Повышение доходности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является анализ методов и путей повышения доходности предприятия, а именно рассмотрение:
1. Абсолютного показателя доходности - прибыли, её состава и видов
2. Относительного показателя – рентабельности

Содержание

Введение 3
1.Понятие и сущность дохода предприятия 4
2.Показатели доходности
2.1.Прибыль 18
2.2.Рентабельность 22
2.3. Факторы 23
2.4. Источники формирования доходов предприятия 25
3.ОАО НПО «ИСКРА» 27
3.1. Правление НПО «Искра»: 27
3.2. Основные финансовые показатели за 2009 г. 29
3.3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОАО НПО «ИСКРА» 31
4.Пути повышения доходности предприятия 32
Заключение 37
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

повышение доходности предприятия.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

Наличие множества разнообразных факторов делает необходимой их группировку. В основу классификации факторов могут быть положены различные признаки:

 

1.      по месту возникновения различают внешние и внутренние факторы;

2.      по важности результата – основные и второстепенные;

3.      по времени действия – постоянные и временные.

Любая классификация факторов служит определенным целям. Учитывая, что производство является одновременно и субъектом и объектом отношений в рыночной экономике, а также то, что оно обладает разными возможностями влиять на динамику разных факторов, наиболее важным представляется деление их на внутренние и внешние.

Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие их порождает. Внешние же почти или совсем не подвластны воле предприятия. Причем для предприятия особое значение имеют прежде всего внешние обстоятельства, которые он изменить не может и вынужден к ним приспосабливаться.  Внутренние возможности фирмы используются таким образом, чтобы эффективно задействовать внешние факторы.

В первую очередь рассмотрим внутренние факторы. Они действуют на доходность предприятия через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции К ним относятся:

1.      ускорение НТП

2.      уровень хозяйствования

3.      компетентность руководства и менеджеров

4.      конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда и  т.д.

В значительной степени на деятельность предприятия оказывают влияние внешние факторы:

      коньюктура рынка

      уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы

      влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции

      нормы амортизации

      система налогообложения и др.

Доходность предприятия в немалой степени зависит от влияния государства, прежде всего необходимо создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке. Действие государства проявляется главным образом через налоги. Налоговая система, действующая в настоящее время в России, достаточно громоздкая и дифференцирована на федеральный, республиканский и местный уровни. Предприятие должно уплачивать:

1.   На первом уровне: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды и группы товаров, отчисления на покрытие затрат по геологоразведочным и геологопоисковым работам по полезным ископаемым; подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на транспортные средства, гербовый налог, государственную пошлину;

2.   На втором – налог на добычу природных ресурсов в виде акцизов, акцизы на бензин, моторное топливо, газ, налог на имущество предприятия, плату за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

3.   На третьем – местные налоги: налог на строение, помещения и сооружения, земельный налог, промысловый налог, сбор за регистрацию предпринимательской деятельности физических лиц, налог на рекламу, лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей, сбор с аукционных продаж и др.

В настоящее время в России действует очень жесткая система налогообложения. Предприниматель обязан отдавать государству 30-60% продажной цены производимой продукции, товаров, услуг в виде разнообразных налогов.[13] В этой ситуации становится просто необходимым создание современной и стабильной налоговой системы. До тех пор, пока предприятие не будет иметь твердых законодательных гарантий непоявления завтра новых налогов, оно будет прятать доходы.

 

 

 

 

 

 

2.4.Источники формирования доходов предприятия

Особая значимость прибыли в развитии предприятий предопредели и необходимость создания действенного механизма управления ей.

Под управлением прибылью понимается процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам их формирования, распределения и использования.

Основным источником формирования прибыли предприятия является выручки от реализации продукции.

Выручка от реализации продукции означает завершение производственного цикла предприятий, определенную стадию кругооборота денежных средств, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка оборотных средств. Она характеризует воспроизводственный процесс предприятия в количественном и качественном отношении. С количественной стороны дается представление об объемах производства в натуральном и денежном выражении. Качественная сторона проявляется в потребительских свойствах продукции и услуг, так как они находят своих потребителей.

Выручка от реализации — важнейшая экономическая категория, выражающая денежные отношения между поставщиками и потребителями продукции, работ и услуг. В результате реализации происходит смена форм стоимости с товарной на денежную и смена собственников.

Полученная в результате реализации выручка позволяет предприятию обеспечивать оборотными средствами процесс воспроизводства, выполнять обязательства перед государственным бюджетом, внебюджетными фондами, перед другими предприятиями, а также работающими на предприятии.

На размер выручки от реализации продукции оказывают влияние следующие факторы:

в сфере производства — объем производства, ассортимент продукции и услуг, ритмичность выпуска и др.;

в сфере обращения — переходящие остатки готовой продукции, ритмичность отгрузки, порядок оформления документов, соблюдение договорных условий, уровень цен и др.;

не зависящие от деятельности предприятия — своевременность оплаты за отгруженную продукцию, работа транспорта по перевозке готовой продукции и др.

Источниками информации для определения фактического объема и выручки от реализации продукции являются:

      план-график выпуска готовой продукции и оказания услуг;

      данные о поступлении готовой продукции на склад предприятия нарастающим итогом;

      данные по отгрузке продукции нарастающим итогом;

      отказы в отгрузке продукции;

      остатки готовой продукции, не имеющей сбыта;

      данные о поступлении денежных средств на расчетный счет и в кассу за отгруженную или выданную со склада готовую продукцию предприятия нарастающим итогом;

      данные по отгруженной продукции, но не оплаченной в срок;

      данные об увеличении дебиторской задолженности;

      сумма дебиторской задолженности к взысканию.

Источником формирования прибыли может служить и внереализационная деятельность предприятия:

      прибыль от безвозмездной передачи либо получения активов;

      поступления и перечисления в возмещение причиненных организации убытков;

      доход прошлых лет, выявленный в отчетном году;

      суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

      сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);

      иные доходы, непосредственно не связанные с реализацией продукции, работ, услуг.

Вся приведенная выше прибыль должны признаваться лишь в том случае, если удовлетворяются следующие условия:

1.      организация имеет право на получение выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

2.      сумма выручки может быть определена;

3.      имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации; подобное имеет место лишь в том в случае, если организация либо получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

4.      право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

5.      расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Безусловно, доминирующими но значимости являются прибыль от обычных видов деятельности — именно они дают основной вклад в формирование конечного финансового результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ОАО НПО «ИСКРА»

Предприятие было основано в декабре 1955 года для разработки и создания образцов ракетной техники, как СКБ-172. 
В настоящее время это - открытое акционерное общество «Научно-производственное объединение «Искра». Распоряжением Правительства РФ с июля 1998 года предприятие имеет статус Федерального Научно-производственного центра. 

              НПО «Искра» располагает высокоинтеллектуальным и высококвалифицированным кадровым потенциалом, имеет в своем составе конструкторское бюро, опытный завод, экспериментальную базу для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления новых видов продукции на основе передовых технологий с использованием современного промышленного оборудования, средств испытаний и измерений, вычислительного центра. 
              Организационно-правовая форма
Открытое акционерное общество (постановление администрации Орджоникидзевского района г.Перми №667 от 26.07.1996) с уставным капиталом 1257413 рублей. 
              Владельцы акций:

Российская Федерация - обыкновенные акции (55% от общего количества акций)

              ООО «Искра-Турбогаз» - обыкновенные акции (20% от общего количества акций)

Физические лица - привилегированные акции типа А (25% от общего количества акций) 
              Основные виды деятельности НПО «Искра»: 
              Разработка, производство и реализация двигателей и энергетических установок на твердом топливе для ракетных и ракетно-космических комплексов и систем
              Разработка, производство и реализация продукции производственно-технического и научно-технического назначения.

 

3.1. Правление  НПО «Искра»:
 

              Соколовский Михаил Иванович - председатель правления, генеральный конструктор и генеральный директор

              Саков Юрий Львович - член правления, первый заместитель генерального конструктора и генерального директора - директор КБМ

                Чепкасов Виктор Федорович - член правления, заместитель генерального директора по экономике

              Верещагина Елена Владимировна - член правления, главный бухгалтер

              Корнилов Андрей Венедиктович – член правления, главный инженер

              Бурдюгов Сергей Иванович - член правления, заместитель генерального конструктора - главный конструктор по топливно-энергетическому комплексу

                  Круглов Николай Иванович - член правления, заместитель генерального директора по кадрам и безопасности.



Руководитель

Соколовский Михаил Иванович - Генеральный конструктор и генеральный директор, член-корреспондент Российской Академии наук, доктор технических наук, профессор.

  Действительный член Российской академии ракетно-артиллерийских наук, руководитель Уральского регионального центра Российской академии ракетно-артиллерийских наук, академик Российской академии космонавтки, лауреат Ленинской премии, премии Госкомоборонпрома, премии правительства РФ, премии «Газпрома», лауреат Строгановской премии. Ему присвоены звания «Заслуженный деятель науки и техники РФ», «Заслуженный создатель космической техники», «Ветеран космонавтики России», «Почетный работник газовой промышленности».

Работает на предприятии с 1958г. после окончания Ленинградского военно-механического института. С 1994 года генеральный конструктор и генеральный директор ОАО НПО «Искра».

Ученый и конструктор в области создания высокоимпульсных твердотопливных установок для ракетных комплексов различного назначения для ВМФ, РВСН и космических систем.

  Является автором 9 монографий, более 300 научно-технических публикаций и более 160 изобретений.

Активно передает свой опыт и знания молодым специалистам, студентам и преподавателям Пермского государственного технического университета, возглавляя кафедру «Ракетно-космическая техника и энергетические установки».

М.И.Соколовский удостоен двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, ордена Почета, государственных, отраслевых, общественных медалей и других наград. В рамках международных программ он награжден золотыми нагрудными знаками, орденами и медалями ряда зарубежных стран.

  М.И.Соколовский – Почетный Гражданин Перми и Пермской области.

НПО «Искра» располагает высокоинтеллектуальным и высококвалифицированным кадровым потенциалом, имеет в своем составе конструкторское бюро, опытный завод, вычислительный центр, экспериментальную базу для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления новых видов продукции на основе передовых технологий с использованием современного промышленного оборудования, средств испытаний и измерений, вычислительного центра. 

Основные виды продукции:

                    Ракетные двигатели на твердом топливе, сопловые блоки, ракетные системы

                    Газоперекачивающие агрегаты, газотурбинные электростанции и центробежные компрессоры

                    Оборудование для нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей

                    Продукция общетехнического назначения

              На предприятии создана, внедрена и стабильно функционирует система управления качеством, сертифицированная на соответствия требованиям международного стандарта ИСО 9001 и ГОСТ Р 9001. 
              Разработки и продукция предприятия выполняются на уровне лучших мировых образцов, защищены более чем 1800 патентами и авторскими свидетельствами на изобретения. 
              Важным элементом стратегии развития предприятия является программа внедрения информационных технологий на всех этапах разработки и производства продукции, реализуемая через обновляемый ежегодно план технического перевооружения. 
              ОАО «Искра» - предприятие, которое может удовлетворить потребность оборонной, нефтегазовой, машиностроительной, сельскохозяйственной и других отраслей промышленности в разработке и организации серийного производства нового и импортозамещающего оборудования.

 

3.2. Основные финансовые показатели за 2009 г.

 

 

Н а и м е н о в а н и е

п о к а з а т е л

 

2009 г.,

тыс. руб.

 

2008 г.,

тыс. руб.

 

Изменения

2009 г. к

2008 г.

 

Примечание на 2009 г

 

Выручка, всего

3 348 344

2 823 257

118,6%

 

 

Прибыль от продаж

106 972

241 756

44,2 %

 

Прибыль до налогообложения

23 972

126 539

18,9 %

 

в т.ч. прочие доходы и расходы

(убыток):

– 82 996

– 115 217

– 32 221

 

– расходы на проценты за

кредиты и займы

– 207 481

– 143 76

+ 63 720

Покрытие субсидиями

из бюджета 62 320

тыс. руб.

– доходы от участия в других

предприятиях

62 750

56 938

+ 5 812

 

– сальдо прочих доходов и

расходов

61 735

– 28 394

+ 90 129

 

Чистая прибыль

18 308

90 161

20,3 %

 

Стоимость чистых активов

739 034

767 205

– 28 171

Уменьшение

нераспределённой

(чистой) прибыли

 

Кредиторская задолженность,

всего

3 851 677

3 469 846

+ 381 831

Просроченная

задолженность

отсутствует

в т.ч.

 

 

 

 

– по налогам и сборам в

бюджет и внебюджетные

фонды, всего

61 652

85 643

– 23 991

Текущая за декабрь

– из них перед федеральным

бюджетом

45 607

68 376

– 22 769

 

– перед поставщиками и

подрядчиками

795 596

793 997

+ 1 599

 

– авансы полученные

1 535 787

1 321 076

+ 214 711

 

– займы и кредиты

1 363 121

1 192 177

+ 170 944

В т.ч. 393 млн. руб. по

кредиту для платежей

по контрактам с

Соджиц Корпорейшен

по ставке 5,5 %

Дебиторская задолженность,

всего

1 455 686

1 651 794

– 196 108

 

в т.ч.

 

 

 

 

– расчёты с покупателями и

заказчиками

996 393

911 729

+ 84 664

 

Начислено налогов, всего:

366 492

386 017

– 19 525

Изменение

законодательства

– НДС

75 109

83 356

– 8 247

Принятие к вычету

НДС с выплаченных

поставщикам авансов

– налог на землю

8 694

11 244

– 2 550

Передача объектов

соц. сферы (Дворец и

общежития)

– ЕСН

177 208

176 562

+ 646

 

– налог на прибыль

0

7091

- 7091

 

– НДФЛ

94 103

98 528

– 4 425

Применение в

большом размере

стандартных и

имущественных

вычетов


 

 

3.3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОАО НПО «ИСКРА»

Перспективы развития общества определяются объёмами работ по приоритетным направлениям

деятельности, которые ежегодно рассматриваются Советом директоров.

1 Газоперекачивающее оборудование

Одной из основных задач деятельности ОАО НПО «Искра» по данному направлению является

разработка и сопровождение конструкторской документации на ГПА, изготовление КМЧ серийных

агрегатов и создание (разработка, изготовление, поставка, проведение приемочных испытаний и

сопровождение) лидерных агрегатов.

Стратегической задачей ОАО НПО «Искра» является сохранение и расширение существующих

позиций на рынке оборудования для топливно–энергетического комплекса:

Важным фактором является проведение работ по оптимизации стоимостных показателей

разрабатываемого оборудования.47

2 Компрессорное оборудование

Стратегической задачей компрессорного направления ОАО НПО «Искра» является доведение

ежегодного выпуска компрессорного оборудования до уровня не менее 50 единиц, в т.ч., полное

обеспечение собственными компрессорами ГПА серии «Урал».

3 Энергетическое оборудование

Конструкторская документация на энергоблок ЭГЭС–12С имеет четкую тенденцию

востребованности. К 2010 году уже изготовлено и поставлено 31 энергоблок, успешно эксплуатируемых

в составе электростанций; 4 энергоблока будут отгружены в I кв. 2010 г.

Перспективой ОАО НПО «Искра» по энергетическому оборудованию будет являться разработка и

изготовление ГТЭС малой мощности для собственных нужд нефтегазовых компаний.

4 Развитие работ по оборудованию для добычи, сбора, переработки и

транспортировки нефти и попутного газа планируется по следующим направлениям:

 увеличение объемов работ за счет расширения рынка разработанного оборудования (УУЛФ

и УГС);

 увеличение объемов работ за счет выполнения работ в формате «объект под ключ»;

 увеличение объемов работ за счет предложения заказчику оборудования с улучшенными

техническими характеристиками: по УУЛФ – установки с двухступенчатым сжатием, по УГС –

установки УГС–А как менее энергозатратные;

 увеличение объемов работ за счет расширения номенклатуры нефтепромыслового

оборудования: предложение и разработка установок водогазового воздействия на нефтяной

пласт, установок эжекторно–компрессорных для сбора газа, двухступенчатых компрессорных

установок, установок отделения пластовой воды из труб (ПРФ), установок сбора и

утилизации паров бензина из резервуаров.

 

4.Пути повышения доходности предприятия.

В сложившейся сложной ситуации одной из самых первостепенных задач предприятия становится отыскание возможных путей избежания банкротства и повышения доходности. В экономической литературе различные авторы предлагают разнообразные способы улучшения финансового состояния предприятий. Основные и самые распространенные мероприятия, способствующие повышения доходности предприятия, приведены в данной курсовой работе.

Основной источник денежных накоплений предприятий – выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача хозяйственного субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.[14]

Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру ее себестоимости. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. Отсюда рост прибыли, который является основным показателем безубыточной работы предприятия, зависит прежде всего от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции, при этом должны производиться такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом.

На многих предприятиях существуют подразделения экономических служб, которые занимаются постатейным анализом себестоимости и разработкой программы ее снижения. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализации продукции. Содержание и сущность программы зависит от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы его развития.

      Существенное влияние на снижение себестоимости оказывают мероприятия, связанные с улучшением использования рабочего времени:

      пределение и поддержание оптимальной численности персонала

      повышение уровня квалификации, обеспечения опережающего роста производительности труда по сравнению со средней зарплатой

      применение прогрессивных систем и форм оплаты труда

      улучшение условий труда

      механизация и автоматизация всех производственных процессов

      обеспечение мотивации высокопроизводительного труда и др.

Для многих производств, являющихся материалоемкими или энергоемкими, важнейшим направлением снижения себестоимости является экономия материалов и энергетических средств.

Возможны следующие пути улучшения использование материальных ресурсов на предприятии:

Ø внедрение новой техники и безотходной технологии

Ø совершенствование нормативной базы предприятия

Ø внедрение и использование более прогрессивных материалов

Ø комплексное использование сырья и материалов

Ø использование отходов производства

Ø улучшение качества продукции и снижение процента брака и др.

Имеет значение также и сокращение накладных расходов по обслуживанию и управлению производством, которому способствует рост объемов производства за счет реконструкции и технического перевооружения предприятий, улучшение, использование основных фондов, а также уменьшение численности административно-управленческого персонала и вспомогательных рабочих за счет совершенствования управления и обслуживания производства.

Наряду с перечисленными внутренними факторами на изменение себестоимости могут оказывать влияние и внешние факторы (централизованное изменение цен и тарифов на топливо и энергию; норм амортизации, ставок зарплаты и т.п.). Все перечисленные технико-экономические факторы используют при планирование снижение себестоимости. В настоящее время снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

Не менее важными факторами, влияющие на величину доходности предприятия, является изменение объема производства и РП. Чем больше объем реализации, в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.

Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства. В свою очередь, совершенствование расчетно-платежных отношений между предприятиями будет способствовать улучшению условий реализации продукции, а следовательно, росту прибыли.

Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. Улучшение качества производимой продукции можно добиться за счет многих факторов, таких как техническое совершенствование производства, проведение работ по модернизации и т.д.

Очевидно, что качество продукции определяет уровень цен на предприятии, что в значительной степени влияет на величину прибыли. При росте затрат на производство продукции и снижении объемов ее выпуска прибыль может расти вследствие постоянно повышающихся цен.

Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Поэтому, уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.

Не зависящим от предприятия фактором выступают государственные регулирующие цены, устанавливаемые на продукцию предприятий-монополистов.[15]

Следует также учесть, что на величину прибыли, а значит и доходность предприятия влияет изменение остатков нереализованной продукции. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли. Величина нереализованной продукции.(зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции. Предприятие может произвести продукции больше, чем ее реализовать. Кроме того, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в количественном, так и суммарном выражении.

Повышение эффективности производства возможно за счет рационального использования на предприятии основных средств. Улучшение использования основных средств отражается на финансовых результатах работы предприятия за счет:

 

Ø увеличения выпуска продукции

Ø снижения себестоимости

Ø улучшения качества продукции

Ø снижения налога на имущество

Ø увеличение балансовой стоимости.

Пути улучшения использования  основных средств зависят от конкретных условий, сложившихся на предприятии. В общем плане эта цель может быть достигнута за счет внедрения новой техники и технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, проведение грамотной воспроизводственной политики, своевременного и качественного ремонта, ликвидации излишнего оборудования и др.

В последнее время в условиях развития предпринимательства появилось больше возможностей увеличить объем прибыли за счет внереализационных операций. В этой области наиболее доходными могут быть финансовые вложения. Конкретные направления и структура финансовых вложений должны быть результатом продуманной политики предприятия на основе достоверной оценки их эффективности. Непрофессиональный подход к этому вопросу может привести к потере средств, вложенных в уставной капитал др. предприятий или совместную деятельность, в неликвидные ценные бумаги.

Предприятие также может сдать часть своего имущества, включая помещения, сооружения, оборудование и т.д., на  аренду  на более или менее длительный срок. Сдача имущества в аренду может принимать в результате форму аренды с выкупом. В итоге предприятие получает доход, увеличивающий внереализационные доходы и валовую прибыль.

Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, на улучшение качества продукции, на более эффективное использование всех факторов производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Доходность хозяйственного субъекта характеризуются абсолютными и относительными показателями.

Абсолютными показателями доходности – это сума прибыли, или доходов. В условиях рыночной экономике значение прибыли огромно. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и отрицательная прибыль (убытки). Она высвечивает ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции. Различают: полную (балансовую); чистую; бухгалтерскую и экономическую прибыли. Наибольший интерес представляет балансовая прибыль. Она включает в себя доходы от всех видов деятельности предприятия.

Относительным показателем доходности предприятия является рентабельность. Предприятие рентабельно, если сумма выручки от реализации продукции достаточна не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Существует несколько десятков способов расчета рентабельности, весьма различных по своим задачам и по качеству. Для обобщенной оценки доходности предприятия используется показатель рентабельности, рассчитываемый как отношение чистой прибыли к сумме активов, и рентабельность продукции, характеризующая уровень продаж на 1 рубль вложений имущества предприятия.

На доходность предприятия влияют разные факторы. В зависимости от направленности деятельность их можно поделить на позитивные (благотворно влияющие на деятельность предприятия) и негативные (отрицательно). Наиболее важным представляется деление на внутренние (зависят от деятельности самого предприятия) и внешние (не подвластны воле предприятия).

В экономической литературе различные авторы предлагают разнообразные способы улучшения финансового состояния предприятий. Среди них можно выделить:

1.      снижение себестоимости (главное условие роста прибыли и рентабельности. Можно рассматривать как следствие всех остальных.).

2.      улучшение использования рабочего времени

3.      внедрение новой техники и технологий

4.      экономия энергетических ресурсов

5.      улучшение использования всех материальных ресурсов

6.      увеличение объемов реализации

7.      уменьшение остатков нереализованной продукции

8.      успешное проведение внереализационных операций

Умелое применение и комбинирование этих мероприятий способствует улучшению финансового состояния предприятия.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.                  Бабо А. Прибыль. Пер. с фр./ Общ. ред. и коммент. В.И. Кузнецова. - М.:А/О издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993.

2.                                           Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1994.

3.                                           Ворсш Й, Ревентпоу П. Экономика фирмы: Учеб / Пер. с датского А.Н.Чеканского, О.В.Рождественского. – М.: Высшая школа, 1994.

4.                                           Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. /Пер. с англ. С.В.Чепраков. – Баку: Изд-во «Азербайджан», 1992.

5.                                           Родионова В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. – М.: Изд-во «Перспектива», 1994.

6.                                           Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебн. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997.

7.                                           Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: российская практика. – М.: Изд-во «Перпектмва»,1994.

8.                                           Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.: Изд-во «Акалис», 1996.

9.                                           Уткин Э.А. Финансовое управление. – М.: Ассоциация авторов и изданий «Гандеш». Изд-во ЭКМОС, 1997.

10.                                      Финансы предприятий. Учебн. пособие / Под. ред. проф. А.М. Ковалёвой. – 3-е издание перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998.

11.                                      Финансы предприятий. Учебн. пособие / Под. ред. проф. Е.И. Бородиной. – М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1995.

12.                                      Харченко Е.В. Основы экономической теории. Учебн. пособие. – Белгород: Изд-во БелГТСМ, 1999.

 

 

 

 

              - 5 -



[1] Уткин Э.А. Финансовое управление. – М.: Ассоциация авторов и изданий «Гандеш». Изд-во ЭКМОС, 1997.

[2] Бабо А. Прибыль. Пер. с фр./ Общ. ред. и коммент. В.И. Кузнецова. - М.:А/О издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993.

[3] Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.: Изд-во «Акалис», 1996.;

Уткин Э.А. Финансовое управление. – М.: Ассоциация авторов и изданий «Гандеш». Изд-во ЭКМОС, 1997.;

Финансы предприятий. Учебн. пособие / Под. ред. проф. А.М. Ковалёвой. – 3-е издание перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998.

[4] Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.: Изд-во «Акалис», 1996.;

Уткин Э.А. Финансовое управление. – М.: Ассоциация авторов и изданий «Гандеш». Изд-во ЭКМОС, 1997.

[5] Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебн. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997.

[6] Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1994.

[7] Финансы предприятий. Учебн. пособие / Под. ред. проф. Е.И. Бородиной. – М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1995.

[8] Финансы предприятий. Учебн. пособие / Под. ред. проф. Е.И. Бородиной. – М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1995.

[9] Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1994.

[10] Ворсш Й, Ревентпоу П. Экономика фирмы: Учеб / Пер. с датского А.Н.Чеканского, О.В.Рождественского. – М.: Высшая школа, 1994.

[11] Родионова В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. – М.: Изд-во «Перспектива», 1994.;

Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: российская практика. – М.: Изд-во «Перпектмва»,1994.

[12] Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебн. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997.

[13] Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.: Изд-во «Акалис», 1996.

[14] Финансы предприятий. Учебн. пособие / Под. ред. проф. А.М. Ковалёвой. – 3-е издание перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998.

[15] Финансы предприятий. Учебн. пособие / Под. ред. проф. А.М. Ковалёвой. – 3-е издание перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998.


Информация о работе Повышение доходности предприятия