Предпринимательская деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Роль предпринимательства в повышении материального и духовного потенциала общества.
Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использование ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Необходимость создания условий для дальнейшего и эффективного развития предпринимательства.

Содержание

I. Введение 2-3
II. Основная часть 4-26
1. Цели и мотивы предпринимательской деятельности 4-5
2. Сущность, виды и субъекты предпринимательской деятельности 6-23
3. Организационные формы предпринимательской деятельности в России 24-26
III. Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации 27-32
IV. Заключение 33-35
Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике предпр.деят.doc

— 1.97 Мб (Скачать)

Многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей наде­жды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную «лучшую жизнь» (в ос­новном в стиле привлекательных трафаретов общества свободного предпринима­тельства и всеобщего потребления). В определенном смысле психологические ожидания скорого процве­тания доминировали над трезвым экономическим расче­том и даже здравым смыслом.

Именно этим объясняется феномен бурного появления много­численных част­ных мелких научных фирм в условиях очень быстро­го свертывания какого-либо спроса на научную продукцию из-за ост­рейшего инвестиционного кризиса, спада инновационной активности и фантастического дефицита бюджетов всех уровней. Психологичес­ки это явление объясняется еще и тем, что научная деятельность, личность исследователя в течение многих предшествовавших десяти­летий были в состоянии явной невостребованности. Новые условия давали бывшим научным со­трудникам надежду на самостоятельный выход из того тупикового положения, в котором они находились в государственных академических, отраслевых и прочих научных уч­реждениях в 70-е и в 80-е годы.

Грюндерство, как показывает исторический опыт, всегда ограни­чено во вре­мени. Уже к 1998 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической дея­тельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преиму­щественно торгово-посреднической или, напри­мер, научно-консуль­тационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была ге­нериро­вать новые тенденции в развитии российского малого пред­принимательства. Обо­значился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, со­провождавшийся, как было отмечено выше, зна­чительным сокраще­нием прироста числа МП.

Главными причинами приостановки роста числа малых предпри­ятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой до­ходностью, исчерпание психологичес­ких ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоя­тельной предпринимательской деятельности. В нормаль­ной рыноч­ной экономике малое предпринимательство в большинстве случаев и о доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу. Оно идет вслед за ними в роли хотя и вполне достойного, но все же аутсайдера. Если в России еще в 1992-95 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального на­копления капиталов, то к 1997 г. все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыноч­ной системы. Реже встречались слу­чаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоя­щие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в МП на уровне, колеблющемся во­круг средней заработной платы по стране.

Наиболее существенным негативным моментом была и остается криминализа­ция малого предпринимательства. В этой связи очень показателен наиболее ти­пичный ответ на вопрос выборочных обсле­дований руководителей малых предпри­ятий о влиянии на их деятель­ность криминальных структур. Значительная часть респондентов от­вечают, что они вообще ничего не знают о криминальных структу­рах. В нынешней ситуации такой ответ указывает не на преодоление зави­симости МП от криминальных структур, а как раз наоборот - на особо сильную их зависи­мость от этих структур и даже на прямую вовлеченность в эти структуры и страх перед ними. Криминальность продолжает оставаться существенным фактором, препятствующим нор­мальному развитию российского малого предприниматель­ства.

Резкий спад темпов прироста числа МП по-разному нашел отра­жение в от­дельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько про­шедших лет опережающими темпами увели­чилось количество МП в строительстве и на транспорте (на 18 и 19% в 1998 г.). В торговле и сфере общественного пита­ния число МП уменьшилось примерно на 10%. В общей коммерческой деятельно­сти по обеспечению функционирования рынка, в науке и научном обслу­живании произошло абсолютное сокращение числа малых предприя­тий (-18,7 и -5,6%).

Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенден­ций роста россий­ского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятель­ности требуется активизация государ­ственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в под­держке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизне­са, стимулирования его инвестиционной активности. Настоятельной необхо­димостью является декриминализация малого бизнеса. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятель­ности МП в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволит пе­рейти к четверто­му этапу по-настоящему рыночного развития российского малого пред­принимательства.

IV. Заключение

 

Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состо­янием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий восприни­мались исключительно негативно. С конца 80-х гг. в стране образовались тысячи рыночных институтов, возникли милли­оны собственников.

С другой стороны, многие рыночные структуры делают лишь первые шаги, например рынок ценных бумаг (фондовый ры­нок). Остается весьма заметной доля государства, как в наци­ональном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основа­ния полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сек­тор и в будущем. Весьма велика, будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из характерных черт переходной экономики России является тесное перепле­тение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного пред­принимательства. Одновременно с этим сохраняется сильная зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных государствен­ных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государствен­ного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.

Нельзя не отметить специфику состава формирующегося российского предпринимательского класса. Согласно проведен­ным исследованиям, 61% российской бизнес элиты являются выходцами из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей тра­дициями клановой закрытости, специфической моралью и при­вычкой функционировать в контролируемой государством вы­сокомонополизированной экономике. Часть этих кадров сумела адаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стиль поведения, другая продолжает руководить пред­приятиями и фирмами во многом по старинке, полагаясь глав­ным образом на личные связи и покровительство государст­венных чиновников.

Довольно пестрым является и «не номенклатурный» сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в ос­новном в мелкорозничной и «челночной» торговле, не требу­ющей значительного первоначального капитала, в посредниче­ских услугах), и высококвалифицированные специалисты, от­крывающие консультативные фирмы, например, в области управления, программного обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслу­живания. К сожалению, немалая часть нового предпринимательства вышла из прежнего «тенево­го» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур. Криминальные структуры втягивают в свою орбиту и вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможными побо­рами. Рэкет стал почти неотъемлемой частью российского пред­принимательства XXI века.

Таким образом, исходные рубежи для формирования рос­сийского предпринимательского класса являются далеко не са­мыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для выращивания не только умелых и опытных, но и «цивилизо­ванных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов является система образования, способная дать нынешним и будущим российским предпринимателям не только совре­менные управленческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предприни­мательскую этику, широко распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий образовательный и квали­фикационный уровень российских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возможности для этого имеются.

Другой ключевой фактор - осознание предпринимателями своей социальной ответственности. В такой стране, как Россия, где чувство социальной справедливости обострено, а от руко­водителя ожидают решения социальных проблем его подчи­ненных, предприниматели могут стать потенциально более важным элементом общественно-политической жизни, чем в не­которых странах с развитой рыночной экономикой.

Еще одна важная задача - перевести большинство старых российских предприятий (фирм) на рельсы рыночной эконо­мики за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т. е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию. Чрезвы­чайно важной представляется также задача формирования на приватизированных и акционированных предприятиях новой культуры отношений между работниками, многие из которых стали одновременно и собственниками, и управляющими, осоз­нания акционерами своих прав и обязанностей.

В этой связи чрезвычайно важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, за­конодательное и организационное обеспечение этого процесса.

В настоящее время многое говорится о возрождении рос­сийского предпринимательства. Однако если быть точным, то, что сегодня происходит в социально-экономической жизни Рос­сии, есть попытка вторичного возрождения предпринимательства в нашей стране. Первая попытка (после октября 1917 г.) была предпринята в процессе реализации так называемой но­вой экономической политики (НЭП), единственной - как пред­ставлялось в то время  - формы вывода России из экономиче­ского и социального кризиса.

Наличие в любом обществе условий для предприниматель­ства, существование в таком обществе предпринимательского корпуса - это не только дань моде. Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания про­грессивного характера предпринимательства со стороны пред­ставителей властных структур, определяющих, разрабатыва­ющих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства.

Видимо, было бы неверно соглашаться с распространенным тезисом о том, что будущее России - за предпринимательством. Будущее России - за всеми нами и во многом будет опреде­ляться нашей способностью выработать эффективную концеп­цию бытоуложения. Но будущее России - и за предпринима­телями. Поэтому требуется профессиональный подход каждо­го, кто решил заняться этой формой экономической деятельно­сти, к исполнению своих предпринимательских функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.      Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс. - 1997

2.      Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. - 1996

3.      Курс экономики: Учебник. Основы предпринимательства . - 1997

4.      Паловкин П., Савченко В. Проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства. Экономика. - 1996

5.      Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России  // Российский экономический журнал. - 1997. - №5-6,7

6.      Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства

7.      Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит . 1997

8.      Прохоров В. Развитие малого бизнеса // Экономика и жизнь . 1996 . -№34 . -С.1-3.

 

 

 

 

23

 



Информация о работе Предпринимательская деятельность