Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:27, курсовая работа
Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, остальные перешли в частное владение.
Введение……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Возникновение предпринимательства и его роль в обществе……….5
1.1. История возникновения предпринимательской деятельности………..5
1.2. Экономическая природа предпринимательства ……………………….7
1.3. Предпринимательство и его роль в социально-экономическом развитии общества…………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. Сущность предпринимательской деятельности……………………...15
2.1 Предпринимательство с точки зрения экономической определенности……………………………………………………………………..15
2.2. Цели и мотивы предпринимательской деятельности………………...19
2.3. Организационные формы предпринимательской деятельности в России ………………………………………………………..………………21
ГЛАВА 3. Предпринимательство в России и в США………..…………………..26
3.1. Состояние малого предпринимательства в России…………………..26
3.2. Состояние малого бизнеса в США…………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………………………
Отличительной особенностью АО является разделение его капитала на определенное число акций, распределяемых среди участников, что, однако, не исключает создания АО одним лицом, выступающим в этом случае держателем всего пакета акций. Учитывая специфику функционирования АО, формирование его капитала регламентируется законодательно. Уставной фонд АО складывается из номинальной стоимости акций, размещаемых среди учредителей. Увеличение уставного фонда для покрытия убытков не допускается, а его уменьшение возможно только после уведомления об этом всех кредиторов. АО также не вправе выплачивать дивиденды, как до полной оплаты уставного фонда, так и в случае, когда чистые активы общества меньше уставного фонда или могут стать меньше его после выплаты дивидендов.
Управление АО осуществляется через общее собрание акционеров, имеющее исключительную компетенцию, и исполнительные органы, в качестве которых могут выступать как непосредственно управляющий орган, осуществляющий текущее руководство, так и Совет директоров или Наблюдательный совет, если число акционеров более пятидесяти.
Ликвидация АО может быть проведена на добровольной основе по решению общего собрания либо в установленном законом порядке. АО может быть преобразовано в общество с ограниченной ответственностью.[8]
Глава 3. Предпринимательство в России
Августовский кризис 1998 года серьезно ударил по многим малым и средним предприятиям: оборотные средства резко уменьшились или пропали в банках, сократились рынки вследствие снижения покупательной способности населения, обанкротились многие предприятия, зависимые от поставок товаров или сырья по импорту. В результате этих процессов число занятых в секторе сократилось на несколько сотен тысяч работников. Подавляющее большинство малых предприятий выпускают продукцию неконкурентоспособную не только на внешних, но и на внутренних рынках. Растет число предприятий, работающих на “грани”, либо переходящих в сферу теневой экономики. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства Постоянное ухудшение внешней среды предпринимательской деятельности; о разрастание административных барьеров (регистрация, лицензирование, сертификация, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и т.д.); о налоговый пресс и громоздкая система отчетности; о отсутствие надежного правового, в том числе судебного, обеспечения предпринимательской деятельности; о растущее недоверие предпринимателей к власти, к ее способности проводить долгосрочную политику и обеспечить стабильные условия ведения бизнеса.
К началу 1999 года число малых предприятий составило порядка 891 тысячи, приблизившись к отметке 1994 года (см.табл.1). Следует учесть, что, начиная с 1996 года, статистический учет велся в соответствии с новыми критериями отнесения предприятий к малым, введенными Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Новые критерии заметно сузили границы этой категории предприятий, сократив максимально допустимое число работающих на одном МП с 200 до 100 человек.
Динамика числа малых предприятий с 1996 года - совокупный прирост на 5,8%, свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора МБ.
Таблица 1.Число малых предприятий и численность занятых на МП в России.
| 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 |
Численность занятых на МП | 8 479 900 | 8 944 800 | 6 209 100 | 6 514 800 | 6 207 800 | 6 485 800 |
Число МП | 896 900 | 87 7300 | 841 700 | 861 100 | 868 000 | 890 600 |
Общее число постоянно работающих на малых предприятиях к началу 2000 года составило порядка 6 млн. 486 тыс. человек или 10% от общего числа работающих на российских предприятиях (см.табл.1). По сравнению с 1994 годом данный показатель сократился на 23,5%. Это закономерно, так как критерии определения МП, принятые в 1995 году, в 2 раза уменьшили допустимый порог числа работающих на малом предприятии.
Стало больше предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг. Профессионализм многих предпринимателей и управленцев возрос. Качество продукции сферы пищевой промышленности, легкой промышленности серьезно выросло. То же можно сказать и о сфере услуг. МП наиболее развит в таких отраслях, как и торговля и общепит, строительство и промышленность, а так же наука и научное обслуживание производства (см. табл.2).
Таблица 2.
Отрасль | Число МП в % | Численность занятых в % |
1. Промышленность | 14,6 | 24 |
2. Сельское хозяйство | 1,1 | 0,8 |
3. Лесное хозяйство | 0,05 | 0,05 |
4. Транспортные связи | 0,3 | 0,2 |
5. Строительство | 16,6 | 29,9 |
6. Торговля и общепит | 42,7 | 24,6 |
7. Материально-техническое снабжение | 1,8 | 1,3 |
8. Информационное обеспечение | 0,8 | 0,5 |
9. Общая коммерческая деятельность | 4,8 | 3,9 |
10. Прочая деятельность в материальном производстве | 1,5 | 1,4 |
11. Бытовые услуги и жилищное хозяйство | 1,8 | 1,1 |
12. Здравоохранение и спорт | 1,9 | 1,3 |
13. Народное образование | 0,9 | 1 |
14. Культура и искусство | 0,9 | 0,7 |
15. Наука и научное обслуживание производства | 5,6 | 5,3 |
16. Финансы и пенсионное обеспечение | 1,3 | 0,9 |
17. Прочие отрасли | 3,35 | 3,05 |
Неравномерность развития МП проявляется и в отраслевом разрезе. В России малый бизнес, в основном, сосредоточен в сферах обслуживания и торговли, в отличие от экономически развитых стран, где он играет важную роль практически во всех сферах экономики, включая производство наукоемкой продукции (см. табл.2).
Как видно из таблицы 3, развитие малого и среднего предпринимательства происходит весьма неравномерно в различных регионах Российской Федерации. Более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в 8 субъектах РФ, около четверти - в Москве. Так, порядка 30% всех действующих МП расположены в Центральном районе (см.табл.3). Среди городов сохраняют лидерство по числу МП Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий.[9]
Таблица 3.
Область, Район | Число МП, тыс. | Численность занятых, тыс. чел. |
Калининградская | 9,8 | 56,0 |
Дальневосточный | 38,2 | 278,2 |
Восточно-Сибирский | 35,2 | 284,4 |
Западно-Сибирский | 74,7 | 569,5 |
Уральский | 93,9 | 615,7 |
Северный | 21,3 | 166,9 |
Северо-Западный | 126,6 | 781,7 |
Центральный | 275, 4 | 2018,1 |
Северо-Кавказский | 69,5 | 570,6 |
Поволжский | 88,1 | 571,7 |
Центрально-Черноземный | 28,9 | 243,1 |
Волго-Вятский | 29,0 | 330,1 |
Аналогично, почти треть всех постоянно работающих на МП – жители Центрального района (см. табл.3). На долю москвичей приходится пятая часть, на долю жителей Санкт-Петербурга – десятая часть от общей численности постоянно работающих на малых предприятиях. Приведенные данные свидетельствуют о высокой дифференциации российских регионов по уровню развития внешней среды предпринимательства.
В целом, уровень развития малого предпринимательств в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 МП, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП и 23 МП соответственно.
Не менее высок разрыв в уровнях развития МБ, измеряемых другими показателями. В России доля МП в общем числе предприятий составляет 29%. В странах ЕС только микро-предприятия составляют более 90% от общего числа предприятий. Доля российских МП в обеспечении занятости – лишь 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель для сектора МСП – порядка 65%.
Общее число крестьянских (фермерских) хозяйств к началу 1999г. составило 270 тысяч. Почти треть из них сосредоточены в Северо-Кавказском районе.
В целом, уровень развития сектора МБ в России явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в РФ.
Между тем, изменение внутренней экономической конъюнктуры в результате финансового кризиса августа 1998 года создало некоторые предпосылки и стимулы для развития предпринимательства.[10]
3.2. Состояние малого бизнеса в США.
Федеральное статистическое бюро США относит к малым предприятия, в которых количество работников не превышает 500 человек.
По данным Администрации малого бизнеса в США, в стране в 1994 г. насчитывалось 22,1 млн.предприятий малого бизнеса. При этом малые предприятия использовали 54% частной рабочей силы, они ответственны за выпуск 50% продукции частного сектора и за 54% всех продаж в стране.
В основном благодаря развитию малого бизнеса в США за последние годы наблюдается определенный экономический подъем, что в свою очередь обеспечивает существенный рост числа рабочих мест. Только в 1994г. валовой внутренний продукт (ВВП)в США вырос на 3,5% ,что является самым высоким ростом за предшествующие 14 лет. Это вызвало увеличение на 3,2 млн. рабочих мест, в том числе в малом бизнесе – более чем на 2млн.
В результате в настоящее время почти половина работников малого бизнеса зарабатывает больше, чем работники рынка большого бизнеса.