Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:16, доклад
Практика создания имеющихся и проекты будущих свободных экономических зон на территории России показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные типы:
комплексные зоны производственного характера;
внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);
функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).
Организация свободных экономических зон в России – проблемы и перспективы
Практика
создания имеющихся и проекты
будущих свободных
Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками:
Комплексные
зоны многопрофильны. Они формируются
и на ограниченной территории, и
в границах областей и других территориальных
образований. В них создаются
условия для привлечения
К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их создателей) большая часть свободных экономических зон, создаваемых в России, в том числе – СЭЗ в Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.
Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.
К
внешнеторговым зонам относятся, в
частности, зона свободной торговли
«Шерри-зон» (около аэропорта «Шереметьево»
Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.
К
отраслевым зонам научно-технического
характера относится СЭЗ в
Зеленограде, которая должна специализироваться
в области микроэлектроники, информатики
и связи; к зонам финансового («оффшорного»)
характера может быть отнесена зона
экономического благоприятствования
в Ингушетии; к зонам туристическо-
На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но и локальные факторы. Так, для транспортных, экспортно-импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон.
Для
создания зон типа технопарков и
технополисов нужна развитая научно-производственная
база и квалифицированная рабочая
сила. Организация туристическо-
Основной отличительной чертой процесса создания свободных экономических зон в России является его политизированность в ущерб экономической сути, вопросы создания зон решаются стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы.
Если
в самом начале (еще на этапе
существования СССР) замысел создания
зон использовался руководством
союзных республик в качестве
инструмента политического
В
отношении вопроса о свободных
зонах российское руководство до
сих пор действовало весьма непоследовательно.
Оно то, поддаваясь давлению регионов,
щедро раздавало льготы, то отбирало
их, обосновывая это
Вместе
с тем, исходя из мирового опыта, курс
на организацию СЭЗ мог бы способствовать
решению ряда приоритетных для страны
проблем в области стабилизации
и подъема экономики, возрождения
регионов, укрепления федерализма, развития
внешнеэкономической
Устройство
свободных зон должно регламентироваться
четко сформулированным законом, а
не постоянно меняющимися
Таким образом, принятие базового федерального закона о свободных зонах, учитывающего интересы развития как Федерации в целом, так и ее субъектов, можно считать сегодня краеугольным камнем в деле успешного «строительства» здания свободных экономических зон.
При разработке и принятии закона о СЭЗ, что, как показано выше, является самой насущной задачей для развития зональной практики, прежде всего необходимо разрешить следующую проблему.
Функционирование
свободных экономических зон
в режиме свободной таможенной зоны
(а именно это привлекает большинство
регионов, добивающихся статуса СЭЗ)
означает, что территория зоны подпадает
под условия таможенной экстерриториальности.
Между тем, конституционность норм
таможенной экстерриториальности принципиально
не ясна сегодня даже в отношении
небольших участков государственной
территории РФ (площадью в несколько
кв. км), не говоря уже о регионах
размером с целую область, поскольку
Конституция Российской Федерации
запрещает образование
Госдума
РФ приостановила ввиду этой неясности
процесс прохождения через
Вторая
проблема состоит в отсутствии четко
сформулированных целей создания зон,
не противоречащих как интересам
регионов, так и Федерации в
целом. Руководители регионов видят, как
правило, в таких зонах лишь одну
сиюминутную привлекательную
Между
тем, система предоставляемых
Существеннее в этом отношении могут оказаться сегодня такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур. Там же высказано мнение, что, первые российские зоны могут привлечь иностранных инвесторов «не широтой фискальных льгот и даже не дешевизной рабочей силы, но, скорее, перспективой освоения обширного отечественного рынка. Именно последнее должно быть поставлено в центр конкретных зональных проектов».
В-третьих, все претенденты на создание свободных экономических зон стремятся взять под свою юрисдикцию как можно больше территории, не понимая, что чем ее больше, тем хуже для предпринимательского успеха зоны. Ведь, по зарубежному опыту, для нормального обустройства 1 квадратного километра экспортопроизводящей зоны требуются вложения порядка 40–45 млн. долларов США, таможенно-торговой – 10–15. Где возьмет эти средства администрация, например, Читинской области, заявившая о намерении создать СЭЗ на всей территории – 432 тыс. кв. км, или Алтайский край – 262 тыс. кв. км? (А общая площадь только первых 11 учрежденных СЭЗ составляет 1 млн. кв. км, или 7% территории России.)
Вот почему большая часть действующих в мире СЭЗ ограничена пределами предприятия, нескольких производственных объектов, авиа- или морского порта, в исключительном случае – небольшого по территории города или района. Проблема разумного ограничения начальных вложений на обустройство свободной зоны особенно актуальна для современной России, учитывая нынешнюю острейшую нехватку инвестиционных средств.
В
практике развития российских свободных
экономических зон есть и другие
проблемы, как общие (например, отсталость
инфраструктуры), так и частные, но
эти три рассмотренные –
В результате, в настоящее время из 18 формально учрежденных в России СЭЗ можно, да и то с большими натяжками, можно назвать «работающими» лишь две зоны – в Калининградской области и Находке. Да и то не как экспортопроизводящие, ради чего, собственно, они и создавались, а, в основном, как экспортовывозящие, т.е. используемые российским и иностранным капиталом для вывоза из России стратегических товаров и сырья.
Международные экономические зоны
Мировой опыт функционирования свободных экономических зон позволяет сформулировать основные выводы о результатах их деятельности и воздействии на социально-экономическое развитие стран их базирования.
СЭЗ — важный институт мирового хозяйства, неотъемлемая часть современных международных экономических отношений. Создание и функционирование СЭЗ во всех их разновидностях способствуют общему подъему экономики на национальном и региональных уровнях. Не случайно в начале текущего столетия в мире насчитывалось свыше 2500 СЭЗ, из которых более 900 находилось в развивающихся странах. Численность занятых только в экспортно-производственных зонах превысила 3,9 млн человек, а их суммарный внешнеторговый оборот достиг более 13% мировой торговли. Довольно быстрое распространение СЭЗ (а их число с 1975 г. до настоящего времени выросло более чем в 12 раз) подтверждает их положительную роль как важного института мировой экономики, способствующего ускорению хозяйственного развития, повышению его устойчивости, привлечению внутренних и внешних ресурсов для обеспечения экономического роста.
Информация о работе Практика организации свободных экономических зон