Повышение доходности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является анализ методов и путей повышения доходности предприятия, а именно рассмотрение:
1. Абсолютного показателя доходности - прибыли, её состава и видов
2. Относительного показателя – рентабельности

Содержание

Введение 3
1.Понятие и сущность дохода предприятия 4
2.Показатели доходности
2.1.Прибыль 18
2.2.Рентабельность 22
2.3. Факторы 23
2.4. Источники формирования доходов предприятия 25
3.ОАО НПО «ИСКРА» 27
3.1. Правление НПО «Искра»: 27
3.2. Основные финансовые показатели за 2009 г. 29
3.3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОАО НПО «ИСКРА» 31
4.Пути повышения доходности предприятия 32
Заключение 37
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

повышение доходности предприятия.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

Характер долгосрочной кривой предложения зависит от того, как влияет изменение числа фирм в отрасли на величину издержек. Если отраслевой вопрос на ресурсу невелик по сравнению с общим спросом на данный ресурс, расширение отрасли не оказывает влияния на издержки производства. Такое положение характерно для производств, требующих неспециализированных ресурсов. В этом случае отраслевая кривая долговременного предложения будет абсолютно эластична. Но такой случай не типичен. В большинстве отраслей вступление на рынок новых фирм, увеличивая спрос на ресурсы по сравнению с их предложением, повышает их цены и, следовательно, издержки. Чем выше издержки, тем выше и кривая предложения, тем круче ее наклон. Поскольку рост спроса на ресурсы вызывает увеличение издержек, - как общих, так и нам единицу продукции, - увеличение отраслевого производства произойдет только при более высоких ценах на товар. Таким образом, долгосрочная линия предложения в большинстве случаев имеет восходящую форму.

Доход предприятия, как это принято в странах с рыночной системой хозяйствования, складывается из выручки от реализации продукции (работ. услуг), основных фондов (излишних) и иного имущества предприятия, а также из доходов от внереализационных операций. На практике и в теории этот доход называют совокупным (валовым). Выручку от реализации продукции и оказания услуг называют доходом от реализации. Кроме того, имеются еще такие, как средний и предельный доходы. Каждый из них играет свою роль в управлении финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

Валовой доход (выручка), получаемый предприятием от реализации товара, определяется как произведение рыночной цены на количество проданных единиц:

Вр=Рq

где Вр - выручка от реализации;

Р - цена единицы продукции;

q - количество проданной продукции.

Из формулы следует, что величина валового дохода зависит от уровня продажной цены (Р) и количества проданных товаров (q). В свою очередь, количество проданных товаров (величина спроса) будет завесить от уровня цены. На практике эта зависимость может быть эластичной, неэластичной и единичной, причем каждой из зависимости соответствует определенный коэффициент эластичности: в первом случае он больше единицы, во втором - меньше, в третьем - равен единице.

Физический смысл этих коэффициентов состоит в том, что при коэффициенте эластичности Кэ>1 изменение цены на один процент приводит к изменению спроса более чем на один процент: при Кэ=1 изменение цены на один процент приносит один процент изменения величины спроса; при Кэ<1 изменение цены на один процент вызывает изменение продаж менее чем на один процент.

Ориентиром, указывающем на то, когда выручка начнет уменьшаться при снижении цены, является изменение среднего и предельного доходов.

Средний доход представляет собой величину, получаемую от продаж одной единицы товара в среднем за рассматриваемый период.

Он по существу, показывает эффект от увеличения или уменьшения объема реализации товара, т.е. направление изменений в доходе предприятия в результате принимаемых решений по изменению динамики продаж. Предельный доход является фундаментальным понятием рыночной экономики, поскольку он характеризует приращение дохода в результате увеличения или уменьшения реализации на одну единиц и позволяет предприятию ориентироваться на рынке.

Все расходы на производство несут собственники факторов производства. Поэтому доходы первоначально сосредотачиваются в их руках. А поскольку собственник каждого фактора производства выполняет определенную функцию в рыночном производстве, то первичное формирование доходов получила название «функциональное распределение доходов».

«Функциональные» доходы, зависящие от соотношения спроса и предложения на данный фактор производства, представлены следующими видами:

– зарплата наемных работников в рыночном секторе;

– жалование служащих в государственном секторе;

– прибыль крупных предпринимателей и компаний;

– рента земельных собственников и домовладельцев;

– доходы мелких собственников (комбинация зарплаты, прибыль, ренты, процента, дивидендов).

В современной рыночной экономике основная часть совокупного дохода общества выражена в «зарплате» и «жаловании».

Иной выглядит характеристика совокупного дохода, когда речь идет о фактическом распределении доходов по отдельным группам населения.

Оно уже зависит от источников поступления доходов, объединения, например прибыль предпринимателя и пособие по безработице. Поскольку фактический размер дохода устанавливает объективную имущественную иерархию социальных групп, то в этом случае принято говорить «вертикальном» распределении доходов.

Между «функциональной» и «вертикальной» характеристиками совокупного дохода имеется существенное отличие. Функциональное распределение сводит совокупный доход к доходам только собственников факторов производства. Вертикальное же распределение есть результат перераспределенного вмешательства в сферу доходов, благодаря чему доходами располагают даже такие группы (например, на трудоспособные или безработные), которые не могли бы их иметь, если бы общество удовлетворялось только функциональным распределением.

Чтобы судить о величине дохода, следует различать его «номинальное» и «реальное» выражение.

Номинальный доход - это сумма денег, поступающая в личное распоряжение получателя.

Реальный доход - это то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на данный номинальный доход. Номинальный доход может быть фиксированным (неизменным), а может уменьшаться и расти.

Фиксированный доход. Хотя получатель дохода обладает множеством потребностей, превращение их в реальный платежеспособный спрос на соответствующие товары зависит от ряда факторов, прежде всего - от цен на товары, входящие в индивидуальный потребительский набор, и от величины номинального дохода. Понятно, что изменение соотношения цен в наборе избираемых товаров вызывает изменение платежеспособного спроса (статей расходов) даже при фиксированной величине номинального дохода.

В индивидуальном потребительском наборе всегда представлены три группы товаров: незаменяемые («неэластичные»), взаимозаменяемые («эластичные») и взаимодополняющие. Возможность маневрирования статьями расходов (а, следовательно, и мера эффективности использования фиксированного дохода) определяется удельным весом эластичных товаров в потребительском наборе. Прогрессивные тенденции динамики товарооборота состоят в том, что в его структуре постоянно возрастает доля эластичных товаров («субститутов»). При таком условии один и тот же номинальный доход может иметь различную рыночную эффективность (наполняемость).

Сначала прирост дохода направляется преимущественно на приобретение продтоваров. Однако, такой спрос растет только до «точки насыщения», после которой дополнительные доходы переключаются в основном на не продовольственные товары. Вот почему в экономической теории качество жизни населения принято оценивать по удельному весу расходов потребителей на приобретение продовольственных и промышленных товаров: чем ниже удельный вес этих расходов, тем выше качество жизни.

Использование прироста доходов на долгосрочные товары и услуги - в силу их особой дороговизны - проходит как бы «третьей волной» (после насыщения потребителей продовольственными и промышленными товарами).

Наконец, по мере насыщения продовольственными и промышленными товарами и относительного насыщения товарами длительного пользования начинает увеличиваться процентная доля сбережений в общей структуре личного дохода («норма сбережений»). Уровень нормы сбережений характеризует уровень экономического развития страны: им большая доля дохода направляется на сбережения, тем выше этот уровень.

Иногда практика показывает парадоксы: потребительские расходы отдельных групп превосходят размеры их номинального дохода. Такое возможно при условии, что потребители стали тратить ранее сделанные сбережения и покупать товары в кредит. Сбережения и особенно кредит стали в современной экономике мощным фактором расширения спроса на товары длительного пользования и дорогостоящие услуги. Но этот фактор способен обернуться невозвратностью кредита со всеми вытекающими отсюда негативными макроэкономическими последствиями.

Уменьшение дохода. Это может быть результатом как чрезмерного вмешательства государства в перераспределительные процессы, так и «роковых» рыночных обстоятельств.

Главным следствием уменьшения номинального дохода является переключение его на цели текущего потребителя. В результате возникает парадоксальная ситуация: при уменьшении абсолютных размеров доходов относительно возрастает величина платежеспособного спроса на потребительские товары. Это вызывает нарушение рыночного равновесия, ибо под давлением спроса начинается рост цен.

Второе следствие состоит в том, что сам спрос становится односторонним, он все более ограничивается «незаменяемыми» товарами, входящими в минимальный набор потребительского стандарта. На рынке возникает «перекос»: в то время как отрасли производящие предметы ширпотреба, задыхаются под натиском ажиотажного спроса, другие отрасли задыхаются как раз от отсутствия всякого спроса.

Третьим следствием уменьшения номинального дохода является резкое падение нормы сбережений. Это создаст трудности для всей экономики, так как инвестируемая часть личных сбережений населения образует один из главных источников экологического роста страны.

Таким образом, уменьшение дохода может являться исходным пунктом кризиса, возникающего сначала в виде деформации структуры спроса, но затем охватывающего все отрасли экономики. Поэтому поддержание рыночно-эффективного уровня доходов - одна из главных задач регулирования рыночной экономики.

Возрастание доходов. Это вызывает последовательно расширяющийся спрос на продовольственные товары, затем - на промышленные товары и, наконец, - на товары длительного пользования и услуг.

Сначала прирост дохода направляется преимущественно на приобретение продтоваров.

Однако, такой спрос растет только до «точки насыщения», после которой дополнительные доходы переключаются в основном на непродовольственные товары. Вот почему в экономической качество жизни населения принято оценивать по удельному весу расходов потребителей на приобретение продовольственных и промышленных товаров: чем ниже удельный вес этих расходов, тем выше качество жизни использование прироста доходов на долгосрочные товары и услуги - в силу их особой дороговизны - проходит как бы «третьей волной» (после насыщения потребителей продовольственными и промышленными товарами).

Наконец, по мере насыщения продовольственными товарами и относительного насыщения товарами длительного пользования начинает увеличиваться процентная доля сбережений в общей структуре личного дохода («норма сбережений»). Уровень нормы сбережений характеризует уровень экономического развития страны: чем большая доля дохода направляется на сбережения, тем выше этот уровень.

Иногда практика показывает парадоксы: потребительские расходы отдельных групп превосходят размеры их номинального дохода. Такое возможно при условии, что потребители стали тратить ранее сделанные сбережения и покупать товары в кредит. Сбережения и особенно кредит стали в современной экономике мощным фактором расширения спроса на товары длительного пользования и дорогостоящие услуги, но этот фактор способен обернутся невозвратностью кредита со всеми вытекающими отсюда негативными макроэкономическими последствиями.

И в заключение вопроса дадим определения основным видам доходов предприятия.

Доход от основной деятельности - валовой доход от реализации товаров или от оказания услуг. Реализацию можно учитывать различными способами - по методу накопления, по мере оплаты, предъявления расчетных документов, по мере выполнения заказа или на момент реализации.

При использовании в учете метода накопления операций признаются в момент их совершения, а не момент их возникновения, и расходы сопоставляются с соответствующими доходами (принцип сопоставления).

Доход, валовой - исчисленный в денежном выражении суммарный годовой доход предприятия (фирмы), полученный в результате производства и продажи продукции, товаров, услуг. Валовой доход определяется как разность между денежной выручкой от продажи товаров и материальными затратами на их производство.

Доход, маржинальный - превышение выручки с продаж над совокупными переменными затратами (издержками) относящиеся к определенному уровню продаж (объему производства); может рассчитываться и как удельная величина в расчете на цену единицы продукции: этот показатель широко используется в анализе поведения себестоимости и расчет цен.

Доход, облагаемый - часть валового дохода юридических и физических лиц, подлежащих обложению налогом. Облагаемый доход определяется путем вычета из валового дохода налогоплательщика установленных законов скидок и льгот.

Доход, предпринимательский - часть прибыли, остающаяся у функционирующего предпринимателя после уплаты налогов.

Доход, совокупный - разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлив, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, и другие затраты.

Доходы организации, операционные - операционными доходами являются: поступления, связанные предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности: поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользовании денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Информация о работе Повышение доходности предприятия