный сектор, торговлю и сферу услуг). Объем российского ВВП более чем в 7 раз превышает производственные показатели малых предприятий.
В общем объеме продукции
и услуг малых предприятий
почти 30% приходится на торговлю и общественное
питание, 24% - на продукцию строительства,
23% - промышленности. Услуги образования,
финансово-кредитные, страховые, пенсионного
обеспечения, жилищно-коммунального
хозяйства, непроизводственных видов
бытового обслуживания населения в
сумме дают только 1% всего объема
продукции и услуг малых
В общем объеме промышленной продукции, производимой малыми предприятиями, 28% приходится на продукцию машиностроения и металлообработки и около 24% - на продукты питания и напитки. Практически не производят малые предприятия России электричество, теплоэнергию, продукцию черной и цветной металлургии. Невелики также объемы производства ими продукции текстильной и легкой промышленности (менее 4% всего объема произведенной промышленной продукции).
Многие характерные
Основные проблемы частного предпринимательства в России.
№ п/п |
Основные проблемы |
1 |
Налоги |
2 |
Законодательство |
3 |
Инфляция |
4 |
Экономическая ситуация в целом |
5 |
Поставки, дефицит |
6 |
Трудности получения и высокая ставка за кредит |
7 |
Неплатежеспособность |
8 |
Несовершенство банковской системы |
9 |
Политическая ситуация |
10 |
Бюрократия |
11 |
Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки |
12 |
Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов |
13 |
Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов |
14 |
Кадровые проблемы |
15 |
Рэкет |
16 |
Отрицательное отношение к предпринимателям |
Августовский кризис в России показал, что в нашей стране средний класс, класс собственников, существует как реальность. И наша беда, что мы поняли это такой ценой.
Наличие прослойки, пусть очень маленькой, собственников-предпринимателей обозначило и их проблемы. Так в Резолюции I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий были выделены следующие проблемы:
-Медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;
-Низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;
-Не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты, реализация их происходит далеко не в полной мере;
-Недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.
Большинство кредитных организаций,
имеющих связи с малым
Перейдем от общих проблем к более частным, которые непосредственно затрагивают предпринимателей и являются причиной развала предприятия.
Многие малые предприятия угасают уже в самом начале своей деятельности. Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Но ведь свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач.
3.2. Основные направления
по решению проблем малых
После формулировки, рассмотрения
и анализа проблем малых
В области проблем, связанных
с взаимоотношениями субъектов
малого предпринимательства и
1) формирование инфраструктуры
поддержки - одновременно на всех
уровнях государственной
2) внесение в установленном
порядке предложений о
3) передача малым предприятиям
результатовнаучно-
4) передача в собственность
малым предприятиям на
5) обеспечение возможности
первоочередного выкупа
Другим направлением совершенствования государственной политики в отношении малого бизнеса должна стать борьба с негативной административной политикой. Необходимо пресечь неконтролируемую коррупцию среди чиновников, обеспечить защиту субъектов малого предпринимательства от злоупотреблений должностных лиц, а также упростить систему регистрации малых предприятий, ослабить неоправданную нагрузку проверяющих инстанций.
В области кредитно-финансового обеспечения следует принять целый ряд мер по исправлению негативной обстановки, сложившейся в этой сфере. Целесообразным выглядит принятие Центральным банком РФ нормативного документа, предусматривающего сокращение размера фонда обязательных резервов на сумму кредитов, выданных малым предприятиям. Очень важно осуществлять меры, поощряющие коммерческое кредитование малого бизнеса. Государству необходимо обеспечить финансовую реализацию уже существующих программ, целесообразно также расширить финансирование данного сектора экономики. Главным направлением политики, осуществляемой в этой сфере, должно стать задействование наиболее актуальных и современных источников, связанных с лизингом, кредитной кооперацией, а также налаживанием непосредственного кредитование малых предприятий зарубежными экономическими структурами. В дополнение к этому необходимо следить за соблюдением нормы госзаказов, размещаемых на предприятиях малого бизнеса.
3.3. Развитие малого бизнеса.
Философия, объединяющая интересы крупного, среднего и малого бизнеса, должна быть предельно простой: укрепление экономического и инновационного потенциала государства начинается с местных, локальных рынков, способствующих росту благосостояния населения и авторитета страны в мире.
В развитии бизнеса большую роль играет конкуренция. От конкурентоспособности того пли иного предприятия зависят не только его выживание, но и устойчивость роста, повышение темпов развития и др. Поэтому конкурентоспособности придается огромное значение.
Рост числа новых малых предприятий, увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица зависят от нескольких условий.
Первое условие связано с формированием благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации.
Второе условие - необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей, В этих целях надо применять кардинальные меры - вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственно - инновационных, строительных, "офицерских", "инвалидных" малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т. п.
Третье условие - необходимость концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников в рамках Федеральной программы 2003-2005 гг. на таких приоритетных направлениях, как:
-создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;
-увеличение объемов микро финансирования и микрокредитования, что в 2-3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;
-эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса;
-создание современных элементов инфраструктуры бизнес-инкубаторов, научных и инновационных парков.
Четвертое условие - налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ.
Пятое условие - активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего (из-за бедности 30-40% населения) консервативного типа потребительского поведения. На наш взгляд, это условие имеет особое значение. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле.