Предпосылки основания СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:10, реферат

Описание работы

Рынок периодических изданий в России продолжает расширяться. Количество представленных на нем газет и журналов, телерадиокомпаний, информационных агентств возрастает год от года. Если в 1991 г. в России выходило свыше 8 тысяч газет и журналов, то в конце 2002 г. это количество возросло до 33.318 печатных периодических изданий, в числе которых 20.132 газеты, остальные – журналы. К этому времени было также зарегистрировано около 1500 радиостанций и почти 1000 телекомпаний, а также около 1500 информационных агентств.

Работа содержит 1 файл

ПРЕДПОСЫЛКИ ОСНОВАНИЯ СМИ.docx

— 30.70 Кб (Скачать)

ПРЕДПОСЫЛКИ ОСНОВАНИЯ СМИ  

    Рынок периодических изданий в России продолжает расширяться. Количество представленных на нем газет и журналов, телерадиокомпаний, информационных агентств возрастает год  от года. Если в 1991 г. в России выходило свыше 8 тысяч газет и журналов, то в конце 2002 г. это количество возросло до 33.318 печатных периодических изданий, в числе которых 20.132 газеты, остальные – журналы. К этому времени было также зарегистрировано около 1500 радиостанций и почти 1000 телекомпаний, а также около 1500 информационных агентств.

    О чем говорят эти цифры? Прежде всего о том, что значение СМИ в жизни нашего общества резко возросло, усилилось их влияние на процессы, происходящие во всех его областях. Журналистика не стала четвертой властью, как хотели бы работники СМИ, но превратилась в мощную силу, с которой вынуждены считаться и государственные деятели, и лидеры в различных областях науки, культуры и экономики.

    Но  те же цифры говорят и о другом – о том, что редакционно-издательская деятельность стала выгодной. Медиа бизнес стал выгодной формой вложения капитала. Информационный рынок начал давать пришедшим на него крупную прибыль. И не случайно в начале XXI в. в России стали говорить о формировании индустрии СМИ, в сфере которой обращаются сотни миллионов рублей и долларов.

    Но  оказалось, что, как и в любом  другом бизнесе, в медиа бизнесе можно добиться успеха лишь при одном условии. Лишь обладая знаниями, умениями и талантами – обеспечив высокопрофессиональный уровень своей деятельности. Информационный рынок не прощает нарушения его законов, экономической безграмотности, грубых ошибок. Одна из важнейших причин этого – непонимание учредителями главной задачи и обязанностей средств массовой информации. Эта задача –информационное обслуживание общества и обеспечение его информационной безопасности, т.е. предоставление гражданам всей необходимой для этого информации. Однако решение ее в условиях рыночной экономики оказалось возможным лишь с возникновением медиа бизнеса, с приобретением редакциями статуса предприятия, зарабатывающего средства, необходимые для существования СМИ. И только при учете правовых и экономических предпосылок основания нового средства массовой информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Правовые  предпосылки  

    Они сводятся к тому, что учредитель получает право основать новое СМИ  лишь при соблюдении требований, предъявляемых  ему правом, т.е. законом. Все эти требования зафиксированы в Законе РФ «О средствах массовой информации», принятом 27 декабря 1991 г. Нужно лишь изучить все его статьи и их пункты, касающиеся обязанностей и прав учредителей и руководителей нового СМИ, в частности его основания. И аккуратно выполнить эти требования.

    Все начинается с регистрации нового СМИ. В зависимости от региона его распространения определяется место регистрации. Если продукция будущего СМИ предназначена для распространения преимущественно по всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территории нескольких республик или нескольких краев и областей Федерации, заявление о регистрации подается в Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Но если продукция нового СМИ будет распространяться преимущественно на территории республики в составе РФ, края, области, района, города или иного населенного пункта, района или микрорайона в городе, то учредитель подает свое заявление о регистрации в соответствующий территориальный орган этого министерства.

    Регистрация нового СМИ не требуется, если оно учреждается органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений, материалов, нормативных и иных актов; если тираж периодического печатного издания составляет менее 1000 экземпляров, а также для теле- и радиопрограмм, распространяемых по кабельным сетям, Для того чтобы заявление о регистрации СМИ было принято к рассмотрению, необходимо сообщить в нем все требуемые сведения, а именно: сведения об учредителе (учредителях), название СМИ, язык на котором оно будет выступать, адрес редакции, форма периодического распространения продукции, предполагаемая территория ее распространения, примерная тематика и/или специализация, предполагаемая периодичность выпуска и максимальный объем СМИ. Кроме того, важно указать источники финансирования, а также сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.

К заявлению  прилагается документ, удостоверяющий уплату регистрационного сбора.

    Регистрационный сбор взимается за выдачу свидетельства о регистрации. Это первая из денежных трат, которые ожидают учредителя СМИ. При определении размеров сбора прежде всего учитывают тип издания, тематику и специализацию его материалов. Для СМИ, специализирующихся на сообщениях и других публикациях для детей, подростков и инвалидов, а также СМИ образовательного и культурно-просветительного характера устанавливается пониженный регистрационный сбор. Но его размеры увеличиваются при регистрации СМИ, материалы которых имеют рекламный или эротический характер.

    Регистрационный сбор возвращается при отказе заявителю  в регистрации или его отказе от регистрации.

    Отказ в регистрации нового СМИ возможен только по определенным основаниям. Если заявитель (гражданин, объединение  граждан, организация и др.) не обладает правом на учреждение СМИ в Российской Федерации. Если сведения, указанные  в заявлении, не соответствуют действительности. В том случае, если название, примерная  тематика и/или специализация СМИ  предоставляют возможность для  злоупотребления свободой массовой. И если регистрирующий орган ранее  уже зарегистрировал другое СМИ с тем же названием и формой распространения массовой информации. Последнее основание нередко приводит к задержке регистрации .

    Заявление о регистрации должно быть рассмотрено  в течение месяца, начиная с  указанной в нем даты. Со дня  выдачи свидетельства о регистрации средство массовой информации считается зарегистрированным и его учредитель получает право начать производство информационной продукции. Однако это право сохраняется за ним лишь в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. Если этот срок оказывается пропущенным, свидетельство о регистрации данного СМИ признается недействительным. Повторная его регистрация не допускается.

    При регистрации информационного агентства  на него распространяется правовой режим  СМИ, установленный законом. Бюллетень, вестник, иное издание или программа  с постоянным названием, выпускаемые  агентством, регистрируются в порядке, установленном для всех СМИ.

    К учредителю нового аудиовизуального СМИ  предъявляются дополнительные требования. Кроме свидетельства о регистрации  он обязан получить лицензию на вещание. Ее выдает Министерство связи РФ в  соответствии с федеральным Законом  о связи, принятым 16 февраля 1995 г. Учредитель оплачивает лицензию на вещание в  порядке и размерах, которые устанавливает  правительство РФ.

    Правовые  отношения учредителя, издателя, редакции, владельца имущества. После регистрации СМИ возникают правовые отношения между его учредителем, издателем, редакцией и владельцем имущества, заключающиеся в исполнении ими своих прав и обязанностей. Эти отношения регулируются Законом о средствах массовой информации. Основы отношений всех учредителей с редакциями определяются законом. Но их формы могут иметь свои особенности. Многое тут зависит от статуса учредителя, от того, в какой роли он выступает. Учредитель может выступать в роли редакции и руководить ею в качестве главного редактора. Он может одновременно быть издателем и обеспечивать материально-техническую базу издания и его распространение. Он может быть собственником имущества редакции, владельцем издания и пользоваться всеми связанными с этим положением правами (о последнем варианте – в следующем разделе этой главы). Но чаще он остается только учредителем и тогда не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность редакции, за исключением случаев, предусмотренных законом, уставом редакции и договором с редакцией (главным редактором).

    Тогда его права ограничиваются утверждением устава редакции, утверждением (или  назначением) главного редактора и/или  заключением договора с редакцией  СМИ (главным редактором). Такой договор  определяет производственные, имущественные  и финансовые отношения между  сторонами: порядок выделения и  использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, возмещения убытков и т.п. Учредитель имеет  также право обязать редакцию помещать бесплатно и в указанный  срок сообщение или материал от его  имени.

    Другой  стороной в этих отношениях является редакция СМИ в лице представляющего  ее главного редактора. Она осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Редакция может  быть юридическим лицом, самостоятельным  хозяйственным субъектом..

    Редакцией руководит главный редактор, который  представляет ее в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, организациями, учреждениями, государственными органами и в суде. Он отвечает за исполнение требований, предъявляемых  к СМИ законами РФ. Главный редактор избирается или назначается в  соответствии с уставом редакции.

    У каждой редакции СМИ – свой устав. Его положения и структура зависят от особенностей самой редакции и ее издания, величины коллектива, обязанностей работников и т.д. Устав редакции принимается на общем собрании коллектива. Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (эфир) данного СМИ.

    В качестве учредителя СМИ, редакции, распространителя, собственника имущества редакции может  выступать и издатель. Именно такую  роль играют информационно-издательские компании и издательские дома, учреждающие  и выпускающие газеты и журналы, создающие радиостанции и другие СМИ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экономические предпосылки  

    Для создания нового СМИ и организации  деятельности его редакции не меньшее  значение имеют их экономические  предпосылки. Основание любого периодического издания невозможно без предварительного обеспечения его экономической базы. Под нею понимаются ресурсы – финансовые, материальные, информационные, рабочей силы, отсутствие которых препятствует выпуску газеты, аудиовидеопередачи, информационного бюллетеня, сетевого издания.

    Решение проблем, связанных с созданием  этой базы, не следует отодвигать в  будущее, ожидая, например, получения  свидетельства о регистрации  издания. Экономические предпосылки  его создания обеспечивают одновременно с правовыми предпосылками, иногда даже раньше. Иначе теряется время, необходимое для начала деятельности СМИ.

    Прежде  всего, обеспечивают финансовую базу издания. Конкретные размеры денежной суммы, достаточной для основания газеты, телекомпании или информационного агентства, изменяются в зависимости от характеристик будущего СМИ – периодичности его выхода, объема, тиража и др., а также от ситуации, складывающейся в данный момент на финансовом рынке и других ресурсных рынках. Просчитывая в бизнес-плане своего проекта расходы, связанные с основанием СМИ, учредитель вынужден исходить из первоначального расчета-прикидки суммы, необходимой для реализации его планов. Лишь в ее ходе со временем он получает настоящее представление об этой сумме. Так, в начале 2003 г. было известно, что для создания новой ежедневной (пятиразовой) газеты формата А2 с 50-тысячным тиражом в это время требовался стартовый (начальный) капитал, эквивалентный примерно 15 млн. долларов США. Еще большие денежные суммы были необходимы для основания средней по размерам телерадиокомпании. Понятно, что найти подобные средства были в состоянии лишь крупные финансовые компании, банки и тому подобные организации.

    Обеспечив финансовую базу СМИ, переходят к  созданию его материально-технической базы. Если речь идет о печатном издании, заблаговременно заботятся о приобретении достаточного количества бумаги. Заключают договор с издательством, в типографии которого будут выпускать газету. При основании телекомпании или радиостанции договариваются с государственным техническим центром о передаче сигнала. Решают вопросы, связанные с рабочими помещениями для редакции. В наилучшем положении оказывается учредитель, владеющий зданием или его частью, где он может разместить журналистов и других сотрудников редакции. Например, редакция еженедельника «Московские новости» сумела выкупить здание, в котором она располагается. Это избавило ее от расходов, связанных с арендой помещений. Наоборот, она получала доход, сдавая часть здания в аренду другим организациям. В худшей ситуации находится редакция «Комсомольской правды», вынужденная арендовать свои рабочие помещения у издательства «Пресса». А редакции десятков специализированных журналов, выходящих в столице, арендуют свои помещения у отраслевых издательств, которые их обслуживают.

Информация о работе Предпосылки основания СМИ