Powedeniye potrebitelya

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Потребности делятся на прямые и косвенные. Первые происходят из биологических нужд человека, вторые – под влиянием сложившихся в обществе обычаев и привычек (мода на одежду, еду, развлечения и т.д.). Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал и т.д. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Количественный подход: полезность, теория предельной полезности. Первый закон Госсена. Факторы полезности. Закон убывающей предельной полезности…………………………………………………………………5
2. Равновесие потребителя или равновесие состояния потребителя………………………………………………………………………………9
3.Оптимальная комбинация потребительских товаров (второй закон Госсена)………….………..........…………………………………………………………14
4. Значение и ограниченность кардинализма………………………………17
Заключение……………………………………..…………………………22

Работа содержит 1 файл

теория поведения потребителя кардиналистический подход(количественнй).docx

— 137.90 Кб (Скачать)

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Введение……………………………………………………………………..3

  • 1. Количественный подход: полезность, теория предельной полезности. Первый закон Госсена. Факторы полезности. Закон убывающей предельной полезности…………………………………………………………………5
  • 2. Равновесие потребителя или равновесие состояния потребителя………………………………………………………………………………9
  • 3.Оптимальная комбинация потребительских товаров (второй закон Госсена)………….………..........…………………………………………………………14
  • 4. Значение и ограниченность кардинализма………………………………17
  • Заключение……………………………………..…………………………22

    Список использованных источников…………………………………24

     

     

    Введение

    В процессе своей жизнедеятельности  человек приобретает товары и  услуги. Целью подобного потребления  является получение удовольствия и  удовлетворения потребностей.

    Потребности делятся на прямые и косвенные. Первые происходят из биологических нужд человека, вторые – под влиянием сложившихся в обществе обычаев и привычек (мода на одежду, еду, развлечения и т.д.). Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал и т.д. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности.

    Проблема выбора является одной  из центральных в современной  экономической науке. На выбор потребителя  влияют:

    • личностные факторы: возраст, этап жизненного цикла, экономическое положение;
    • психологические факторы (например, избирательное запоминание);
    • культурные факторы;
    • социальные факторы.

    Данные вопросы с экономической  точки зрения решаются в рамках теории потребления.

    Теория потребления изучает  принципы рационального поведения  покупателей на рынке товаров  и услуг и объясняет, как он осуществляет выбор рыночных благ.

    В последней трети XIX века У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас независимо друг от друга создали количественную теорию полезности. Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер предложили альтернативную порядковую теорию, которая является более современной и превалирует в настоящий момент.

    С целью наиболее полного и достоверного определения потребности потребителей в продукции необходимо владение инструментами исследования рынка  и поведения потребителей. В условиях рыночной конкуренции исследование рынка имеет исключительно важное значение, так как в зависимости от структуры и объема потребностей напрямую зависят масштабы и структура производимой предприятиями продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. В конечном итоге потребности рынка оказывают влияние на планирование производства, финансов, материально-технического обеспечения и других составляющих деятельности предприятий и организаций.

    В связи с вышеизложенным является актуальным исследование потребительского поведения на рынке а также условий и факторов, которые влияют на потребительский выбор.

    Исходя из сформулированной актуальности темы, определим цели и задачи исследования:

    Цель данной работы: рассмотреть  теорию поведения потребителя.

    Задачи: проанализировать литературные источники по теме курсовой, тем  самым ознакомиться с мнением  современных ученых и экономистов  по данному вопросу; изучить законы Госсена; рассмотреть значение и ограниченность кардинализма равновесие потребителя на рынке.

    Объектом исследования – теория поведения потребителя.

    Теоретической и методологической основой проведенного  исследования послужили труды отечественных  и зарубежных ученых экономистов  по данной проблеме, общенаучные методы познания. Были использованы различные  методы экономических исследований.

    Теоретической основой данного  исследования послужили отечественных  экономистов – А.В. Бондаря, В.А. Воробьва, Л.В. Пакуш, С.А. Константинов, А.Г. Грязнова, И.В. Новикова и т.д.

    1. Количественный подход: полезность, теория предельной полезности. Первый закон Госсена. Факторы полезности. Закон убывающей предельной полезности

    Рыночный спрос формируется  на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, каждое из которых, выбирая  товары, ставит перед собой определенную цель: исходя из своей покупательной способности приобрести различные блага в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимальное общее удовлетворение от их использования. Такое поведение потребителя в теории потребления называется рациональным.

    Рационально действующий потребитель  выбирает набор благ, обеспечивающий ему наибольшую общую полезность. Полезность – это удовлетворение, которое человек получает от потребления определенного количества блага. Одной из самых сложных проблем в экономической теории является проблема измерения полезности.

    В ХIХ в. преобладал кардиналистический (количественный) подход к имзмерению полезности. Его сторонники У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас признавали возможным количественное измерение полезности различных потребительских наборов. Представители количественной школы ввели в экономический анализ понятие предельной полезности, открыли закон убывания предельной полезности и обосновали принцип максимизации полезности потребителем. Однако субъективность количественных оценок полезности обусловила в дальнейшем отказ от данного дохода [1, 26].

    Теория поведения  потребителя — часть экономической теории, посвященная тому, как отдельные потребители распределяют свои доходы при покупке товаров и услуг. Основной постулат теории состоит в том, что потребители стремятся максимизировать полезность, или удовлетворение, получаемое от расходования фиксированного дохода.

    Применительно к каждому виду блага  различают общую и предельную полезность.

    Общая полезность (TU) — это удовлетворение, которое индивид получает от потребления товаров или услуг в данном объеме.

    Общая полезность индивида обычно увеличивается  по мере того, как он потребляет все  большее количество некоторого продукта, но, как правило, со все меньшей скоростью.

    Предельная полезность (MU) — это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на единицу.

    Например, если потребитель, съев три  порции мороженого, ест четвертую, то общая полезность повысится, а если он съест и пятую, то она будет  продолжать расти. Тем не менее предельная (приростная) полезность от потребления пятой порции мороженого, очевидно, не будет столь же велика, как предельная полезность от потребления четвертой, то есть потребитель сталкивается с убывающей предельной полезностью по мере насыщения потребности в данном благе.

    По мере насыщения предельная полезность убывает.

    Теория субъективной полезности опирается  на законы, открытые Генрихом Госсеном.

    Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена):

     а) общая полезность; б) предельная  полезность

    1) в одном непрерывном акте  потребления полезность последующей  единицы потребляемого блага  убывает;

    2) при повторном акте потребления  полезность каждой единицы блага  уменьшается по сравнению с  ее полезностью при первоначальном  потреблении.

    Для человека, съевшего одно мороженое, по мере насыщения все больше теряется полезность каждого последующего мороженого до тех пор, пока мороженое есть уже  не хочется.

    Госсен обратил внимание на то, что полезность зависит не только от потребительских свойств блага, но и от процесса его потребления. Смысл первого закона Госсена выражается в двух положениях, сформулированных автором:

    - в одном непрерывном акте  потребления полезность последующей  единицы потребляемого блага  убывает;

    - при повторном акте потребления  полезность каждой единицы блага  уменьшается по сравнению с  ее полезностью при первоначальном  потреблении.

    Наглядно суть этих положений представлена на рис. 1.1.

    Рис. 1.1. Убывание полезности в одном непрерывном

    акте потребления (а) и при повторных актах потребления (б).

    Откладывая по оси абсцисс единицы  какого-нибудь блага, а по оси ординат  их полезности, нетрудно построить  кривую АС(рис. 1.1.,а), которая и будет выражать убывание полезности в течении одного акта потребления. Кривые АС, А1С1, А2С2(рис. 1.1.,б) будут соответственно выражать убывание полезности единиц блага в последующих актах потребления.

    На этом основании Госсен делает вывод: "Единичные атомы одного и того же потребительского блага имеют очень различную ценность".

    Значение первого закона Госсена для экономической науки состоит, во-первых, в том, что он позволяет различать общую полезность некоторого запаса блага и предельную полезность данного блага. Во-вторых, постулат об убывании предельной полезности блага является необходимым условием достижения экономическим субъектом состояния равновесия, т.е. такого состояния, при котором он извлекает максимум полезности из имеющихся в его распоряжении ресурсов.

    Закон убывающей  предельной полезности – это закон, отражающий взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворенности от потребления каждой дополнительной единицы.

    Таким образом, теория поведения потребителя – часть экономической теории, посвященная тому, как отдельные потребители распределяют свои доходы при покупке товаров и услуг. Основной постулат теории состоит в том, что потребители стремятся максимизировать полезность, или удовлетворение, получаемое от расходования фиксированного дохода.

    Законы Госсена — основные принципы теории предельной полезности, одной из теорий стоимости. Госсен исходит из предположения, что рациональное поведение определяется стремлением к увеличению полезности или удовольствия

     

     

    1. Равновесие потребителя или равновесие состояния потребителя

    Потребитель максимизирует полезность при наличии определенных бюджетных  ограничений. Поэтому задачей модели поведения потребителя выступает  пояснение того, как на его выбор  влияют вкус, доход и цены на товары. Для наглядной демонстрации процесса выбора совместим на одном графике  карту кривых безразличия и линию  бюджетных ограничений какого-то потребителя.

     

    Qy                                               Qy                                           Qy




     

     


                                                Qх                                             Qx                                         Qx

        а) изменение  дохода;                            б) уменьшение цен                 в) возрастание цен

                                                                      на товар Х                             на товар Y

                          Рис. 2.1 Влияние изменений дохода  и цен на положение

                                              линии бюджетных ограничений 

    Как видим (рис. 2.2.), линия бюджетных ограничений пересекает кривую безразличия, отвечающую полезности U1 в точках А1 и А2. Это означает, что доход потребителя при максимальном использовании позволяет приобрести как первый, так и второй наборы.  Будет ли это означать, что в точках А1 и А2 потребитель получит максимальную полезность, доступною для него при существующих бюджетных ограничениях. Вероятнее всего, что нет. Ведь любая точка, которая лежит на отрезке А1А2, будет доступная для потребителя и будет иметь полезность большую, чем U1, поскольку больше отдалена от начала координат. Максимальная полезность, доступная при заданном бюджете, достигается тогда, когда потребляется комбинация товаров, отвечающая точке, где бюджетная линия касается наиболее отдаленной  от начала координат кривой безразличия.

                              Qy                                    


                                         А1

    Информация о работе Powedeniye potrebitelya