Powedeniye potrebitelya

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Потребности делятся на прямые и косвенные. Первые происходят из биологических нужд человека, вторые – под влиянием сложившихся в обществе обычаев и привычек (мода на одежду, еду, развлечения и т.д.). Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал и т.д. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Количественный подход: полезность, теория предельной полезности. Первый закон Госсена. Факторы полезности. Закон убывающей предельной полезности…………………………………………………………………5
2. Равновесие потребителя или равновесие состояния потребителя………………………………………………………………………………9
3.Оптимальная комбинация потребительских товаров (второй закон Госсена)………….………..........…………………………………………………………14
4. Значение и ограниченность кардинализма………………………………17
Заключение……………………………………..…………………………22

Работа содержит 1 файл

теория поведения потребителя кардиналистический подход(количественнй).docx

— 137.90 Кб (Скачать)

В данном правиле под ограниченными  ресурсами потребителя в первую очередь понимается его ограниченный доход. Иными словами, потребитель  должен так распорядиться своим  доходом, чтобы приобретенный им набор благ приносил бы максимальную полезность. В ситуации потребительского равновесия полезности денежных единиц, затраченных на приобретение различных благ, должны быть равны. Правило максимизации полезности, исходя из всего сказанного, заключается в том, что денежный доход потребителя должен быть распределен таким образом, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида блага, приносила бы одинаковую предельную полезность. Математически это выглядит следующим образом:

                               

где P — цена блага.

Иными словами, потребитель будет предъявлять  спрос на данное благо до тех пор, пока предельная полезность этого блага  в расчете на одну денежную единицу, не станет равной предельной полезности на одну денежную единицу, потраченную  на приобретение другого блага. Используя  это правило, потребитель, не выходя за пределы своего бюджета, приобретает  набор товаров и услуг, приносящий ему наибольшую сумму полезности.

Если  равенство не выполняется, то произойдет некоторое перераспределение потребительских  расходов между благами в пользу блага с более высоким уровнем  предельной полезности в расчете  на денежные единицы, что приведет к  увеличению совокупной полезности для  потребителя. Действительно, если цена на второе благо понизилась, то равновесие нарушается:

MU1/P1 < MU2/P2 т. е. последняя денежная единица, затраченная на второе благо, стала приносить большую полезность, чем последняя денежная единица, затраченная на первое благо. Для восстановления равновесия, исходя из закона убывающей предельной полезности, существуют два пути. В первом случае необходимо увеличить предельную полезность первого блага, для чего следует сократить потребление этого относительно дорогого товара. Во втором случае следует уменьшить предельную полезность второго блага, увеличив потребление этого относительно дешевого блага. Поступая таким образом, покупатель будет действовать в точном соответствии с законом спроса и вновь достигнет состояния потребительского равновесия и сможет максимизировать получаемую полезность.

Кардиналистская концепция основана на трех гипотезах.

Гипотеза I. Потребитель может выразить свое желание приобрести некоторое благо  посредством количественной оценки его полезности.

Оценки  полезности субъективны, поэтому нельзя складывать ютилы, приписываемые одному и тому же благу различными потребителями. Но каждый отдельный потребитель проводит с оценками полезности все математические операции, которые применимы к числам. Зависимость между полезностью, получаемой потребителем, и количеством потребляемых им благ называют функцией полезности.

Из  гипотезы I следует, что каждый вид  благ имеет для потребителя общую  и предельную полезность. Общая полезность некоторого вида благ есть сумма полезностей  всех имеющихся у потребителя  единиц этого блага. Так, общая полезность 10 яблок равна сумме ютилов, которые потребитель приписывает каждому яблоку. Как изменяется величина общей полезности блага по мере увеличения его количества? Для ответа на этот вопрос используется вторая гипотеза.

Гипотеза II. Предельная полезность блага убывает, т.е. полезность каждой последующей  единицы определенного вида благ, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. Это  утверждение это и есть «первый  закон Госсена» и исходит из того, что потребности людей насыщаемы.

Если  предположения о возможности  количественного измерения полезности и убывании ее предельной величины соответствуют действительности, то это означает, что в основе плана  потребления индивида лежит составленная им таблица, в которой каждая единица потребляемых благ имеет количественную оценку полезности.

Гипотеза III. Потребитель так расходует  свой бюджет, чтобы получить максимум полезности от совокупности приобретенных  благ.

В соответствии с гипотезой III потребитель  с учетом заданных цен формирует  такой ассортимент покупок, который  при его бюджете дает максимальную сумму ютилов.

Для достижения этой цели потребитель должен руководствоваться вторым законом  Госсена, согласно которому максимум полезности обеспечивает такая структура покупок, при которой отношение предельной полезности (u) блага к его цене (Р) одинаково для всех благ

Докажем второй закон Госсена от противного. Допустим, что для какой-либо пары благ равенство (1) не выполняется: uН / PН > uG / PG. Это означает, что при покупке блага H в среднем на 1 руб. приобретается большая полезность, чем при покупке блага G. Следовательно, увеличение объема покупок блага H за счет уменьшения объема покупок блага G позволяет потребителю при заданном бюджете повысить свою удовлетворенность. И только тогда, когда равенство (1) выполняется по всем благам, при заданном бюджете нельзя увеличить сумму общей полезности покупаемых благ. В этом случае говорят, что потребитель достиг равновесия.

Таким образом, кардиналистский подход к измерению полезности предполагает абсолютно точное, количественное определение величины полезности.

 

 

 

 

 

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Каждый индивид, используя блага  для удовлетворения своих потребностей, выступает в роли потребителя. Осуществляя выбор необходимых ему товаров и услуг по сложившимся рыночным ценам, он оценивает деятельность их производителей. Такая оценка конкретного блага дана в объеме его продажи. От этой оценки зависит судьба производителей данных благ. Поэтому спрос на товары и услуги определяет их производство. Имея в виду данный факт, экономисты говорят о суверенитете потребителя, т.е. его способности определять производство. Таким качеством потребители обладают только в условиях свободного выбора. Любая форма ограничения свободы (нормированное распределение по карточкам, талонам и т.д.) нарушает связи между производителями и потребителями и лишает возможности тех и других принимать оптимальные решения. Поэтому экономическая система, где руководящие органы решают какую потребность потребителя удовлетворять, является неэффективной.

Законы Госсена — основные принципы теории предельной полезности, одной из теорий стоимости. Госсен исходит из предположения, что рациональное поведение определяется стремлением к увеличению полезности или удовольствия.

Равновесие потребителя отвечает такой комбинации приобретенных  товаров, которая максимизирует  полезность при заданном бюджетном  ограничении. Как только потребитель  получает такой набор, у него исчезают стимулы менять его на другой.

ЗАКОН ГОССЕНА, ПЕРВЫЙ - 1) Предельная полезность любого товара уменьшается по мере того, как этот товар потребляется. 2) В одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает; при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении. З. Г., п. позволяет вывести новое понятие - предельная полезность.

ЗАКОН ГОССЕНА, ВТОРОЙ - 1) Лицо максимизирует свою полезность, когда распределяет имеющиеся у него денежные средства между различными благами так, что достигает равного удовлетворения от последней единицы денег, истраченной на каждый из товаров. 2) Чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине. З. Г., в. позволяет сформулировать правило поведения потребителя: каждая последняя единица денежных затрат на приобретение товара должна приносить одинаковую предельную полезность.

Кардиналистская, или количественная, теория потребительского поведения при решении поставленной задачи предполагает возможность теоретической измеримости полезности блага. Иными словами, предполагается, что можно определить точную величину полезности, получаемой при потреблении блага. Количественная измеримость полезности дает возможность как для сравнения различных благ по их полезности, так и для определения разницы между ними.

В кардиналистском (количественном) подходе предполагается, что потребитель может измерить полезность потребляемых благ количественно, в условных единицах ютилях (от английского utility – полезность).

Общая полезность (total utility) – это полезность, которую получает человек от потребления всего количества блага.

Предельная  полезность (marginal utility) – это полезность, получаемая от потребления дополнительной или последней единицы блага.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бондарь, А.В. Микроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.И. Сухарева; под общ. ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. Минск: БГЭУ, 2007. С. 26, 27.
  2. Гальперин, В.М. Микроэкономика: учебник / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов; под общ. ред. В.М. Гальперин. СПб.: Экон. шк., 2002. Т.1. С. 101-109.
  3. Долан, Э.Дж. Рынок:  микроэкономическая модель / Э.Дж. Долан, Д.Е. Линдсей / пер. с англ. В. Лукашевича [и др.]; под общ. ред. Б.Лисовика, В. Лукашевича. СПб.: Автокомп, 1992. С. 106-132.
  4. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник / С.Н. Ивашковский. 3-е изд. М.: Дело, 2002. С. 140-143.
  5. Кац, М. Микроэкономика: учебник / М. Кац, Х. Роузен; пре. с англ. В.П. Пустовалова [и др.]. Минск: Ново знание, 2004. С. 375-469, 519-660.
  6. Курс экономической теории: учебник / М.Н. Чепурин [и др.]; под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. 5-е изд. Киров: АСА, 2006. С. 110.
  7. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): учебник / под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2008. С. 133-139.
  8. Микроэкономика: учеб. пособие / С.А. Константинов [и др.]; под общ. ред. С.А. Константинова, В.А. Воробьева, Л.В. Пакуш, А.М. Филипцова. Минск: ИВЦ Минфина, 2007, С. 41-66.
  9. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник / Р.М. Нуреев. 2-е изд., изм. М.: НОРМА-М, 2001. С. 120-122, 125-126.
  10. Пезенти, А. Очерки политической экономии капитализма / А. Пезенти [и др.]; под общ. ред. А.Г. Милейковского М.: Прогресс, 1976. Т. 2. С. 345-441.

11. Пиндайк, Р. Микроэкономика: учебник / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд М.: Экономика, Дело, 1992. С. 65-99.

12. Селищев, А.С. Микроэкономика: учеб. пособие / А.С. Селищев. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. С. 226-236.

13. Хайман, Д. Современная микроэкономика: анализ и применение / Д. Хайман. М.: Финансы и статистика, 1992. Т.1. С. 57-137.

 


Информация о работе Powedeniye potrebitelya