Предпринимательство и бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
исследование развития и состояния предпринимательской деятельности в России.
Задача работы:
рассмотрение сущности предпринимательства, развития предпринимательства и формирования инфраструктуры предпринимательства в России в условиях перехода к рыночной экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательства
1.1 История возникновения предпринимательской деятельности……………5
1.2 Экономическая природа предпринимательства……………………………8
1.3 Виды и формы предпринимательства……………………………………...12
Глава 2. Особенности бизнеса
2.1 Сущность бизнеса……………………………………………………………17
2.2 Отличие бизнеса от предпринимательской деятельности………………...18
Глава 3. Предпринимательство и бизнес в России
3.1 Малые предприятия в России. Проблемы становления и развития малого бизнеса……………………………………………………………………………19
3.2 Основные направления по решению проблем малых предприятий в России…………………………………………………………………………….24
3.3 Развитие малого бизнеса…………………………………………………….27
Заключение...........................................................................................................30
Список использованной литературы………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

Предпринимательство и бизнес в россии. курсовая.docx

— 115.12 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИРОССИИ

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: « Предпринимательство  и бизнес в России » 

 

 

Выполнила студентка 1 курса

Специальность: экономика

Иванова Анна Ивановна

Проверил К.Э.Н., доцент

Петров Петр Петрович.

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы предпринимательства

    1. История возникновения предпринимательской деятельности……………5
    2. Экономическая природа предпринимательства……………………………8
    3. Виды и формы предпринимательства……………………………………...12

Глава 2. Особенности  бизнеса

2.1 Сущность бизнеса……………………………………………………………17

2.2 Отличие бизнеса от  предпринимательской деятельности………………...18

Глава 3. Предпринимательство  и бизнес в России

3.1 Малые предприятия в  России. Проблемы становления и  развития малого бизнеса……………………………………………………………………………19

3.2 Основные направления  по решению проблем малых предприятий  в России…………………………………………………………………………….24

3.3 Развитие малого бизнеса…………………………………………………….27

Заключение...........................................................................................................30

Список использованной литературы………………………………………..33 

Введение.

В общем комплексе проблем  современного реформирования российской экономике важную роль играет процесс  становления и развития предпринимательской  деятельности.

Развитие предпринимательства  в России связано прежде всего  с перестройкой экономики.

Становление предпринимательства, развитие его инфраструктуры приобретают  исключительную актуальность и считаются  одними из наиболее перспективных направлений  рыночных преобразований в России.

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной  экономики. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использование ресурсов, организацию процесс на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Тема курсовой работы: "Предпринимательство и бизнес в России" является актуальной и имеет важное значение как для начинающих, так и работающих предпринимателей, для руководителей предприятий и экономических служб, для студентов и для всех кто проявляет интерес к современной экономической деятельности.

 

 

Цель работы:

исследование развития и  состояния предпринимательской  деятельности в России.

Задача работы:

рассмотрение сущности предпринимательства, развития предпринимательства и  формирования инфраструктуры предпринимательства  в России в условиях перехода к  рыночной экономике.

Любая нация гордится плодами  деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный  представитель гордятся и своей  причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению  материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную  почву для практической реализации способностей и талантов каждого  индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального  духа и национальной гордости.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

    1. История возникновения предпринимательской деятельности.

В XVII веке, предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции.

Впервые научное определение  слова «предприниматель» появилось  в работах английского экономиста Ричарда Кантильона. Под предпринимателем он понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с  тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают - по неизвестной.

Француз К. Бодо (физиократ) развил эту идею дальше Р. Кантильона. Им было отмечено, что предприниматель  должен обладать определенным интеллектом, то есть различной информацией и  знаниями. А еще один француз-экономист, Тюрго, считал, что предприниматель  должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль - цель успеха предпринимателя, основа развития производства. А. Маршалл  и его последователи считали, что предпринимателем может быть не каждый, ведь главный стержень предпринимательства - организаторская способность –  есть не у всех.

До начала XVIII века государственной  поддержки предпринимательства  в России как таковой почти  не было.  Однако и тогда можно  было встретить интересные моменты. Так, с XIII по XV век пришлых крестьян (их называли «новоподрядчиками») освобождали  от уплаты налогов собственнику этой земли на срок от 5 до 15 лет. Существовали меры, предусматривающие защиту от нечестной торговли  купцов-иностранцев. Поощрялся вывоз русских товаров за границу. Русским купцам разрешалось продавать свои товары во всех приграничных городах и на ярмарках, торговать с «иноземцами» вольно. На вырученные от экспорта деньги купцы могли покупать беспошлинно иностранные товары.

Петр I не допускал полной монополии  частных лиц: «Регламент Мануфактур-коллегии»  имел специальный пункт - «Об не исключении других фабрик». Можно сказать, что это был первый российский антимонополистический закон.

Как свидетельствуют историки, самым благоприятным периодом отечественного развития предпринимательства был  период с 1861 г. по 1917г., когда нарастание предпринимательской активности ощущалось  вне зависимости от реформаторской деятельности царей, правительства, от кризисов или благоприятных условий. Российское общество было подготовлено к преобразованиям всем ходом  предшествующего внутреннего и  международного развития.

К началу реформ (1861г.) в России насчитывалось 128 акционерных обществ  с капиталом в 256 млн. руб., более  двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками  тысяч рабочих. Реформа (19.02.1861г.) дала импульс по-настоящему широкому и  интенсивному развитию частного предпринимательства.

В 1861-1873 гг. Российская промышленность росла быстрее, чем промышленность ведущих европейских держав. По подсчетам специалистов немецкого конъюнктурного института, продукция всей российской промышленности возросла в 1860-1900 гг. более чем в 7 раз. Тем не менее, по душевым показателям промышленного развития наша страна продолжала отставать от наиболее развитых стран, лишь в отдельные периоды, сокращая свое отставание.

 К концу XIX - началу XX в. ведущую роль в промышленности  Российской империи стали играть  акционерные и паевые предпринимательские  структуры. В паевых предпринимательских  структурах, где капитал уже имелся, пайщики руководствовались мотивами  расширения и развития дела, стремясь  к ограничению круга пайщиков  в целях сохранения решающей  роли за прежними владельцами  фирмы. 

Период с октября 1917 года до начала 20-х годов можно условно назвать вторым этапом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства из экономической жизни.

Период НЭПа знаменовал собой  новый (третий) этап. Началом НЭПа можно  считать утверждение Советом  Труда и Обороны (СТО) «Основных  положений к восстановлению крупной  промышленности, поднятию и развитию производства» от 12.08.1926г., где провозглашался перевод промышленных трестов на хозяйственный и коммерческий расчет. В период НЭПа интересы государства, как никогда ранее, были четко  сформулированы: держать предпринимателей для своих целей. Но даже в этих условиях предпринимательство стало  развиваться на всех уровнях.

Четвертый этап в истории  отечественного предпринимательства  был самый длительный и драматичный. Он охватил период, длившийся около 60 лет – с конца 20-х годов  до второй половины 80-х годов. Это  был период безраздельного господства административно-командной системы. Из легального сектора экономики  предпринимательство практически  было изгнано (если не считать остатков индивидуально-ремесленнической деятельности) и перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику. Став одной из составных частей этого  сектора экономики, предпринимательская  деятельность в меньших масштабах  и с большей для себя опасностью все же продолжала свое существование.

Начало развития многоукладной  экономике в СССР выпало на конец 80-х годов с появлением экономических  субъектов – представителей различных  форм собственности. Наиболее благоприятными для их развития оказались 1987-1991 гг.

Новое в развитии малого предпринимательства появилось  в 1990 году, с изданием постановление  правительства о мерах по созданию и развитию малых предприятий, установлению налоговых льгот для них. Эта  идея состояла в том, чтобы начать массовый процесс приватизации мелких нерентабельных и малоэффективных  государственных предприятий, перевести  их на арендную систему поощрений, кооперативную  форму собственности либо передать трудовым коллективам на принципах  акционирования.

В 1990-1991 гг. государственной  статистикой был зафиксирован рост малого предпринимательства, произошедший за счет преобразования кооперативов в малые предприятия, так как  они имели право на налоговые  льготы. Кроме того, сказалось отрицательное  отношение населения к кооперативам.

    1. Экономическая природа предпринимательства.

Предпринимательство    служит    предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множественность  его трактовок и определений. Сущность же предпринимательства, как  экономической категории, обусловлена  его природой и признаками как  специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов  реагировать на потенциальный источник выгоды.

Предпринимательство — это  инициативная, связанная с хозяйственным  риском и направленная на поиск наилучших  способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.1

По своей экономической  природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и  является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в  процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное  звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих  субъектов. Товарное производство исторически  и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В четвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.

Предпринимательская инициатива — это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим  процессом рыночного обмена, осуществляющегося  к взаимной выгоде участников этого  процесса.2 Предпринимательство следует ассоциировать не с обманом и насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей.

Хотя инициатива является свойством человеческой натуры, проявление ее в качестве функционального признака предпринимательской деятельности обусловлено самой природой рыночного  хозяйства.

Инициатива требует известной  хозяйственной свободы. Когда уровень  регламентации предпринимательской  деятельности слишком высок, инициативная активность снижается, оборачиваясь деловой  стагнацией. В этом смысле создание условий для активизации инициативы у субъектов хозяйствования- ключевая задача перехода к предпринимательству.

Асимметрия информации создает и известную неопределенность в деятельности предпринимателя. Неопределенность возникает как в связи с чисто рыночными свойствами — изменение конъюнктуры, цен и предпочтений потребителей, так и в силу специфики предпринимательства, выраженной, прежде всего, в непредсказуемой реакции рынка на предлагаемые решения. Таким образом, вся окружающая предпринимателя действительность представляется в виде неподвластной ему неопределенности, что и порождает коммерческий риск.

Информация о работе Предпринимательство и бизнес в России