Предпринимательская способность как фактор производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Объектами предпринимательской деятельности является все, что способно приносить прибыль. Это имущество, товары (вещи и услуги), деньги и ценные бумаги, информация, результаты интеллектуальной деятельности (патенты, лицензии, произведения науки, литературы, «ноу-хау»).

Содержание

1 Введение
2 Глава 1. Предпринимательская способность: понятия и функции
1.1 Предпринимательская способность как фактор производства и экономическая прибыль как разновидность 1.2фактора дохода
1.3Понятие предпринимательской деятельности
1.4Некоторые особенности функционирования предпринимательской модели «новой экономики»
1.5Предпринимательство в «новой экономике»
3 Глава 2. Сущность, формы и источники прибыли
2.1 Предпринимательство и прибыль
2.2 Источники экономической прибыли
2.3 Организационно-правовые формы бизнеса
4 Глава 3.Роль прибыли в рыночной экономике
3.1 Предпринимательский доход и экономическая прибыль
3.2 Функции прибыли
5 Глава 4. Становление и развитие предпринимательства в Республике Беларусь
4.1 Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
4.2 Преобразование форм собственности
4.3 Развитие и поддержка предпринимательства
6 Заключение
7 Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Предпринимательская способность как фактор производства и экономическая прибыль как разновидность фактора дохода.docx

— 58.11 Кб (Скачать)

1.4. Предпринимательство в «новой экономике»

Новая предпринимательская модель полагает вместо традиционной стратегии  захвата у конкурентов «рыночной  доли» расширение источников формирования стоимости за счет использовании:

  • Финансирования;
  • Технологической поддержки;
  • Диверсификации услуг.

В условиях « новой экономики» возрастает комплексность коммерции, т.е. производство становится только первым звеном в  излечении прибыли, предполагая  кредитование покупателя, продажу товара, сервисные услуги. При этом все основные прибыли концентрируется в сфере услуг. [10,с. 6]

Новая предпринимательская модель полагает использование всей совокупности «нового портфеля ресурсов», в том  числе ряда факторов, связанных с  новыми способами создания стоимости, доминирующая роль в которых принадлежит  так называемым неосязаемым факторам.

К ним можно отнести:

1. Новизну идеи, воплощенной в продукте, его постоянное обновление. Компании «новой экономики постоянно обновляют свою товарную линейку, поскольку выпуск той или иной продукции с новой идеей является прибыльным, как правило. Лишь несколько месяцев. Жизненный цикл товара в результате изменений технологий резко сократился.

2. Инновационность, новаторство в бизнесе. Предпринимательская модель «новой экономики» включает в себя в качестве необходимого элемента «вечный двигатель» инновационного стиля мышления, поведения. Инновационность становится важным фактором конкурентоспособности бизнеса, его успешности. При этом инновационность «новой экономики» базируется на основном  и главным образом на информации, знаниях;

3. Наукоемкость. Крупнейшие корпорации  вкладывают в НИОКР средства, сравнимые с бюджетом целых  государств.

4. торговую марку, бренд. Технологии информационного общества формируют экономику, которая основывается на знаниях, а не на расширенном потреблении невозобноляемых природных ресурсов.  Основным капиталом любого  «новоэкономического» предприятия становится интеллектуальная собственность, наукоемкость товара, бренды, которые приносят большую прибыль.

5. Сопутствующие услуги. Цель любой   компании – создать общество  лояльных, приверженных данной компании  потребителей посредством различных  коммуникативных ресурсов, в частности  технологии CRM (управление отношений потребителем). В основании конкурентоспособности предприятия, которое нацелено на взаимосвязь с клиентами, лежит идея, которую японский экономист Мицуаки Симагути именует «принципом экономики взаимоотношений»: расширение клиентской базы за счет создания прочных связей с потреблением приводит к стабилизации доли на рынке, сокращению затрат и значительному увеличению прибыли.

6. Предпринимательство, связанное  с массовым производством и  торговлей;

7. Предпринимательство, направленное на индивидуума, удовлетворение спроса элиты высокообеспеченных категорий населения на товары особого дизайна, стилевого разнообразия, товары с сокращенным сроком жизненного цикла.

Подводя некоторые итоги, можно  привести некоторые слова Майкла Хаммера, известного американского специалиста в области бизнеса, снискавшего себе славу концепциями реинжиниренга и процессуального предприятия: «Проблемы бизнеса вечны, но средства их решения меняются. Каждое новое поколение управляющих действует в другой среде, отличной от среды их предшественников, поэтому каждый раз приходится искать свои собственные направления движения». [10, с. 6-11]

ГЛАВА 2

2.1. Предпринимательство и прибыль

Прибыль: нормальная и экономическая

Прибыль в рыночном хозяйстве является вознаграждением такого специфического фактора, как предпринимательство. Специфического, во-первых, потому, что  предпринимательство, в отличие  от капитала и земли, неосязаемо.  Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли. Эта специфика предпринимательства как фактора производства проявляется через ее функции.

Прибыль обычно определяется как разность между валовым доходом  и валовыми издержками. Однако уже этот упрощенный подход к проблеме рождает новые  вопросы. Определение валового дохода не составляет трудности (это произведение количества произведенной продукции  и цены единицы товара).

С точки зрения бухгалтера, издержки должны включать денежные расходы, которые фирма несет на приобретении машин, оборудования, сырья, на выплату заработной платы работникам и т.д. 

Очевидно, что в условиях совершенной  конкуренции, предусматривающих свободные  переливы факторов производства из отрасли  в отрасль в поисках более  высокого дохода, должно произойти  выравнивание альтернативной ценности различных вариантов приложения предпринимательских способностей. В этом случае полные издержки совпадут с полной выручкой. Значит ли это, что  предприниматель не получит никакого дохода? Такой вывод будет ошибочным.

Когда предприниматель организует процесс производства, соединяя в  нем различные ресурсы, управляет  фирмой и принимает необходимые экономические решения, он выступает как разносторонний специалист, являясь одновременно менеджером, инженером, торговым агентом, юристом, начальником отдела кадров и т.д. И только осуществляя все функции, предприниматель тем самым выполняет саму предпринимательскую функцию. В этом случае доход предпринимателя будет складываться, по крайней мере, из двух частей. Одна часть дохода будет представлять собой плату за труд предпринимателя, за организацию и ведение дела, т.е. то, что в современной экономической науке принято называть безусловной заработной платой. Вторая часть дохода предпринимателя обусловлена тем, что он, как правило, является собственником капитала и вкладывает этот капитал в дело. Доход на капитал, принадлежащий предпринимателю, может быть выражен в виде годовой процентной ставки, которая, в свою очередь, является количественным выражением чистой производительности капитала.

Эти две части дохода предпринимателя  будут представлять собой прибыль  с точки зрения бухгалтера, но сточки зрения экономиста – всё это элементы издержек. Экономическая прибыль  возникает в том случае, если валовая  выручка превышает все издержки – и явные и неявные, включая  последние и нормальную прибыль.[8, с.309-311] 

2.2. Источники экономической прибыли

Источниками экономической прибыли  являются: неопределённость и риски; неопределённость и инновации; монопольная  власть.

Первый источник экономической  прибыли выражается в том, что  в условиях рыночной экономики, для  которой характерна экономическая  свобода субъектов, любому виду предпринимательской  деятельности свойственны неопределенность и риски.

Второй источник экономической  прибыли выражается в том, что  неопределённость и инновации тесно  связаны между собой.

Третий источник прибыли выражается в том, что эффективная деятельность предпринимателя зачастую приводит к монополизации его положения в отрасли, что обеспечивает получение монополистической прибыли. [5, с.126-128]

Именно экономическая прибыль, которая не входит в издержки, а  представляет собой избыток сверх  нормальной прибыли, достается предпринимателю  как факторный доход. Поэтому для того, чтобы понять причины, обуславливающие существование экономической прибыли, и раскрыть ее источники, необходимо раскрыть специфику предпринимательской деятельности по сравнению с другими видами труда, приносящих в качестве дохода не прибыль, а заработную плату.

Мы фактически предполагали, что  экономика является статичной, т.е. ее важнейшие факторы – численность  населения, предложение ресурсов, технический уровень производства, вкусы и предпочтения потребителей – остаются неизменными. Статичная экономика вполне предсказуема, экономическая неопределенность сведена к минимуму. В таких условиях экономическая прибыль должна исчезнуть.

Однако специфика собственного предпринимательской деятельности раскрывается не в статичной, а в  развивающейся, динамичной экономике, как факторы, определяющие величину спроса и предложения, изменяются. Один из наиболее авторитетных специалистов в области экономического развития, предпринимательства и предпринимательской  прибыли Й. Шумпетер выделяет следующие  случаи экономического развития:

  1. Изготовление нового, т.е. еще не известного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага.
  2. Внедрение нового, т.е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода производства.
  3. Освоение нового рынка сбыта.
  4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов.
  5. Проведение соответствующей реорганизационной рыночной структуры.

Нулевая экономическая, или нормальная прибыль, является следствием статичной экономики свободной конкуренции в чистом виде.

Неопределенность рынка, с одной  стороны, и монополизация рынка, с другой, и порождают экономическую прибыль, получаемыми отдельными предприятиями как дополнительный, избыточный доход, превышение полной выручки над издержками.

Причины появления дополнительного  дохода:

Во-первых, экономическую прибыль  можно рассматривать как вознаграждение за принятие предпринимательского риска, связанного тс неопределенностью, присущей развитию рыночной экономики. Вместе с тем, необходимо иметь ввиду, что риски в экономической деятельности носят разный характер. Вероятность некоторых событий, порождающих риски, -- например, от стихийного бедствия, пожара, несчастного случая, кражи и т.п. – может быть исчислена. Чтобы избежать таких рисков фирмы прибегают к страхованию и несут определенные затраты. В этом случае плата за риск входит в издержки. Однако в рыночной экономике существуют и другие виды рисков, порождаемые непредсказуемыми изменениями спроса и предложения фирмы. Эти изменения могут быть связаны как с общими изменениями конъектуры на рынке в ходе экономического цикла, так и с последствиями экономической политики государства, которое изменяя правовую базу экономики, а так же используя косвенные методы регулирования, в значительной степени определяет условия хозяйствования отдельных фирм. Кроме того уровень дохода, получаемого фирмой, оказывают влияние и постоянные изменения во вкусах и предпочтениях потребителей, в предложении ресурсов и т.д. Все эти изменения в экономике могут стать для фирмы причиной как дополнительных доходов, так и убытков. Другими словами, предприниматель сталкивается с нестрахуемыми рисками. Взятие на себя этих нестрахуемых рисков является одним из источников прибыли.

Во-вторых, экономическую прибыль  можно рассматривать как вознаграждение за инновации. Одной из важнейших причин динамичного характера рыночной экономики является деятельность самих предпринимателей, направленная на внедрение новых технологий, освоение науки и техники, совершенствования форм и методов организаций производства и т.д. Следовательно, предприниматель, решаясь на осуществления нововведений, рискует, но платой за риск, в случае успеха, может стать экономическая прибыль.

Наконец, в-третьих, источником экономической  прибыли может стать обладание  монопольной властью  на рынке. Предприниматель всей своей деятельностью стремиться к получению конкурентных преимуществ и, следовательно, монопольной власти. Вместе с тем обладатель монопольной властью в известной степени снижает для предпринимателя степень неопределенности экономической ситуации, а  значит, и способствует уменьшению риска потерь и убытков.[8, с.311-316]

2.3. Организационно-правовые формы бизнеса

Различают три основные организационно-правовые формы фирм: 1) единоличное владение; 2) товарищество; 3) корпорация. Все формы  имеют как свои положительные, так  и отрицательные стороны.

Единоличное владение – ведение  дел в личных интересах, т.е. владелец имеет материальные ресурсы и  лично контролирует деятельность предприятия. К таким предприятиям относятся палатки, кафетерии, рестораны, питейные заведения и т.д. Они как быстро появляются, так быстро и исчезают. Но общая численность их растёт.

 

 

Таблица 2.1. -- Формы предпринимательской деятельности, их преимущества деятельности

Тип фирмы

Плюсы

Минусы

Единоличное владение -- самостоятельное ведение дел в личных интересах

-юридически легко учредить                   -нет расходов на юридические услуги,                                  -относительно низкий первоначальный капитал,       -собственник и менеджер в одном лице:                      1)лично контролирует деятельность предприятия,  2)стремится вести дело эффективно

-капитал ограничен,                             -трудность в получении кредитов,                                                -выгоды от специализации в управлении недоступны                 -в одном лице выполняются все функции по управлению,                 -рискует личными активами

Партнёрство -- совместное владение и управление на основе объединения капиталов

-юридически легко учредить                                  -капитал достаточный                  -банки охотно предоставляют кредиты                                             -имеется специализация в управлении

-интересы партнеров не совпадают                                          -нет гарантий непрерывности дела                                                            -неограниченная ответственность

Корпорация -- правовая форма бизнеса, отделения от конкретных лиц; акционерное общество

широкая база привлечения капитала и легкий доступ к кредиту, при банкротстве личные активы сохраняются.   Глубокая специализация управленческих функций возможность стратегического планирования и роста

бюрократические сложности при  регистрации возможность злоупотреблений                               проблемы двойного налогообложения                               разделение функций собственности и производства конфликты между менеджерами и владельцами акций

Информация о работе Предпринимательская способность как фактор производства