Предмет и функции современной экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть содержание предмета и функций экономической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть предмет экономической теории.
Изучить основные функции экономической теории.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
1. История возникновения экономических знаний……………………... 6
2. Зарождение и основные этапы развитие экономической теории, основные экономические школы………………………………………….12
3. Предмет экономической теории………………………………………...16
4. Функции экономической теории………………………………………..19
5. Проблемы современного этапа развития экономической теории….21
Заключение …………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………..27

Работа содержит 1 файл

курсовая эконом теория.docx

— 65.16 Кб (Скачать)

    Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ (1694-1774) и А.Тюрго (1727-1781). Они  перенесли вопрос о происхождении  общественного богатства из сферы  обращения в сферу производства. При этом ограничивали последнюю  только сельским хозяйством, считая, что  богатство создается лишь в этой отрасли. Поэтому это направление  в развитии экономической мысли  получило название школы физиократов (термин образован от греческих слов "природа" и "власть").[5]

    Выдающийся  английский экономист Адам Смит (1723-1790) вошел в историю как "Пророк свободной конкуренции". Величайшей его заслугой можно считать то, что в мире экономики он разглядел  открытый Ньютоном в физическом подлунном  мире естественный саморегулирующийся порядок. Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства  государства в экономику, рыночного  саморегулирования на основе свободных  цен, складывающихся в зависимости  от спроса и предложения. Главное  произведение его жизни "Исследование о природе и причинах богатства  народов" (1776) оказало громадное  влияние на последующий век. Экономическая  жизнь, по Смиту, подчинена объективным  закономерностям, которые не зависят  от воли и сознательных устремлений  людей. Исходный пункт всего его  исследования образует проблема разделения труда, которое связывает в единое общество "эгоистов-индивидов".

    После исследования этой проблемы он переходит  к изложению происхождения и  употребления денег. Значительный вклад  Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и  непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической  политике государства. [3]

    Самым крупным экономистом эпохи промышленного  переворота в Англии был Д.Рикардо (1772-1823). Он сформулировал серию экономических  законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии. Центральное  место в учении Д. Рикардо занимают теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве. П. Самуэльсон в своем учебнике по экономике оценивает Д. Рикардо  как ключевую фигуру 19 века: "Он был  одним из счастливчиков. Ученые классического, неоклассического и посткейнсианского  направлений - все ведут свою родословную  из его окружения. То же самое можно  сказать и о марксистах-социалистах".

    Подводя итоги классической школе, необходимо отметить, что основным объектом исследования здесь выступает производство как  таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение  благ. Ее выдающиеся представители  выдвинули и обосновали систему  понятий и категорий, представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.

    Когда капиталистическое общество достигло достаточно высокой степени экономической  зрелости и выявились его внутренние противоречия, когда на арену истории  вышел рабочий класс, научное  древо экономики раздвоилось. Одно направление через неоклассическую  экономику и кейнсианство пришло к современной посткейсианской  магистральной экономике. Другое направление  вышло из "Капитала" Маркса.[2]

    В противовес буржуазной политической экономии возникла пролетарская экономия, основы которой заложили идеологи рабочего класса - К. Маркс и Ф. Энгельс. Они осуществили переворот в экономической науке, создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации. Был сделан глубоко научный анализ капиталистического строя, приведший авторов к выводу о его исторической ограниченности и закономерной смене социалистическим строем.

    Таким образом, учение английских классиков  по-новому продолжил К.Маркс (1818-1883гг.). В своем главном труде «Капитал»  над которым он работал 40 лет, он глубоко и всесторонне разработал теорию прибавочной стоимости и  теорию стоимости, опираясь на фактический  материал о развитии капитализма  в Англии. Маркс стремился поставить  политическую экономию на службу интересов  рабочего класса. Такой классовый  подход отрицательно сказался на научной  объективности ряда высказанных  им положений.[3]

    В конце 19 столетия сама хозяйственная  жизнь продемонстрировала определенную ограниченность классического направления  политэкономии.

    Во-первых, это не соответствовало историческим особенностям Англии периода 17-19вв. (господство единоличной формы капитала, свободной  конкуренции и невмешательства  государства в экономику.)

    На  рубеже 19-20 веков экономика сильно преобразилась (в ней стали преобладать  крупные акционерные общества, которые  стремились подавить конкурентов, государство  стало активно вмешиваться в  хозяйственную жизнь). Во-вторых - при  разработке учения о рыночной цене английские классики и К.Маркс глубоко  раскрыли ее зависимость главным  образом от производства, от предложения  товаров на рынке. Однако такой взгляд был односторонним. Не было в должной  мере изучено воздействие спроса покупателей на цену. [2]

    Продолжателем идей К.Маркса и его сподвижника  Ф.Энгельса в области экономической  теории явился В. И.Ленин (1870-1924 гг). В  многочисленных трудах он конкретизировал  учение К. Маркса применительно к  новой исторической обстановке, развил теорию воспроизводства, доказал, что  в капиталистически развивающейся  стране происходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных и др. вопросы.

    С конца XIX в. начинают формироваться  новые подходы в экономической  науке и в течение длительного  времени ее различные направления  так или иначе концентрировались  вокруг двух основных проблем: трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.

    В последней трети 19 в. В Австрии, США, Англии произошел подлинный переворот  в экономической теории: возникло неоклассическое (по греч. неос - новый) направление. Основу неоклассической  теории составили разработки 3-х  научных школ: австрийской - К. Менгер, Э. Бем-Баверк и Ф. Визер; кембриджской - А. Маршалл и лозаннской - Л. Вальрас.

    Оно возникло как реакция на экономическое  учение К. Маркса. Учение  господствовало до 30-х годов нынешнего столетия и воспевало эпоху свободного предпринимательства. [6]

    Главная проблема, которая находилась в центре внимания неоклассиков (Альфред Маршалл (1842-1924) Артур Пигу (1877-1959) и др.) - удовлетворение потребностей человека. Ключевая идея Маршалла состояла в перемещении  усилий с теоретических споров о  стоимости к изучению проблем  взаимодействия спроса и предложения  как сил, определяющих процессы, протекающие  на рынке. По Маршаллу, по мере потребления  новых единиц, частей, долей блага, темп нарастания полезности падает, добавочная полезность, приносимая каждой новой  долей снижается. [1]

    Согласно  выработанному неоклассиками подходу, цена товара определяется двумя факторами: предельной полезностью (со стороны  покупателя) и издержками производства (со стороны продавца).

    Принципы  предельной полезности послужили основанием для разработки обширной концепции  предельных величин. Великая депрессия 29-33 годов показала невозможность  путем свободной конкуренции  разрешать социально-экономические  проблемы и противоречия современного мира. Потребовалось серьезное вмешательство  государства в ход экономической  жизни. [1]

    Неоклассическая теория является одной из 3-х течений  современной западной экономической  теории (экономикса). Западная экономическая  теория в отличие от марксизма, представляет собой не целое, а совокупность различных  течений, школ, иногда резко различающихся  методами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономической  политики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов - не следствие  слабости науки, а отражение многообразия экономической действительности, ее противоречивости и изменчивости. «Экономикс»  исходит из того, что научное знание может постичь истину лишь с известной  степенью приближения и учитывая происходящие в экономической жизни  изменения, уточняет или отбрасывает  устаревшие представления, приходит к  новым выводам.

    На  волне кризиса 30-х годов возникла теория эффективного спроса, которая  предложила свои рецепты регулирования  экономики и нашла применение на практике, стала составной частью экономической политики многих государств. Автором этой теории был английский экономист Джон Кейнс (1883-1946). Его  идея состояла в том, чтобы применить  методы активизации и стимулирования совокупного спроса (общей покупательной  способности) и тем самым воздействовать на расширение производства и предложение  товаров. Государство может воздействовать на инвестиции посредством регулирования  уровня процента, либо осуществляя  инвестиции в общественные работы. Инвестиции по Кейнсу играют решающую роль в расширении платежеспособного  спроса, а спрос создает предложение. Он не верил в саморегулирующий рыночный механизм и считал, что для обеспечения экономиче-ского равновесия необходимо вмешательство извне. [5]

    В 70-80 годах, когда чрезмерное вмешательство  государства в экономику стало  тормозить развитие общественного  производства, снова становится актуальным неоклассическое учение и остается таковым по настоящее время. Оно  представлено теориями монетаризма  и неолиберализма.

    Монетаризм - это теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Для 70-х годов стала  характерной не безработица, как  это имело место во времена  великой депрессии, а инфляция при  одновременном снижении производства (стагфляция). Началась переоценка ценностей. Был выдвинут лозунг "назад к  Смиту", что означало отказ от методов активного государственного регулирования. [3]

    Положительный вклад монетаризма в экономическую  теорию заключается в детальном  исследовании механизма воздействия  денежного мира на товарный мир. Управление экономикой представители этой теории сводят к контролю государства над  денежной массой, эмиссией денег, к  достижению сбалансированности государственного бюджета. Признанным авторитетом этого  направления является американский экономист Милтон Фридман (р.1912 г.).

    Неолиберализм - еще одно направление в экономической  науке и практике управления хозяйственной  деятельностью. Его представители  отстаивают приоритетное значение свободы  субъектов экономической деятельности. Частное предпринимательство само способно вывести экономику из кризиса, обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и  уйти от излишней регламентации рынка. Одним из основоположников и главным  теоретиком неолиберализма считается  Фридрих фон Хайек ("Пагубная самонадеянность" и "Дорога к рабству" М., 1992). В  своих работах он отстаивает принцип  максимальной свободы человека.

    Институционально-социологическое  направление (Гэлбрей Д. и др.) рассматривает  экономику как систему, где отношения  между хозяйствующими объектами  складываются под воздействием экономических  и внешнеэкономических факторов, особенно технико-экономических. В  этом направлении исключительное значение придается трансформации современного общества под воздействием научно-технического прогресса. Последний ведет к  преодолению социальных противоречий и бесконфликтной эволюции общества от индустриального к пост и супериндустриальному (теория конвергенции). [7]

    Таковы  в общем плане основные направления  в современной экономической  мысли.

 

2. Зарождение и основные этапы развитие экономической теории, основные экономические школы

 

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в  полной мере относится и к комплексу  наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого  общества, по каким законам развивается  экономика.  
Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т.д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.

Зачатки экономической науки появились  еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что  лежит в основе цены товара, как  наживать состояние. [4]

Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427-347 гг. до н. э) и Аристотель (384-322 гг. до н. э), сформулировали исходные положения экономической  теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентом обмене.

Мыслители Древнего Рима - Сенека (4-65 гг. дон, э), Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э) и др. исследовали  экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального  интереса. Взгляды Сенеки оказали  влияние на формирование экономических  концепций христианства, которое  в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную  жизнь. Христианские мыслители и  проповедники объявили простой хозяйственный  труд необходимым и святым делом, считая, что "Если кто не хочет  трудиться, тот пусть и не ест". Христианское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с  учетом затрат труда.[5]

Информация о работе Предмет и функции современной экономической теории