Предпринимательская деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Роль предпринимательства в повышении материального и духовного потенциала общества.
Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использование ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Необходимость создания условий для дальнейшего и эффективного развития предпринимательства.

Содержание

I. Введение 2-3
II. Основная часть 4-26
1. Цели и мотивы предпринимательской деятельности 4-5
2. Сущность, виды и субъекты предпринимательской деятельности 6-23
3. Организационные формы предпринимательской деятельности в России 24-26
III. Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации 27-32
IV. Заключение 33-35
Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике предпр.деят.doc

— 1.97 Мб (Скачать)

Отличительной особенностью АО является разделение его капитала на определенное число акций, распределяемых среди участников, что, однако, не исключает создания АО одним лицом, выступающим в этом случае держателем всего пакета акций. Учитывая специфику функционирования АО, формирова­ние его капитала регламентируется законодательно. Уставной фонд АО склады­вается из номинальной стоимости акций, размещаемых среди учредителей. При этом его минимальная величина определена в 1000 минимальных месячных оп­лат труда, а открытая подписка на акции допускается только после полной оп­латы учредителями уставного фонда. Увеличение уставного фонда для покрытия убытков не допускается, а его уменьшение возможно только после уведомления об этом всех кредиторов. АО также не вправе выплачивать дивиденды, как до полной оплаты уставного фонда, так и в случае, когда чистые активы общества меньше уставного фонда или могут стать меньше его после выплаты дивиден­дов. Использовать же такой инструмент увеличения активов, как облигации, АО могут только после третьего года своего существования и на сумму, не превы­шающую размер уставного фонда. В то же время закон допускает возможность преодоления указанных требований при условии обеспечения выпуска облига­ций третьими лицами.

Управление АО осуществляется через общее собрание акционеров, имеющее исключительную компетенцию, и исполнительные органы, в качестве которых могут выступать как непосредственно управляющий орган, осуществ­ляющий текущее руководство, так и Совет директоров или Наблюдательный со­вет, если число акционеров более пятидесяти. При этом компетенция исполнительных органов АО и порядок принятия решений регулируются не только Ус­тавом общества, но и законодательством об акционерных обществах.

Ликвидация АО может быть проведена на добровольной основе по ре­шению общего собрания либо в установленном законом порядке. АО может быть преобразовано в общество с ограниченной ответственностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Развитие малого предпринимательства в

Российской Федерации

 

За несколько лет Россия прошла путь, на который странам Запада потребовались многие десятилетия. Что же произошло?

В реформировании российской экономики еще со времен пере­стройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя по­чвы для новой системы хозяйст­вования. Доминирующий сегодня ча­стный сектор зарождался именно в сфере ма­лого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем ко­ли­честве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимос­ти основных средств эконо­мики России и 14% числа занятых, произ­водят 12% ВВП и дают  всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью рас­крытых внут­ренних возможностях развития малого предпринимательства.

В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада прак­тически во всех сферах рос­сийской экономики. По официальным ста­тистическим данным, на 1.01.2000 г. в России насчи­тывалось 977 тыс. малых предприятий, на которых было занято 13,4 млн. человек (по среднесписочному составу). В отраслевой структуре доминирует торгово-по­средническая деятельность, а в региональной структуре - Центральный экономиче­ский район с ядром в Москве (табл. 1, 2).

В развитии малого предпринимательства за последние 15 лет наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в середине 90-х годов для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и коли­чества за­нятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1997 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1998 г. про­изошло уже снижение их числа на 2,2%.

Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российских МП необходимо критически рассмотреть некоторые стра­ницы «новейшей истории».

Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние пятнадцать лет уже прошло два этапа и находится накануне вхождения в новый, третий, этап. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюдже­та, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусло­вили отношение ветеранов к данному периоду как к «золотому веку» малого предпринимательства. Действительно, происходило очень бы­строе и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных то­гда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.

Изнанкой «золотого века» было, однако, то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыноч­ного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заклю­чалось и заклю­чается в том, что средства, накапливаемые в малом предпринима­тель­стве методом «доразграбления» госсектора, за небольшим исключе­нием прак­тически навсегда уходили из сферы накопления и не ис­пользовались для развития национального производства и его инфра­структуры.

 

Таблица 1

Отраслевая структура малого предпринимательства (в %)

-

Отраслевая структура числа МП

Отраслевая структура пол­ной численности занятых на МП

Структура произ­водства продук­ции (работ, ус­луг) по основным отрас­лям МП

Промышленность

14,6

24,0

20,0

Сельское хозяйство

1,1

0,8

0,3

Лесное хозяйство

0,05

0,05

 

Транспорт и связь

2,3

2,2

 

Строительство

16,6

29,9

16,3

Торговля и общественное

 

 

 

питание

42,7

24,6

50,5

Материально-техническое

 

 

 

снабжение и сбыт

1,8

1,3

6,0

Информационное обслужи-

 

 

 

вание

0,8

0,5

0,2

Общая коммерческая

 

 

 

деятельность

4,8

3,9

2,5

Прочая деятельность в ма-

 

 

 

териальном производстве

1.5

1,4

0,7

Бытовые услуги, жилищ-

 

 

 

ное хозяйство

1,8

1,1

3,3

Здравоохранение, спорт,

 

 

 

социальное обеспечение

1,9

1,3

0,1

Народное образование

0,9

1,0

0,04

Культура и искусство

0,9

0,7

0,06

Наука и научное обслужи-

 

 

 

вание

5,6

5,3

 

Финансы, пенсионное

 

 

 

обеспечение

1,3

0,9

 

Прочие

1,05

3,15

 

 

Таблица 2

Региональная структура малого предпринимательства (в %)

Экономические районы

Доля в общем числе МП

Центральный,

30,5

в том числе Москва

20,0

Северный

2,9

Северо-западный

9,6

Волго-вятский

2,9

Центрально-Черноземный

2.7

Поволжский

9,6

Северо-Кавказский

9,8

Уральский

10,6

Западно-Сибирский

10,5

Восточно-Сибирский

5,2

Дальневосточный

5,0

 

Конечно, в развитии МП имели место не только негативные про­цессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий, вся­чески поддерживаемый прави­тельством процесс бурного развития ко­оперативного движения. И разгосударст­вление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства проис­ходили через раз­витие кооперации и малого бизнеса.

Однако нельзя не заметить, что «золотой век» малого бизнеса и вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с дру­гими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной по­пыткой проведения ре­форм сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой ис­ключитель­но на аппарат государственной власти и управления. Попытки цен­т­рального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсекто­ра и свободными це­нами негосударственных предприятий, регламенти­ровать деятельность МП, ис­пользовать рычаги налогообложения на­талкивались на явную недееспособность государственного аппарата.

Необходим был кардинально иной экономический курс, кото­рый воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой тера­пии. Начался новый, второй, этап и в развитии российского малого предпринимательства.

1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми вы­сокими с сере­дины 80-х годов темпами роста числа малых предприя­тий (в 2,1 раза) и численно­сти занятых в них. Этот факт носит фено­менальный характер, поскольку осуществ­ленная тогда либерализа­ция цен и введение налогового прессинга сильно подор­вали финансо­вую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому уве­личению процентных ставок банковского кредита.

Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяй­ства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению фун­кционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера на­родного образо­вания (2,8 раза).

В то же время, в общей структуре российского малого предпринима­тельства произошло резкое уменьшение доли МП в сфе­ре материального произ­водства.

По широко распространенному мнению, модель шоковой тера­пии была  малоконструктивная для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в ча­стности, сферы малого предпринимательст­ва. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных ре­форм МП продемонстрировали и свои позитивные воз­можности. Важ­нейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стали соци­альное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предос­тавление возможности полу­чения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное разви­тие торгово-посреднического малого предприниматель­ства стало ответной реак­цией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней тор­говли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благо­приятные условия для любой торговой деятельности.

Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое пред­принимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовав­шихся ажиотажным спросом у российс­кого потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капи­талов превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мел­кая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-эконо­миче­скую дифференциацию российского общества, группируясь в ни­шах обслуживания как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Дос­таточно быстро рядом с мелкими тор­говыми палатками стали возникать элитные магазины.

Рывок малого предпринимательства в сторону торговой и по­среднической дея­тельности стал закономерной реакцией на введенный правительством нало­говый прессинг. В бывшем СССР не было и в принципе не могло быть налоговой системы, адекватной рыночным условиям. Поэтому введение в практику хозяйст­венной жизни даже элементов нормальной налоговой ответственности долж­но было вызвать у не привыкших к этому предпринимателей есте­ственную реакцию отторжения. Но дело в том, что на эту реакцию наложился явный экстремизм пра­вительственной налоговой политики, направленной на изъятие до 70-90% доходов малых предприятий. При этом правительство и не рассчитывало на то, что кто-либо 6удет сразу же платить налоги в полной мере. Предпринимателей тем самым подталкивали к тому, чтобы искать и находить способы сокры­тия доходов от нало­гообложения. Торговля и посредничество, ориен­тированные на работу с трудно контролируемыми наличными сред­ствами, открывали большие возможности для ухода от налогов.   

В целом ситуация 1992 г. может быть охарактеризована обще­принятым терми­ном «грюндерство». Малое предпринимательство было составным элементом этого массового процесса учредительства. Бир­жи, банки, страховые фирмы, крупные ча­стные и полугосударствен­ные акционерные предприятия возникали по всей России в невероят­ных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для са­мо­стоятельной предпринимательской деятельности, право занимать­ся финансовым планированием, что ранее было абсолютной монопо­лией государственных струк­тур и их чиновников. Такие мотивации в сочетании с развалом государственных, прежде всего бюджетных пред­приятий и организаций, с надеждой на получение высоких доходом от достаточно простых видов работ и услуг не могли не породить крупномасштабного грюндерства. Подобное грюндерство объясняется не столько экономическими причинами, сколько общими законам социальной психологии в их приложении к очевидной для Росси ситуации кардинального общественного перелома

Информация о работе Предпринимательская деятельность