Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:20, статья

Описание работы

В данной работе рассматривается качество предоставления государственных и муниципальных услуг. Целью данной статьи является установление способов возможного повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг в России. Анализируется качество предоставльения услуг, и вьозможные пути его повышения, усовершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг населению страны.

Работа содержит 1 файл

статья!!!.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

 

Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

Improvement of quality of providing the state and municipal services.

 

 

Аннотация:  В данной работе рассматривается  качество предоставления государственных и муниципальных услуг. Целью данной статьи является установление способов возможного повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг в России. Анализируется качество предоставльения услуг, и вьозможные пути его повышения, усовершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг населению страны.

 

Summary: In this work quality of providing the state and municipal services is considered. The purpose of this article is definitions by what ways probably to increase quality of providing the state and municipal services in Russia, the conclusion about quality, minuses of this service and about ways of improvement, improvement of providing the state and municipal services to the country population is drawn.

 

Ключевые слова: государственные услуги, муниципальные услуги, качество услуг, административная реформа.

Keywords: state services, municipal services, quality, administrative reform.

 

В последние  годы в нашей стране проводятся реформы во многих сферах государственной и общественной жизни. Не стала исключением и сфера управления. Проводимая административная реформа направлена, прежде, на создание оптимальной системы государственного управления. Эффективная государственная власть необходима для решения срочных социально-экономических проблем, для повышения уровня и качества жизни населения.

В 2010 году истек  срок реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р. За эти годы сформирована нормативная и методическая база повышения качества и предоставления государственных и муниципальных услуг, а также созданы механизмы управления и стимулирования реализации административной реформы. Административная реформа в Российской Федерации, проводимая в 2006 - 2010 годах, была направлена на достижение следующих целей:

  1. повышение качества и доступности государственных услуг;
  2. ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
  3. повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. [2]

Важным результатом  стало принятие Федерального закона  от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", явившегося правовой базой для реализации основных мероприятий административной реформы. В соответствии с Концепцией административной реформы работа велась в рамках следующих направлений: внедрение управления по результатам и проектного управления; регламентация и стандартизация государственных и муниципальных услуг (функций); предоставление информации о государственных услугах, оказываемых в электронной форме; организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; оптимизация функций органов исполнительной власти; размещение государственного и муниципального заказа; противодействие коррупции. [1]

В области регламентации  и стандартизации государственных и муниципальных услуг были разработаны административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг, позволяющие систематизировать полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, упорядочить их деятельность и восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве Российской Федерации. В рамках направления, касающегося организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг к концу 2010 года начали функционировать 166 многофункциональных центров в 48 субъектах РФ, а за 2011 год было создано 489 центров. [5] 27 декабря 2010 года в Инзенском районе был открыт Многофункциональный центр, он организует работу по приему документов, необходимых для получения государственной (муниципальной) услуги, по первичной обработке документов, по выдаче заявителю результата предоставления государственной (муниципальной) услуги, а также осуществляет консультации по предоставлению государственных и муниципальных услуг заявителям, согласно утвержденному перечню услуг.                     

В рамках направления, касающегося предоставления информации о государственных услугах и  государственных услугах, оказываемых в электронной форме, созданы ключевые элементы центральной инфраструктуры электронного правительства:

  1. федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал);
  2. федеральная государственная информационная система "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - федеральный реестр);
  3. программно-технический комплекс, обеспечивающий получение государственных услуг в электронном виде через инфраструктуру центров общественного доступа;
  4. информационная система удостоверяющих центров единого пространства доверия электронного правительства.[6]

Важным этапом в области обеспечения открытости публичных органов стало принятие Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Кроме того, принят Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282 "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации". Создается единая межведомственная информационно-статистическая система, создана инфраструктура для обмена документами и сведениями между федеральными органами исполнительной власти в электронном виде - система межведомственного электронного документооборота, а в целях технологического обеспечения информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронном виде - создана единая система межведомственного электронного взаимодействия. Однако модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти затруднена тем, что существующие государственные информационные системы создавались в условиях отсутствия единых утвержденных форматов данных, протоколов и иных нормативно-технических требований к государственным информационным системам.[1]

Результаты работы многофункциональных центров демонстрируют сокращение сроков получения государственных и муниципальных услуг, снижение межведомственной волокиты, достижение существенного антикоррупционного эффекта за счет отсутствия непосредственного взаимодействия с предоставляющими услуги государственными и муниципальными служащими. Исчезновение спроса на деятельность включенных в коррупционные схемы посредников, что позволяет минимизировать расходы на обеспечение условий качественного, доступного и комфортного получения государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденными административными регламентами и заключенными соглашениями.

Порядок использования  функциональных возможностей Единого  портала:

  1. С использованием функциональных возможностей Единого портала пользователю предоставляется доступ к информации о государственных и муниципальных услугах (функциях), о предоставляющих данные услуги (функции) федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, учреждениях и иных организациях (далее - органы и организации), а также обеспечивается возможность обращения пользователя в электронном виде за предоставлением ему государственной или муниципальной услуги (функции) при наличии технологической возможности принятия такого обращения уполномоченным органом или организацией.
  2. Предоставление государственных и муниципальных услуг (исполнение государственных или муниципальных функций) с использованием функциональных возможностей Единого портала осуществляется уполномоченными органами и организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  3. Доступ к Единому порталу предоставляется пользователю после прохождения процедуры регистрации на Портале и получения кода активации в почтовом отделении ФГУП «Почта России». Оператор Единого портала имеет право запросить дополнительную информацию о пользователе в целях пресечения (профилактики) противоправных действий. В случае обнаружения в рамках Единого портала противоправных действий со стороны третьих лиц оператор Единого портала действует в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
  4. Пользователь обеспечивает доступ к Единому порталу самостоятельно с помощью компьютера, подключенного к сети интернет.
  5. Предоставление государственных и муниципальных услуг (исполнение государственных или муниципальных функций) с использованием Единого портала осуществляется после прохождения аутентификации пользователя. Аутентификация пользователя при предоставлении государственной или муниципальной услуги (исполнении государственной или муниципальной функции) осуществляется по логину и паролю, если иное не установлено нормативными правовыми актами или соглашением сторон. Аутентификация пользователя осуществляются автоматически при каждом обращении пользователя за предоставлением ему государственной или муниципальной услуги (исполнении государственной или муниципальной функции) с использованием «личного кабинета» на Едином портале. При прекращении работы с «личным кабинетом» повторный доступ к «личному кабинету» пользователя предоставляется только при повторном введении логина и пароля.
  6. При предоставлении государственных и муниципальных услуг (исполнении государственных или муниципальных функций) с использованием Единого портала логин и пароль пользователя признаются аналогом его собственноручной подписи. Использование логина и пароля пользователя в электронных сообщениях, передаваемых пользователем в рамках использования Единого портала, порождает юридические последствия, аналогичные использованию собственноручных подписей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
  7. Все действия на Едином портале, совершенные под логином и паролем пользователя, при обращении за государственными и муниципальными услугами (функциями) признаются совершенными лично пользователем.
  8. Оператор Единого портала имеет право, заранее уведомив пользователя, временно приостановить доступ пользователя к сервису «личный кабинет» в случаях нарушения пользователем настоящих Условий, а также в случае выявления несанкционированного внесения (попыток внесения) изменений в любую из частей программного обеспечения Единого портала.

В рамках направления, касающегося оптимизации функций  органов исполнительной власти, проведена  инвентаризация состава государственных услуг федеральных органов исполнительной власти, которые имеют непосредственное отношение к гражданам и бизнесу. Существует более 800 таких услуг на федеральном уровне, получаемые по запросу (справка, лицензия, разрешение), и контрольно-надзорные функции. В федеральном законодательстве определено около 120 типовых региональных и 80 типовых муниципальных услуг. Данные о соответствующих государственных услугах, размещенные в федеральном реестре, позволяют оценить прогресс в разработке административных регламентов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Достигнуты  ощутимые результаты в части сокращения лицензируемых видов деятельности. В Федеральном законе от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрен порядок определения полномочий по лицензированию, осуществляемых как федеральными органами исполнительной власти, так и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В рамках направления, касающегося размещения государственного и муниципального заказа, принят Федеральный закон от 21.07.2005 N 94 (ред. от 11.07.2011) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В указанном Федеральном законе предусмотрены открытые и гласные процедуры размещения заказа и созданы некоторые механизмы для развития конкуренции в сфере государственного и муниципального заказов. С 1 января 2011 г. начал функционировать единый общероссийский сайт для размещения информации о заказе для государственных и муниципальных нужд. [6]


В рамках направления, касающегося противодействия коррупции, за последние годы на федеральном уровне сформирована нормативная правовая база, которая позволила продвинуться в создании нормативных предпосылок для пресечения и ограничения проявлений коррупции.

Результаты  реализации Концепции административной реформы определяют актуальность большинства определенных ею направлений совершенствования государственного управления:


  •  Для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, в среднем представители бизнеса вынуждены обращаться в орган государственной (муниципальной) власти РФ 8 раз. Целевым показателем реализации является снижение среднего числа таких обращений к 2014 году до 2.
  • Среднее время ожидания в очереди при обращении граждан РФ в государственный (муниципальный) орган РФ составляет 55 минут. Целевым показателем является ожидания в очереди при обращении заявителя в государственный (муниципальный) орган к 2014 году до 15 минут.
  • Установленные нормативные сроки предоставления государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, превышаются на 98 процентов. Целевой показатель к 2014 году - отсутствие превышения.
  • Планируемое повышение степени удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг к 2014 году по государственным и муниципальным услугам до 60 процентов.
  • Планируемое повышение степени удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг к 2014 году по государственным и муниципальным услугам, предоставляемым в международных центрах, - до 95 процентов.[6]

Исходя из этого, можно сделать вывод, что происходит повышения государственных и муниципальных услуг, только это является первоначальным этапом, необходимо привести предоставления услуг в стройную систему.

  1. Механизмы саморегулирования должны являться средством сокращения властных полномочий органов государственной власти и административных барьеров на пути развития предпринимательства.
  2. Предоставление государственных и муниципальных услуг непосредственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, в том числе в многофункциональных центрах по принципу "одного окна", и в электронной форме подлежит регламентации, включению в соответствующие реестры и оптимизации их предоставления. [2]
  3. Отдельным направлением оптимизации государственных и муниципальных услуг является совершенствование порядка предоставления наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг (пример: выдача документов, удостоверяющих личность;  регистрационный учет граждан по месту жительства и месту пребывания; воинский учет;  регистрация транспортных средств; назначение пенсий и социальных пособий и многое другое).
  4. Так же необходима существенная оптимизация государственных (муниципальных) услуг и обеспечение межведомственного взаимодействия. Должно быть обеспечено выполнение единых стандартов качества предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ на всей территории Российской Федерации. Перечни государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах, должны быть утверждены на федеральном, региональном и местном уровнях. Предоставление государственных услуг в электронной форме должно осуществляться с использованием единого портала.

Доступ к  информации, размещенной на едином портале, также возможность получать государственные услуги в электронном виде должны быть предоставлены через центры общественного доступа к информации о деятельности государственных органов и о предоставляемых ими государственных услугах. Центры доступа должны быть установлены в шаговой доступности для населения во всех городах, а в других населенных пунктах как минимум 1 центр доступа. Необходимо обеспечить возможность для заявителей совершать платежи в электронной форме в целях получения государственных услуг (налоговые платежи, государственная пошлина, погашение задолженностей и штрафов).

  1. Наличие механизмов досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти или органов местного самоуправления и их должностных лиц является необходимым для обеспечения качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Должен быть установлен специальный порядок рассмотрения административных жалоб и принятия по ним решений, отличный от порядка рассмотрения иных обращений граждан и организаций. В случае нарушения порядка и сроков предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных административными регламентами, заявитель должен иметь возможность обратиться с жалобой в письменной, электронной форме или по телефону. Жалоба должна рассматриваться в сокращенные сроки.
  2. Необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию численности государственных и муниципальных служащих с целью установления обоснованной штатной численности, объективно необходимой для реализации государственных полномочий.
  3. Требуется проведение оценки потребности в кадровых ресурсах для каждого вида властных полномочий органов власти (специфические, нормотворческие и типовые).
  4. Совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций по наиболее значимым и востребованным сферам общественных отношений должно существенно уменьшить временные, организационные и финансовые издержки организаций при взаимодействии с государством. [6]

Информация о работе Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг