Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 21:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть содержание предмета и функций экономической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть предмет экономической теории.
Изучить основные функции экономической теории.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. История возникновения экономических знаний……………………... 6
2. Зарождение и основные этапы развитие экономической теории, основные экономические школы………………………………………….12
3. Предмет экономической теории………………………………………...16
4. Функции экономической теории………………………………………..19
5. Проблемы современного этапа развития экономической теории….21
Заключение …………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………..27
Представителями
классической буржуазной политической
экономии во Франции в XVIII в. были Ф.
Кенэ (1694-1774) и А.Тюрго (1727-1781). Они
перенесли вопрос о происхождении
общественного богатства из сферы
обращения в сферу
Выдающийся английский экономист Адам Смит (1723-1790) вошел в историю как "Пророк свободной конкуренции". Величайшей его заслугой можно считать то, что в мире экономики он разглядел открытый Ньютоном в физическом подлунном мире естественный саморегулирующийся порядок. Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Главное произведение его жизни "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) оказало громадное влияние на последующий век. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена объективным закономерностям, которые не зависят от воли и сознательных устремлений людей. Исходный пункт всего его исследования образует проблема разделения труда, которое связывает в единое общество "эгоистов-индивидов".
После исследования этой проблемы он переходит к изложению происхождения и употребления денег. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства. [3]
Самым
крупным экономистом эпохи
Подводя итоги классической школе, необходимо отметить, что основным объектом исследования здесь выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ. Ее выдающиеся представители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.
Когда
капиталистическое общество достигло
достаточно высокой степени экономической
зрелости и выявились его внутренние
противоречия, когда на арену истории
вышел рабочий класс, научное
древо экономики раздвоилось. Одно
направление через
В противовес буржуазной политической экономии возникла пролетарская экономия, основы которой заложили идеологи рабочего класса - К. Маркс и Ф. Энгельс. Они осуществили переворот в экономической науке, создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации. Был сделан глубоко научный анализ капиталистического строя, приведший авторов к выводу о его исторической ограниченности и закономерной смене социалистическим строем.
Таким
образом, учение английских классиков
по-новому продолжил К.Маркс (1818-1883гг.).
В своем главном труде «
В конце 19 столетия сама хозяйственная жизнь продемонстрировала определенную ограниченность классического направления политэкономии.
Во-первых, это не соответствовало историческим особенностям Англии периода 17-19вв. (господство единоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику.)
На рубеже 19-20 веков экономика сильно преобразилась (в ней стали преобладать крупные акционерные общества, которые стремились подавить конкурентов, государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь). Во-вторых - при разработке учения о рыночной цене английские классики и К.Маркс глубоко раскрыли ее зависимость главным образом от производства, от предложения товаров на рынке. Однако такой взгляд был односторонним. Не было в должной мере изучено воздействие спроса покупателей на цену. [2]
Продолжателем идей К.Маркса и его сподвижника Ф.Энгельса в области экономической теории явился В. И.Ленин (1870-1924 гг). В многочисленных трудах он конкретизировал учение К. Маркса применительно к новой исторической обстановке, развил теорию воспроизводства, доказал, что в капиталистически развивающейся стране происходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных и др. вопросы.
С
конца XIX в. начинают формироваться
новые подходы в экономической
науке и в течение длительного
времени ее различные направления
так или иначе
В последней трети 19 в. В Австрии, США, Англии произошел подлинный переворот в экономической теории: возникло неоклассическое (по греч. неос - новый) направление. Основу неоклассической теории составили разработки 3-х научных школ: австрийской - К. Менгер, Э. Бем-Баверк и Ф. Визер; кембриджской - А. Маршалл и лозаннской - Л. Вальрас.
Оно возникло как реакция на экономическое учение К. Маркса. Учение господствовало до 30-х годов нынешнего столетия и воспевало эпоху свободного предпринимательства. [6]
Главная проблема, которая находилась в центре внимания неоклассиков (Альфред Маршалл (1842-1924) Артур Пигу (1877-1959) и др.) - удовлетворение потребностей человека. Ключевая идея Маршалла состояла в перемещении усилий с теоретических споров о стоимости к изучению проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. По Маршаллу, по мере потребления новых единиц, частей, долей блага, темп нарастания полезности падает, добавочная полезность, приносимая каждой новой долей снижается. [1]
Согласно
выработанному неоклассиками
Принципы
предельной полезности послужили основанием
для разработки обширной концепции
предельных величин. Великая депрессия
29-33 годов показала невозможность
путем свободной конкуренции
разрешать социально-
Неоклассическая
теория является одной из 3-х течений
современной западной экономической
теории (экономикса). Западная экономическая
теория в отличие от марксизма, представляет
собой не целое, а совокупность различных
течений, школ, иногда резко различающихся
методами анализа, конечными выводами
и рекомендациями в области экономической
политики. Отсутствие единства взглядов
среди западных экономистов - не следствие
слабости науки, а отражение многообразия
экономической
На
волне кризиса 30-х годов возникла
теория эффективного спроса, которая
предложила свои рецепты регулирования
экономики и нашла применение
на практике, стала составной частью
экономической политики многих государств.
Автором этой теории был английский
экономист Джон Кейнс (1883-1946). Его
идея состояла в том, чтобы применить
методы активизации и стимулирования
совокупного спроса (общей покупательной
способности) и тем самым воздействовать
на расширение производства и предложение
товаров. Государство может
В 70-80 годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, снова становится актуальным неоклассическое учение и остается таковым по настоящее время. Оно представлено теориями монетаризма и неолиберализма.
Монетаризм
- это теория стабилизации экономики,
в которой главенствующую роль играют
денежные факторы. Для 70-х годов стала
характерной не безработица, как
это имело место во времена
великой депрессии, а инфляция при
одновременном снижении производства
(стагфляция). Началась переоценка ценностей.
Был выдвинут лозунг "назад к
Смиту", что означало отказ от
методов активного
Положительный
вклад монетаризма в
Неолиберализм
- еще одно направление в экономической
науке и практике управления хозяйственной
деятельностью. Его представители
отстаивают приоритетное значение свободы
субъектов экономической
Институционально-
Таковы в общем плане основные направления в современной экономической мысли.
Любая
наука возникает в результате
попыток людей решить определенные
вопросы, касающиеся природы, общества
и их взаимодействия. Все это в
полной мере относится и к комплексу
наук, изучающих экономику. С давних
времен люди пытались выяснить, от чего
зависит развитие человеческого
общества, по каким законам развивается
экономика.
Жизнь людей чрезвычайно разнообразна,
сложна и противоречива. Она охватывает
экономику, политику, культуру и т.д. Различные
стороны общественной жизни изучаются
различными науками. Одной из таких наук
является экономическая наука.
Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние. [4]
Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427-347 гг. до н. э) и Аристотель (384-322 гг. до н. э), сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентом обмене.
Мыслители
Древнего Рима - Сенека (4-65 гг. дон, э), Лукреций
Кар (39-55 гг. до н. э) и др. исследовали
экономические причины
Информация о работе Предмет и функции современной экономической теории