Предмет и функции современной экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть содержание предмета и функций экономической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть предмет экономической теории.
Изучить основные функции экономической теории.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
1. История возникновения экономических знаний……………………... 6
2. Зарождение и основные этапы развитие экономической теории, основные экономические школы………………………………………….12
3. Предмет экономической теории………………………………………...16
4. Функции экономической теории………………………………………..19
5. Проблемы современного этапа развития экономической теории….21
Заключение …………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………..27

Работа содержит 1 файл

курсовая эконом теория.docx

— 65.16 Кб (Скачать)

4. Функции экономической теории

1. Познавательная функция.

2. Методологическая функция.

3. Практическая функция.

Познавательная  функция состоит в том, чтобы  всесторонне изучить хозяйственные  явления и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство.  
Экономическая теория сохраняет научный характер при условии, если опирается на факты - достоверные и типичные для изучаемой социально-экономической жизни. Добротной научной основой служат неопровержимая информация о событиях, цифры, статистические материалы, документы, свидетельские показания, ссылки на авторитетные высказывания ученых, практиков и т.п. Лауреат Нобелевской премии Морис Аллэ (Франция) заявил: "Подчинение данным наблюдения - золотое правило, от которого зависит любая научная дисциплина. Какой бы не была теория, но если она не подтверждена данными опыта, то не имеет научной ценности и должна отвергаться".[5]

Между тем ученые не ограничиваются признанием объективной действительности и  стремятся глубже познать хозяйственные  отношения. Для этого они проводят научный анализ и теоретическое  обобщение реальных фактов. Разрабатываются  также экономические модели (схемы, изображения или описания какого-либо хозяйственного процесса), в которых  показываются внутренние взаимосвязи  изучаемых явлений. В дальнейшем мы многократно будем знакомиться  с такими моделями.  
Зная тенденции (направления) и законы экономического развития, можно лучше предвидеть перспективы хозяйственной деятельности.  
Методологическая (от греч. prognosis - предвидение, предсказание) функция теории означает научное предвидение хода научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее.                    Также, экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т. к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках. Эта функция нужна для того, чтобы помочь предприятиям и государству заблаговременно учесть последствия намечаемых действий и выбрать наиболее эффективные хозяйственные решения. Чем сложнее становятся техника и организация производства, тем более необходимо прогнозировать и планировать развитие хозяйства. [6]

Практическая  функция экономической теории состоит  в том, чтобы научно обосновывать экономическую политику государства, выявлять принципы и способы рационального  хозяйствования. Это позволяет определить, какой должна быть нормальная для определенных условий хозяйственная деятельность предприятий и государства.

Познание  экономических процессов и явлений  в экономике осуществляется при  помощи различных методов, способов, приемов. Прежде всего, всеобщим методом  познания экономической действительности является метод диалектики, который  обязывает исследователя-экономиста рассматривать явления и процессы в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития, в ходе которого накопление количественных изменений приводит к смене качественного  состояния. Кроме этого метода большое  значение имеет метод научной  абстракции. Абстрагирование означает очищение наших представлений об изучаемых процессах от случайного, приходящего, единичного и выделение  в них прочного, устойчивого и  типичного. В результате абстрагирования  выводятся экономические категории  как теоретические выражения  реально существующих взаимосвязей явлений и процессов хозяйственной  жизни. Они в совокупности обрабатывают понятийный аппарат экономики. [7]

Кроме этих двух методов познания экономической  действительности в практике развития экономики как науки было выработано, и применяются немало способов и  приемов познания экономической  действительности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Проблемы современного этапа развития экономической теории.

    Реальная  экономика слишком сложна, чтобы  размышлять о ней логически во всех деталях: слишком много различных  товаров и услуг фирм, работников и потребителей необходимо для этого  отслеживать. Чтобы построить понятные описания реальности, которые можно  использовать для ответов на вопросы  «что, если», мы должны ее усиленно упростить. Но из этого следует, что все экономические  теории являются, строго говоря, ложными, поскольку оставляют в стороне  некоторые аспекты реальности. Окончательная  проверка моделей или теории отвечают на вопрос не о том, обеспечивает ли она в полной мере реалистичное описание действительности  (она и не должна этого делать), а о том, насколько эта модель является полезной. Дает ли она в целом верные ответы на интересующие вопросы? Или говоря иначе, прогнозы экономических моделей должны согласовываться с имеющимися фактами.

    Современная экономическая теория больше внимания уделяет изучению явлений, описанию фактов: рынок, деньги, кредитные отношения, инфляция, безработица, прибыль, спрос  и предложение. В какой связи  они находятся между собой, каков  допустимый уровень инфляции, безработицы, военных расходов и т.д. Эта наука  имеет выраженную практическую направленность, и только от обобщения огромного  количества фактов она движется к  обоснованию тенденций и экономических  законов. И, как говорится в учебнике Самуэльсона, через одно-два десятилетия  новые факты опрокидывают старые теории и наука получает импульс  для дальнейшего развития. Отсюда на смену одним теориям приходили  другие: теория народного, демократического капитализма; индустриального, постиндустриального  общества; государство всеобщего  благоденствия; теория конвергенции. [6]

    В последние годы наметился переход  к изучению общечеловеческих ценностей, вытекающих из самого процесса естественной саморегуляции жизни, из общих законов  взаимодействия живых организмов с  окружающей материальной средой, с  природой. Изменяется и наше представление  о предмете экономической науки. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели. Ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким  условием, накладываемым объективной  реальностью на размеры и возможности  роста общественного и личного  благосостояния. Ограниченность ресурсов заключается в принципиальной невозможности  одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Перед  обществом, как и перед отдельным  человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования  ограниченных ресурсов в различных  конкурирующих целях. Методы решения  этой задачи и составляют предмет  экономической науки.

    Еще одной проблемой современного этапа  экономической теории, является переосмысление положения прав человека в экономической  теории, социальных гарантий. Таким  образом, в современной экономической  теории правам человека отводится большее  значение. [8]

    Происходит  переосмысление экономической мысли  в постсоциалистических странах. Некоторые  страны избирают путь американской и  западной экономической мысли, однако практика показывает, что большее  значение для этих стран играют свои наработки в экономической теории. [6]

    "Экономическая  теория, - пишет П. Самуэльсон в  своем учебнике "Экономика", - есть  наука о том, какие из редких  производительных ресурсов люди  и общество с течением времени,  с помощью денег или без  их участия, избирают для производства  различных товаров и распределения  их в целях потребления в  настоящем и будущем между  различными людьми и группами  общества".

    Экономическая мысль в странах СНГ и в  России в частности, как и хозяйственная  практика, находятся в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма  к современной магистральной  экономической теории дается с большим  трудом. [7]

    В последние годы распространилось мнение о необходимости буквального  копирования курсов, по которым экономическая  теория изучается в ведущих университетах  зарубежных стран. Нет никакого сомнения в большой ценности таких курсов и учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: они построены  на глубоком анализе реальных экономических  систем и процессов, поведении людей, сформировавшемся на базе этих процессов. Копирование невозможно потому, что  реальные экономические процессы, которые  происходят в нашей экономике, мало, что имеют общего с экономическим  устройством развитых стран. На переходное время нам нужен "свой" курс "Основ экономической теории", который бы по возможности вобрал в себя все лучшее, что дала мировая  экономическая наука, и который  бы отражал реальные процессы, происходящие в нашей экономике. [6]

    Поэтому одной из проблем современной  экономической теории в Казахстане, является выработка своей экономической теории.

    Этот  курс должен быть небольшим по объему. Все мы, подчеркивает американский профессор Пол Хейне, кто учит студентов, грешим в том, что рассказываем гораздо больше, чем им хочется, или  нужно знать.

    Желательно, чтобы студенты овладели некоторым  набором экономических концепций, которые помогли бы им мыслить  более ясно и последовательно  в широком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализа  позволяют нам улавливать смысл  в окружающей нас разноголосице. [7]

    Экономика сложна, многолика и подвижна. Этим объясняется и подвижность науки, изучающей ее. В разных странах  экономическая наука называется по-разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил термин "Политическая экономия" и с тех пор это название сохраняет право на свое существование. В учебных планах наших учебных заведений экономическая наука именуется как политическая экономия (в ряде университетов на экономических факультетах) или как Основы экономической теории. Одни авторы отождествляют эти две науки, другие - разграничивают. Коренного различия между предметами исследования этих наук нет. И в том, и в другом случаях рассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными благами.

    "Экономическая  теория, - говорил выдающийся английский  экономист первой половины XX в.  Дж. Кейнс, - не есть набор уже  готовых рекомендаций, применяемых  непосредственно в хозяйственной  политике. Она является скорее  методом, чем учением, интеллектуальным  инструментом, техникой мышления". [8]

    Согласимся, что далеко не всем нужны знания по экономике. Шахтер в забое, металлург  у плавильной печи, астроном, изучающий  солнечную активность, могут безболезненно  обойтись без знания экономической  теории в своем рабочем процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться экономить  свое ограниченное время и использовать его для накопления профессиональных знаний и отдыха.

    В то же время мы должны признать, что  с экономическими вопросами и  проблемами соприкасаются практически  все. Домохозяйка рассчитывает, как  прожить на зарплату мужа, накормить  и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным  заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и  налогов; владелец акций в панике с падением их курса и т.д. [8]

    Управленцы  предприятия любого уровня обязаны  глубоко и систематически изучать  рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализ состояния  дел на предприятии. Экономическая  политика государства, если она не опирается  на экономическую теорию, неизбежно  заведет общество в тупик, к кризису, а в конечном счете - к социальному  взрыву. Практическое значение науки  состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию. [7]

    Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными  правилами, правилами игры. В экономическом  поведении обширную и важную часть  правил образуют права собственности. Экономическая теория пытается объяснить  социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей.[8]

 

Заключение

    Современная западная экономическая теория, представляет собой не целое, а совокупность различных  течений, школ, иногда резко различающихся  методами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономической  политики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов - не следствие  слабости науки, а отражение многообразия экономической действительности, ее противоречивости и изменчивости. «Экономикс»  исходит из того, что научное знание может постичь истину лишь с известной  степенью приближения и учитывая происходящие в экономической жизни  изменения, уточняет или отбрасывает  устаревшие представления, приходит к  новым выводам.

    В современной экономической теории возникают все новые вопросы, появляются новые проблемы. Так, перед  экономической теорией встал  вопрос глобальных экономических проблем. И это объяснимо. Глобальные экономические  проблемы проистекают из взаимодействия человека и общества с природой. 
Так, например, современная экономическая наука считает глобальными те проблемы, которые:

    а) имеют общемировой характер и  касаются интересов всех либо большинства  стран;

    б) создают угрозу человечеству, ведут  к регрессу в условиях жизни людей, в развитии производительных сил;

    в) требуют неотложных и решительных  действий на основе коллективных и  скоординированных усилий мирового сообщества.

    Однако  перед экономической теорией  начала 20 века еще не стояло таких  проблем. Это говорит о том, что  экономические знания претерпевают изменения вместе с развитием  общества и в свою очередь, влияют на развитие этого общества.

Информация о работе Предмет и функции современной экономической теории