Предпринимательство и бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, остальные перешли в частное владение.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Возникновение предпринимательства и его роль в обществе……….5
1.1. История возникновения предпринимательской деятельности………..5
1.2. Экономическая природа предпринимательства ……………………….7
1.3. Предпринимательство и его роль в социально-экономическом развитии общества…………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. Сущность предпринимательской деятельности……………………...15
2.1 Предпринимательство с точки зрения экономической определенности……………………………………………………………………..15
2.2. Цели и мотивы предпринимательской деятельности………………...19
2.3. Организационные формы предпринимательской деятельности в России ………………………………………………………..………………21
ГЛАВА 3. Предпринимательство в России и в США………..…………………..26
3.1. Состояние малого предпринимательства в России…………………..26
3.2. Состояние малого бизнеса в США…………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 210.50 Кб (Скачать)


34

 

Мурманский Институт Экономики

Санкт-Петербургской Академии Экономики и Управления

Факультет Экономики и Финансов

 

Специальность “Финансы и Кредит”.

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: ”Экономическая теория”.

 

На тему: “Предпринимательство и бизнес в России”.

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА

Студентка: Вострухина Юлия Анатольевна

 

                                                                           Группа: ФиК-11

                                                                           Курс: 1

                                                                           № зачетной книжки:

                                                                           Телефон: 26-25-01

ПРОВЕРИЛА

Руководитель: Реус Мария Анатольевна

 

                                                     

   

 

 

 

                                                                       

           

 

Мурманск 2005

                                             

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Возникновение предпринимательства и его роль в обществе……….5

1.1. История возникновения предпринимательской деятельности………..5

1.2. Экономическая природа предпринимательства ……………………….7

         1.3. Предпринимательство и его роль в социально-экономическом развитии  общества…………………………………………………………………11

ГЛАВА 2. Сущность предпринимательской деятельности……………………...15

2.1 Предпринимательство с точки зрения экономической определенности……………………………………………………………………..15

2.2. Цели и мотивы предпринимательской деятельности………………...19

2.3. Организационные формы предпринимательской деятельности в России ………………………………………………………..………………21

ГЛАВА 3. Предпринимательство в России и в США………..…………………..26

3.1. Состояние малого предпринимательства в России…………………..26

3.2. Состояние малого бизнеса в США…………………………………….30

Заключение………………………………………………………………………….33

Список литературы…………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики.  В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние  десять  лет в России  появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть  организаций и предприятий, остальные  перешли в  частное   владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использование ресурсов, организацию процесс на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Тема моей курсовой: "Предпринимательство и бизнес в России" является актуальной и имеет важное значение как для начинающих, так и работающих предпринимателей, для руководителей предприятий и экономических служб, для  студентов и для всех кто проявляет интерес к современной экономической деятельности.

Целью моей курсовой является исследование развития и состояния предпринимательской деятельности в России и США.

    Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
    К сожалению, в России ситуация все еще остается иной. Традиционная коммунистическая модель общественного развития всегда базировалась на необходимости подавления предпринимательского духа в обществе и предпринимателя как носителя такого духа. Опыт перестройки (особенно ее начального периода) показал, что отказываясь на словах от традиционной коммунистической модели общественного развития, фактически мы во многом продолжаем именно эту линию. Мы уже достаточно отчетливо осознали, что, оказывается, мало провозгласить тезис, разрешающий предпринимательство, что мало принять какие-то законы, способствующие этому... Удивительное дело — разрешение получено, а "предпринимательского бума" не наблюдается! Почему? Разве страна бедна ресурсами? Или кризис перепроизводства? Что, у нас нет людей, способных осуществлять значительные предпринимательские проекты?
      Всеобщее неприятие предпринимательства постепенно переходит в осознание необходимости создания условий для его быстрейшего и эффективного развития. За предпринимательством в России будущее, процесс накопления критической массы неизбежно приведет к "предпринимательскому буму". Поэтому на данном этапе чрезвычайно важно изучить поведение предпринимателя, чтобы в последствии не допускать ошибок, сделанных ранее. Далее я попытаюсь изложить материал о предпринимательстве, о его сущности, развитии, целях и роли в обществе.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Возникновение предпринимательства и его роль в обществе.

1.1. История возникновения предпринимательской деятельности.

История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике или заводе.

С середины XVI  в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индийская торговая компания, в 1670 г. - компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики.

В конце XVII в. возникают первые акционерные банки. Так, в 1694 г. был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 г. – Банк Шотландии. В конце XVIII в. – начале XIX вв. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах. В этот период собственность ранее существовавших крупных семейных фирм распадается на сотни, тысячи паев вкладчиков­­—владельцев акции. Все более расширяется пропасть между малым и крупным бизнесом. В таких условиях мелким фирмам становится всё труднее выживать, им оказываются не под силу нововведения, зато широкое развитие получают средние и крупные фирмы.

Все громче звучит мотив получения максимальной прибыли. В этот период появляется новая профессия – менеджер-руководитель и организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированным направлениям. Появляются финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи. Над всеми ними как бы возвышается менеджер. Освободившийся от многих функций и сосредоточившийся на руководстве и организации производства.

В России предпринимательство существует с давних времён. Зародилось оно ещё в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольше развитие предпринимательства приходится на правление Петра I (1689-1725), когда по всей России создаются мануфактуры, бурно развиваются горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец.

Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 г.  С отменой крепостного права начались строительства железных дорог, реорганизация тяжелой промышленности, оживление акционерной деятельности. Развитию и переустройству промышленности способствовал иностранный капитал.

В 90-е гг. XIX в. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства. В начале XX в. предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остается значительным.

В этот период формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки: коммерческий, земельный и др. К началу XX в. в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось предприятиями коллективных форм собственности – акционерных, паевых, и лишь 1/3 приходилась на единоличные хозяйства. Особо доходными были вложения средств в хлопчатобумажное производство, торговлю, кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны “Продамет”, “Продвагон”, “Продуголь”, товарищества Российско-американской мануфактуры, братья Нобель и др.

Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика – НЭП (1921-1926). Однако с конца 20-х годов предпринимательство вновь свёртывается, и лишь в конце 1987 г. в СССР государство в лице законодательной власти благословило частную инициативу, предпринимательство. В 1987 г. в нашей стране появились и стали активно развиваться кооперативы, число которых за 1989 г. увеличилось в 2,6 раза и составило на 1 января 1990 г. более 102. тыс., а на 1 января 1991 г. – уже 132 тыс. В октябре 1990г. Был принят Закон РСФСР “О собственности в РСФСР”, в декабре 1990г. – Закон РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности”. С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ, других форм предприятий.[2]

В настоящее время в России насчитывается около 10 тыс. акционерных предприятий, свыше 1500 акционерных коммерческих банков, представлены также и другие предпринимательские структуры. На 1 января 1998 г.  Из общего числа 2711 тыс. предприятий и организаций 1983 тыс., или 73,1% находились в частной собственности.[3]

 

1.2. Экономическая природа предпринимательства

Предпринимательство – это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов, деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.

По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен ещё не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Товарное производство исторически и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В-четвёртых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обуславливает общественный характер предпринимательской деятельности.

Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

Предпринимательство – инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды – отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива – это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса.

Хотя инициатива является свойством человеческой натуры, проявление её в качестве функционального признака предпринимательской деятельности обусловлено самой природой рыночного хозяйства. Инициируя свои начинания, любой предприниматель, несомненно, опирается на обладание некими преимуществами, дающими ему уверенность в успехе. Такие преимущества могут быть извлечены из самой рыночной среды, к примеру, из-за асимметрии информации. Лица, обладающие большей информацией, получают известные преимущества, что и порождает инициативу как стремление использовать их к собственной выгоде.

Инициатива требует известной хозяйственной свободы. Когда уровень регламентации предпринимательской деятельности слишком высок, инициативная активность снижается, оборачиваясь деловой стагнацией. В этом смысле создание условий для активизации инициативы у субъектов хозяйствования – ключевая задача перехода к предпринимательству.

Информация о работе Предпринимательство и бизнес в России