Предпринимательская способность как фактор производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Объектами предпринимательской деятельности является все, что способно приносить прибыль. Это имущество, товары (вещи и услуги), деньги и ценные бумаги, информация, результаты интеллектуальной деятельности (патенты, лицензии, произведения науки, литературы, «ноу-хау»).

Содержание

1 Введение
2 Глава 1. Предпринимательская способность: понятия и функции
1.1 Предпринимательская способность как фактор производства и экономическая прибыль как разновидность 1.2фактора дохода
1.3Понятие предпринимательской деятельности
1.4Некоторые особенности функционирования предпринимательской модели «новой экономики»
1.5Предпринимательство в «новой экономике»
3 Глава 2. Сущность, формы и источники прибыли
2.1 Предпринимательство и прибыль
2.2 Источники экономической прибыли
2.3 Организационно-правовые формы бизнеса
4 Глава 3.Роль прибыли в рыночной экономике
3.1 Предпринимательский доход и экономическая прибыль
3.2 Функции прибыли
5 Глава 4. Становление и развитие предпринимательства в Республике Беларусь
4.1 Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
4.2 Преобразование форм собственности
4.3 Развитие и поддержка предпринимательства
6 Заключение
7 Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Предпринимательская способность как фактор производства и экономическая прибыль как разновидность фактора дохода.docx

— 58.11 Кб (Скачать)

 

Товарищество – форма организационного бизнеса, при которой два или  более отдельных лица договариваются о владении предприятием и его  управлении. Оно является естественным развитием единоличного владения. Само название объясняет суть этой фирмы. Сельское хозяйство, розничная торговля, сфера услуг – это те секторы экономики, где более половины предпринимательской деятельности приходится на единоличное владение и товарищества.

Корпорация – это современная  правовая форма бизнеса, отдельная  от конкретных лиц. Она может приобретать  ресурсы, производить и продавать  продукцию, брать в долг, предоставлять  кредиты, предъявлять иск и выступать  в суде ответчиком, а так же выполнять  все те функции, которые выполняют  предприятия любого другого типа. Корпорация – наиболее эффективная  форма организации бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала. Ей присущ уникальный способ финансирования – через продажу облигаций и акций, что позволяет объединять в общий фонд финансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц.

В современной экономической науке  можно выделить несколько подходов к основанию необходимости распространения  корпораций в рыночной экономике: неоклассический  подход, трансакционный подход, институциональный  подход. [6, с. 126-127]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   ГЛАВА 3

3.1 Предпринимательский доход и экономическая прибыль

Предпринимательская способность  как фактор производства имеет свою специфическую оплату – предпринимательский  доход. В реальной хозяйственной  жизни его трудно выделить, тем  не менее, это не абстрактная экономическая  категория. Предпринимательский доход  – это та плата, которую получает предприниматель за свои организаторские  способности по объединению и  использованию экономических факторов, за риск убытков от их использования, за хозяйственные инициативы (инновации) и монопольную рыночную власть. В  экономической теории предпринимательский  доход делят на две части: нормальную и экономическую прибыль. К первой относят как бы гарантированный  доход предпринимателя, плату за обычный рутинный труд по управлению предприятием; ко второй – плату  за риск, инновации, монопольную власть, плату за тот управленческий труд, который ведёт к достижению уровня прибыли выше минимально допустимого. Экономическая прибыль возможна тогда, когда в условиях неопределенности предприниматель пошел на риск, например на выпуск новых товаров, и этот риск оказался оправданным.

Если деятельность предпринимателя  в отрасли приводит к отрицательной  экономической прибыли (т.е. к недополучению  даже нормальной прибыли), он должен решить вопрос, оставаться ли ему в отрасли, если предприниматель не рассчитывает на улучшение финансового положения  в будущем, или переключиться  на другой род деятельности. Однако предприниматель, получающий нулевую  экономическую прибыль, из дела может  не выходить т.к. нулевая экономическая  прибыль означает, что он всё-таки получает нормальную прибыль. Конечно, предпринимателю хотелось бы иметь  положительную экономическую прибыль, т.е. то, что стимулирует его к  развитию и коммерциализации новых  идей. Но на конкурентном рынке, как  известно, экономическая прибыль  тяготеет к нулю. [4, с.228-229]

Важнейшей категорией рыночной экономики  является прибыль. Прибыль и ее максимизация в условиях товарно-денежных отношений выступают неопределенной целью любого производства в любой отрасли хозяйства. Следует отметить, что в любой стране с развитой экономикой для поддержания инфраструктуры общественного хозяйства существует ряд бесприбыльных предприятий, допускаемых государством за счет бюджета.

Если  зарплата непосредственно связана  с результатами труда отдельного человека, то прибыль, как правило, результативность совместного труда. Несмотря на то, что прибыль играет основополагающую роль в рыночной экономике и является объектом экономической теории, до сегодняшнего дня не выработана единая точка зрения на ее сущность и формы.

Рассмотрим  два подхода к определению  сущности прибыли.

а) Марксистская трактовка прибыли.

Она дана К. Марксом в III томе «Капитала». Согласно ей, прибыль есть превращенная форма прибавочной стоимости. Это превращение заключается в том, что прибавочная стоимость, являющаяся продуктом переменного капитала, выступает как порождение всего авансированного капитала, ибо для владельца средств производства важно не только, как используется рабочая сила, но и насколько эффективно используются и средства производства. Поэтому ее величину определяют как разницу между стоимостью товара и издержками его производства. Однако следует иметь в виду, что прибыль товаропроизводитель получает лишь после реализации товара. Реализованная прибавочная стоимость в этом случае принимает денежную форму и выступает в качестве прибыли. Прибыль, являясь реализованной прибавочной стоимостью, может отклоняться  от последней под воздействием спроса и предложения. Эти отклонения определяют размер прибыли, получаемой различными товаропроизводителями, дифференцируют их на бедных и богатых, способствуют переливу капитала из одних отраслей в другие, уравниванию индивидуальных норм прибыли в среднюю, образованию цен производства, вокруг которых колеблются рыночные цены.

По экономической  сущности прибыль, как и прибавочная  стоимость, является результатом неоплаченного  труда рабочего и выражает сущность эксплуатации.

б) Современная  экономическая наука о сущности прибыли.

Современная экономическая наука рассматривает  прибыль как доход от использования  факторов производства: труда, земли, капитала. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, т.е. присвоение неоплаченного наемного труда, она исходит из того, что сущность прибыли и предпринимательского дохода вытекает из функций предпринимателя, которые включают:

-- проявление  инициативы по соединению ресурсов  для производства какого-либо  товара и услуги;

-- понятие  основных неординарных решений  по управлению фирмой;

-- внедрение  инноваций путём производства  нового вида продукта или совершенствования  и радикального изменения производственного  процесса;

-- нанесение  ответственности за экономический риск, связанный со всеми вышеуказанными факторами.

Отсюда  вытекают следующие определения  прибыли:

а) прибыль  – это плата за услуги предпринимательской  деятельности;

б) прибыль  – это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой;

в) прибыль  – это плата за риск, за неопределённость результатов предпринимательской  деятельности;

г) прибыль  – это доход, возникающий при  монопольном положении производителя  на рынке.

Экономическая наука исходит из того, что предприниматель  должен обязательно получать нормальную прибыль, ибо в противном случае он не будет вкладывать деньги в  конкурентную область производства. [3, с. 80-82]

3.2 Функции прибыли

Получение прибыли как избыточного дохода, с одной стороны, не может, как  правило, иметь длительность характера, т.к. конкуренция, в конце концов, ведет  к выравниванию условий  хозяйствования, повсеместному распространению  технических нововведений т.п. Но с другой стороны, причины, порождающие прибыль, постоянно появляется вновь и воспроизводится, и с этой точки зрения мы вправе рассматривать прибыль как постоянное явление в рыночной экономике, играющее огромную стимулирующую роль.

Стремление  получить экономическую прибыль, обойти конкурентов, укрепить свои позиции  на рынке – постоянно действующий  мотив предпринимательской деятельности, толкающий экономику вперёд, к  постоянному развитию. С одной  стороны, ожидание экономической прибыли  стимулирует наиболее эффективное  использование ресурсов. Рассчитывая  на получение экономической прибыли, предприниматель стремиться так организовать производство и сбыт продукции, чтобы добиться снижения затрат, повышения отдачи от используемых факторов производства, с этой целью он осуществляет технические нововведения, осваивает новые производства. В конечном итоге это способствует экономическому росту и более полному удовлетворению потребностей.

С другой стороны, существование экономической  прибыли способствует эффективному распределению ресурсов между альтернативными способами их решения. Наличие в какой-либо отрасли прибыли, превышающей средний нормальный ее уровень, сигнализирует о большей привлекательности данной сферы приложения ресурсов. Это сигнал о том, что на данный вид продукции существует высокий спрос, и что общество заинтересованно в расширении её производства. В отчет на полученный сигнал, в эту отрасль направляются ресурсы из других отраслей, где их использование приносит меньший доход. Соответственно, в результате такого перелива ресурса возрастает в целом эффективность функционирования экономической системы. Но прибыль не только создаёт стимулы для расширения производств, продукция которых пользуется спросом, но и выступает источником финансирования такого расширения. Предприятия, получающие большую совокупную прибыль, имеют возможность, по крайней мере, часть этой прибыли направить обратно в производство в качестве инвестиций, -- причем не только на расширение масштабов производства, но и на его совершенствование, на разработку и внедрение новой техники и т.д. Другими словами, получение фирмой экономической прибыли сегодня создаёт не только стимулы для предпринимателя, но и реальные возможности для получения такой прибыли и в будущем.

Важно подчеркнуть, что неопределённость, приносящая экономическую прибыль одним предприятиям, одновременно порождает убытки для других. Однако постоянная угроза убытков является, является таким же мощным стимулом, как желание получить прибыль. [8, с.315-316]

 

 

 

 

ГЛАВА 4

4.1 Проблемы развития предпринимательства в Беларуси

Ключевыми проблемами в постсоциалистических странах при переходе к рыночной экономике являются реформирование отношений собственности и развития предпринимательства.

В Республике Беларусь до последнего десятилетия  XX в.,  когда она входила в состав бывшего СССР, господствовали государственная и кооперативная форма собственности. Социалистическая форма собственности. Социалистическая экономика была сформирована на принципе отрицания частной собственности на средства производства, что позволило осуществлять прямое государственное распределение и перераспределение ресурсов и продуктов. На определённом этапе это давно положительный эффект, однако, при многократном увеличении объёма производства и усложнении структуры экономики почти полное огосударствлении собственности, внешнеэкономическое принуждение к труду, отсутствием мотивации к высокопроизводительной деятельности привели экономику СССР в целом и входящих в него республик, в том числе Беларуси, к глобальному кризису. Выход из него виделся в расширении экономического суверенитета и переходе к рыночным отношениям.

4.2 Преобразование форм собственности

Переход к рыночной экономике в обязательном порядке предполагает формирование субъектов рыночных отношений –  независимых, самостоятельных экономически ответственных товаропроизводителей. Для этого почти при абсолютном преобладании государственной собственности в экономике Беларуси этого периода требовалось осуществить разгосударствление и приватизацию предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства.

Разгосударствление – это передача имущества из государственной собственности в иную – акционерную, коллективную, кооперативную, частную, смешенную.

Приватизация – передача государственной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

Формы собственности  в нашей стране определяются Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями  от 24 ноября с 1996г.) и гражданским кодексом Республики Беларусь. В соответствии с этими основополагающими документами в нашей стране существует 2 формы собственности – государственная и частная.

Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной (собственность административно-территориальных единиц).

Исключительную  собственность государства составляют недра, вода, леса. В собственности  государства находятся также  земли сельскохозяйственного назначения. [9, с.553-554]

4.3 Развитие и поддержка предпринимательства

Малое предпринимательство  является важным фактором социально-экономического развития Республики Беларусь.

По состоянию  на 01.012008 год в республике функционировало 44,8 тыс. малых предприятий (на 1января 2007 года – 37,6 тыс.), количество индивидуальных предпринимателей составило 212,5 тыс. чел., прирост с начала года – 20, 7 тыс. человек.

Малые предприятия  по итогам 2007 года  обеспечили 11,5% общего объёма поступлений, контролируемых  налоговыми органами, -- 3042,3 млрд. руб., индивидуальные предприниматели – 2,7% или 722,5 млрд. руб. (в 2006 году – 646,8 млрд. руб.)

 За  девять месяцев 2007 года вклад  малых предприятий в ВВП составил 7,8% (за аналогичный период 2006 г.  – 7,5%) ими произведено 7,7% общего  объема производства продукции  (работ, услуг промышленного характера)  обеспеченло11,0% общего объёма розничного  товарооборота, 7,6% общего объема экспорта и 27,7% общего объёма импорта товаров (в 2006 г. – соответственно 6,2;  8,8; 15,0 и 31,6%.) Доля малого предпринимательства в общем объёме выручки от реализации продукции, работ ,услуг по народному хозяйству за январь-сентябрь 2007 года составила 16,6% (в 2006 году – 21,0%). Эта выручка по народному хозяйству и розничный товарооборот за январь-сентябрь 2007 г. Выросла по отношению к аналогичным показателям 2006 г. На 136,2 и 123,9% соответственно.

Информация о работе Предпринимательская способность как фактор производства