Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:21, курсовая работа
Основная цель данной работы – рассмотрение проблем, которые исследует макроэкономика, и методов, которыми она оперирует. В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы – отыскать истоки макроэкономики, дать определение понятия «макроэкономика», выяснить различия между микро- и макроэкономикой, рассмотреть предмет и методы макроэкономики, а также раскрыть содержание ее основных понятий.
Введение 3
1. Возникновение макроэкономики 5
2. Предмет макроэкономики и основные понятия. 10
3. Методы макроэкономики 26
Заключение 37
Список использованной литературы. 39
Федеральное агентство по образованию
Казанский
государственный финансово-
Кафедра
макроэкономики и экономической
теории
Курсовая
работа
По дисциплине «Макроэкономика»
Тема: «Предмет
и методы макроэкономики как науки»
Автор курсовой
работы
Группа
Руководитель
работы
Казань
– 2005
Содержание
Введение
Изучение макроэкономики приобретает все большее значение в новых экономических условиях. Макроэкономика в основном изучает рыночную экономику. Поэтому принципиально важно определить, применима ли она к современным российским реалиям? На мой взгляд, да, применима. Итоги более десяти лет экономических реформ в России показывают, что механизмы командной экономики устранены, и начали развиваться рыночные отношения. Сменилась национальная экономическая система, созданы основы рыночной экономики. Разумеется, не решены еще специфические проблемы периода трансформации, т. е. переходной экономики. Однако переход к рынку, создание рыночной инфраструктуры в России столь продвинулось, что начинают действовать макроэкономические закономерности рыночной действительности.
Актуальность темы моей работы определяется в первую очередь возникшим в последнее время интересом к изучению макроэкономики. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, макроэкономика не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике. Во-вторых, знание макроэкономических зависимостей и связей позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения, и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е. позволяет разработать принципы экономической политики. В-третьих, знание макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, т.е. составлять прогнозы, предвидеть будущие экономические проблемы.
Макроэкономика имеет несколько интересных особенностей: она не является сложившейся законченной дисциплиной, а споры по ключевым вопросам макроэкономики продолжаются и сегодня. Изучая макроэкономику, нужно принимать во внимание то, что по некоторым вопросам существует несколько теорий, которые пытаются с разных точек зрения объяснить то или иное явление. Следует также обращать внимание на предпосылки, на которых базируется та или иная теория, и оценивать адекватность этих предпосылок в каждой конкретной ситуации, к которой вы собираетесь применить ту или иную теорию. Например, сложно ожидать, что модели, созданные для описания развитой рыночной экономики, будут адекватно описывать ситуацию в странах с переходной экономикой.
Основная цель данной работы – рассмотрение проблем, которые исследует макроэкономика, и методов, которыми она оперирует. В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы – отыскать истоки макроэкономики, дать определение понятия «макроэкономика», выяснить различия между микро- и макроэкономикой, рассмотреть предмет и методы макроэкономики, а также раскрыть содержание ее основных понятий.
Моя работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе написано о том, когда и благодаря кому возникла макроэкономика. Во второй главе рассмотрен предмет макроэкономики, т. е. то, что она изучает. Также здесь приведены основные понятия данной науки и их характеристика. В последней, третьей главе рассмотрены общие и специфические методы макроэкономики.
При написании работы мною были использованы учебники и учебные пособия: 1) Видяпин В. И., Журавлева Г. П. «Общая экономическая теория»; 2) Зенькова Л. П. «Макроэкономика»; 3) Ивашковский С. Н. «Макроэкономика»; 4) Гальперин В. М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. «Макроэкономика»; 5) Селищев А. С. «Макроэкономика» и т. д. Наряду с учебной литературой были также использованы www-источники.
Когда возникнул мир цветущий
Из равновесья диких сил,
В твое храненье Всемогущий
Его устройство поручил.
Е. Баратынский (1800 – 1844)
Макроэкономика возникла в ХХ столетии, но корни ее уходят более чем на два века назад. Первую попытку описания закономерностей макроэкономики предпринял представитель французской школы Франсуа Кенэ (Quesnay) (1694 – 1774).1 Он родился в семье землевладельца, получил отличное медицинское и юридическое образование, был придворным врачом Людовика XV, лользовался покровительствем мадам Помпадур. В 64 года, после научных работ по медицине, Ф. Кенэ написал главный свой труд по лолитической экономии «Экономические таблицы» (1758 г.), где сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства с позиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство; источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве;ограниченность – в том, что источником богатства он считал труд только в земледелии. Вокруг Ф. Кенs группировались талантливые ученики и сторонники: В. Р. Мирабо-старший (1715 – 1789), Дюпон де Немур (1739 – 1817), Анн Тюрго (1727 – 1781).2
В ХIХ веке появились схемы расширенного воспроизводства Карла Маркса (1818 – 83) и теория общего равновесия швейцарского экономиста Леона Вальраса (1834 – 1910).3 Л. Вальрас – один из широко известных теоретиков математической школы. Он разработал модель общего экономического равновесия, в основе которой – анализ спроса и предложения и ряд систем уравнений.4
Впервые термин «макроэкономика» употребил в своей статье в 1933 году известный норвежский ученый – экономист-математик, один из основоположников эконометрики5, лауреат Нобелевской премии Рагнар Фриш (Ragnar Frisch) (1895 – 1973). Однако содержательно современная макроэкономическая теория ведет свое начало от фундаментального труда выдающегося английского экономиста, представителя Кембриджской школы, лорда Джона Мейнарда Кейнса (John Maynard Keynes) (1883 – 1946).6
Катализатором для этого послужила «великая депрессия» – наиболее продолжительный экономический кризис в истории промышленно развитых стран. Начался после «черной пятницы» — краха котировок акций на Нью-Йоркской бирже 25 октября 1929. Стоимость акций упала на 90%, массовое разорение мелких вкладчиков в США сразу же сказалось на торговле и промышленности. Кризис быстро распространился на другие страны, в первую очередь Великобританию и Германию, связанные взаимными финансовыми обязательствами с США. Преодоление кризиса связывают с «Новым курсом» Ф. Рузвельта.7
Демократизация, имевшая место после первой мировой войны, также сыграла немаловажную роль. Демократическое правительство было озабочено катастрофическим падением уровня жизни население и нуждалось в разработке экономических способов борьбы с депрессией.
Появление в 1936 году труда английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» было напрямую продиктовано великой депрессией и положило начало макроэкономики, как самостоятельной экономической науки. Центральная идея Кейнса состоит в том, что рыночные экономики не всегда способны к саморегулированию, как это считали классики, поскольку может иметь место определенная негибкость цен. В этом случае, экономика не может самостоятельно выйти из депрессии за счет механизма цен, а требуется вмешательство государства в виде стимулирования совокупного спроса. Появление кейнсианского подхода впоследствии назвали «Кейнсианской революцией» в экономике. Следует также отметить еще одно обстоятельство, способствовавшее становлению макроэкономики. Это появление регулярной статистики по национальным счетам. Наличие данных позволило наблюдать и описывать динамику и взаимосвязь макроэкономический явлений, что является первым необходимым шагом для развития макроэкономической науки.8
В своей книге Дж Кейнс разработал целую систему новых для экономической науки понятий и категорий и использовал их как инструменты функционального макроэкономического анализа, которыми пользуются в настоящее время ученые всех школ и направлений экономической теории.9 Кейнс выделил следующие ключевые проблемы макроэкономики: выявление факторов, определяющих уровень занятости в экономике, и методов борьбы с безработицей; изучение роли денег в экономике и факторов, определяющих спрос на деньги; анализ роли процентной ставки как главного элемента передаточного механизма, обеспечивающего взаимосвязь рынков благ и денег. В дальнейшем, в процессе развития науки, к ним добавились проблемы экономической динамики, инфляции и другие.10
Книга Дж. Кейнса содержит теоретическое обоснование причин, по которым рыночная экономика может терять способность автоматически поддерживать полную занятость. Дж. Кейнс показал, что равновесный уровень дохода может возникать и в условиях недоиспользования производственных ресурсов общества. При этом, помимо теоретического анализа и введения нового комментария такого анализа, Дж. Кейнсом были разработаны принципы антикризисной политики государства.11
До середины 1960-х гг. практически вся макроэкономика развивалась в рамках идей, сформулированных Дж. Кейнсом и развитых его сторонниками – американскими экономистами Дж. Хиксом (1904 – 89), Алвином Хансеном (1887-1975), Полом Самуэльсоном (р. 1915) и др. Однако с начала 70-х гг. единодушие, царившее среди экономистов относительно основных постулатов кейнсианской теории, было нарушено.12 Возникла новая проблема: сочетание стагнации с высокой инфляцией. Многие видели причину подобной ситуации в активном вмешательстве правительства в экономику. Произошла так называемая Кейнсианская контрреволюция. Ответом явился пересмотр классической парадигмы и появление доктрины монетаризма во главе с ее основателем Милтоном Фридманом. Они вернулись к идее о саморегулирующихся рынках и выдвинули на центральное место предложение денег. Стабильное предложение денег, а не непрерывное его изменение для проведения активистской кейнсианской политики, является залогом стабильной макроэкономической ситуации согласно монетаристам. Монетаризм породил новую волну экономических теории, которые основывались на саморегуляции рынков и сформировали неоклассическую макроэкономику. Параллельно развивалось и альтернативное неокейнсианское направление, но теперь на основе соответствующих микроэкономических поведенческих моделей.13
К началу нынешнего века в макроэкономике сформировались две доминирующие школы мысли – неоклассическая и пост-кейнсианская, – базирующиеся на различных предпосылках и, что наиболее важно, формулирующие диаметрально противоположные рекомендации по проведению макроэкономической политики.14
Все это говорит о том, что макроэкономика как часть общей экономической теории непрерывно развивается, охватывая и включая все новые аспекты хозяйственной деятельности. 15
Взгляни на свои глаза. Они малы,
Но они видят огромное.
Джалалад-дин Руми (1207 – 1272)
Экономика стала наукой после того, как ее творцы обосновали, что основным источником богатства нации является не количество имеющихся у нее природных ресурсов и не активный торговый баланс страны, а эффективная форма организации общественного хозяйства. С тех пор предметом экономических исследований стали отношения между людьми по поводу производства, распределения и использования материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Содержание экономической теории и ее структуру можно представить в виде таблицы 1.
Информация о работе Предмет и методы макроэкономики как науки