Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Термины «совершенная конкуренция», «совершенный рынок» введены в научный оборот во второй половине XIX века. Представители классической политэкономии при характеристике рыночного регулирования опирались на понятие свободной (неограниченной) конкуренции, акцентируя внимание на том, что действие конкуренции не подвергается ограничениям со стороны докапиталистических регламентаций, препятствовавших миграции капиталов из одних отраслей в другие.

Работа содержит 1 файл

курсовая анализ.docx

— 72.91 Кб (Скачать)

вертикальной  интеграции предприятий, степень диверсификации  производства  у

отдельных субъектов рынка.

      В общем виде ответ на  вопрос  «Кто  действует  на  рынке?»   позволяет

описать структуру  рынка  в  ее  статическом  виде.  Ответ  на  вопрос  «Как

действуют  присутствующие  на  рынке  субъекты?»  позволяет  проследить   за

динамическим  состоянием  рынка,  дать  характеристику  поведения  субъектов

рынка, которое проявляется в ценовой политике,  продуктовой и рекламной

стратегии, инвестиционной и  инновационной  политике,  юридической  тактике,

согласовании действий конкурентов на рынке.

      Таким образом, анализируя состояние  товарного рынка, делая  выводы  об

эффективности  его  функционирования,  необходимо   всегда   учитывать   как

структурную,  так  и  поведенческую  составляющую,   а   также   последствия

отдельных  видов  государственного  регулирования  (налогового,   таможенно-

тарифного,  антимонопольной политики,  политики   государственной   помощи,

регулирования цен и их контроля).

      При классификации типов рынков  используются термины,  образованные  от

греческих слов, характеризующих принадлежность субъектов  к  одной  из  двух

сторон  рынка – продавцам или покупателям (poleo – продаю, psoneo – покупаю)

и их численность (mono — один, oligos — несколько, poly — много). Парная  их

комбинация  дает наиболее простую и общую  классификацию.

      Идеальные модели рынков почти  не встречаются на практике. Многообразие

реальной .экономической жизни всегда состоит из  переплетения  разных  типов рынков,  из  их   видовой   трансформации   во   времени   и   пространстве.

      Необходимо отметить, что возможности   покупателей  и  продавцов   равны только при чистой конкуренции.  При  всех  остальных  типах  рынков  влияние продавцов оказывается больше  влияния  покупателей,  достигая  минимума  при чистой монополии. 

      Рассматривая конкуренцию необходимо  отметить антимонопольную  политику

государства направленную на демонополизацию рынка.

      Антимонопольная  политика   государства   -   экономическая   политика

государства,   опирающаяся    на    антитрестовское    законодательство    и

законодательство  о пресечении недобросовестной конкуренции.  Антимонопольная

политика   направлена   на   развитие   конкуренции,    создание    условий,

препятствующих  монополистической деятельности участников рыночных  отношений

и образованию  монополий на рынке.

      Законодательство   о   пресечении   недобросовестной   конкуренции   -

нормативно-правовые  акты,  регламентирующие  конкуренцию  в   международной

торговле    и    охватывающие     антитрестовское     законодательство     и

законодательство,   направленное   на   охрану    против    недобросовестной

конкуренции.  Законодательство  о  пресечении  недобросовестной  конкуренции

регулирует  отношения,  возникающие  и  по  поводу   объектов   промышленной

собственности, договорных обязательств, личных прав предпринимателей и др. 
 

1.2. Условия совершенной конкуренции

Конкуренция является одним из основных условий  для развития рыночной экономики. По мнению ведущих экономистов, существуют несколько условий совершенной конкуренции, при выполнении которых возможно значительно ускорение развития экономики. Очевидно, что создание совершенной конкуренции на реальном рынке практически невозможно, но стремиться к созданию условий для идеальной конкуренции просто необходимо.

      В соответствии с наиболее распространенным  определением, совершенная конкуренция — это состояние рынка, при котором на рынке действует большое количество производителей и покупателей товара, при этом никто из них не может диктовать условия покупки или продажи определенного товара. Предполагается, что как покупатель, так и продавец имеют полную информацию о товаре, а также о ценах на данный товар в других регионах, кроме того, цена на товар является справедливой, т. е. устанавливается при помощи функции спроса и предложения.  

В настоящее  время выделяется пять основных признаков идеальной конкуренции: однородность товаров, представленных на рынке, свободное ценообразование на все виды товаров, отсутствие входных и выходных барьеров для той или иной отрасли производства, а также отсутствие ограничений на количество участников рынка и давления на производителей и покупателей товаров и услуг.  

Очевидно, что подобное положение дел практически  невозможно. Большинство товаров, которые  выходят на рынок, облагаются налогами, а некоторые товары — дополнительными  акцизами, что, например, позволяет  сдерживать рост производства и потребления  алкоголя и табака.  

Многие  производители товаров предпочитают применять как рыночные, так и  внерыночные методы для захвата  большей части рынка. В некоторых  случаях новая компания, которая  стремится захватить рынок, предлагает качественный товар по низким ценам, в других случаях использует административные ресурсы для борьбы с конкурентами или продвижения своих товаров  на рынок.  

Одной из основных проблем, которая не дает создавать условия совершенной конкуренции, является применение различных рекламных технологий, благодаря которым потребителям преподносится «идеальный» товар, большинство отрицательных  свойств которого замалчивается. Кроме того, многие производители товаров или услуг применяют различные методы промышленного шпионажа, а также копирования лучших  образцов товаров конкурентов и искусственно увеличивают издержки производства.  

Более того, практически любой производитель  старается занять монопольное положение, что позволяет диктовать цены и объемы продаж на рынке. Для улучшения  условий конкуренции,   государство должно предпринимать антимонопольные меры для создания условий, близких к  совершенной конкуренции. 

    Глава 2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

    Модели  рыночной структуры. 

   Рыночная  структура, или специфическая конкурентная ситуация, оказывает доминирующее влияние  на поведение фирмы и выбор  ею рыночной стратегии и тактики. Поведение фирмы, в свою очередь, напрямую связано с основополагающими  показателями результатов ее деятельности: ценой, прибылью, эффективностью. Поведение  и результативность фирмы не могут  не сказаться на функционировании и  преуспевании всей отрасли, а состояние  последней влияет на национальную экономику  в целом. Таким образом, в силу высокой степени взаимообусловленности  контрагентов в рыночной экономике  организация, или структура рынка, имеет принципиальное значение не только для микро-, но и для макроэкономики.

   Данный  тезис можно изобразить в виде условной логической схемы:

   
Структура рынка    поведение фирмы     преуспевание фирмы – преуспевание отрасли  –  преуспевание национальной экономики.
 

   Структура рынка в той или иной стране может быть достаточно сложной и, более того, включать даже нерыночные элементы. Вместе с тем в ней  присутствуют характерные принципиальные черты, позволяющие провести классификацию. В современной экономической  теории принято выделять четыре типа рыночной структуры: совершенную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию. Первая и последняя  модели представляют собой два противоположных  полюса, две крайности, между которыми расположены промежуточные формы  монополистической конкуренции  и олигополии, называемые несовершенной  конкуренцией. Строго говоря, монополия  также относится к несовершенной  конкуренции, хотя некоторые исследователи  расценивают ее как отсутствие конкуренции  вообще. 

    2.1.Поведение фирмы в краткосрочном периоде и ее равновесие. 

    Спрос на продукцию фирмы. Если фирма является ценополучателем, она может продать по рыночной цене любое количество продукции. В любом случае ее поставки на рынок не изменят принципиально общий объем отраслевого предложения. Продавать дешевле нет смысла, если можно все продать по данной рынком цене. Продавать дороже фирма не сможет: в этом случае спрос на ее продукцию сразу же упадет до нуля, ведь потребители с легкостью могут купить такие же товары у других производителей по рыночной цене. Таким образом, рынок примет продукцию фирмы только по рыночной цене. В связи с этим кривая спроса на продукцию фирмы будет представлять собой горизонтальную прямую, отстоящую от горизонтальной оси на высоту равную рыночной цене продукта.

       P

       

                                       D             Рис. 1. Кривая спроса на продукцию фирмы.

     Р1  

       

        1. Q

   Интересно отметить, что эта же прямая будет  одновременно и графиком среднего и  предельного доходов фирмы. С  каждой новой единицей проданного продукта доход фирмы будет возрастать на величину, равную цене этого продукта. Средний доход, приходящийся на единицу  продукта, также будет равен его  цене. Таким образом, D = MR = AR.

   

    Р 

      T

     Р1

                               D = MR = AR 

       Q

       0 Q1 

   Рис. 2. Совокупный доход (0P1 TQ1). 

   Что касается совокупного дохода фирмы, то его легко можно подсчитать по формуле: P * Q. Графически величину совокупного дохода можно либо проиллюстрировать на примере прямоугольника 0P1 TQ1 на рис. 2, либо изобразить как особую кривую (рис. 3). В условиях совершенной конкуренции кривая совокупного дохода есть прямая линия, проходящая через начало координат. 

   
 
 
 
 

 TR

 TR  
 
 
 
 

          1. Q

   Рис. 3. Кривая совокупного дохода фирмы. 

   Предложение фирмы. В краткосрочном периоде кривая предложения фирмы определяется ее кривой предельных издержек. Поскольку в силу убывания предельной производительности предельные издержки растут по мере увеличения объема производства, нужна более высокая цена на продукт, чтобы побудить производителя наращивать производство. Поэтому кривая предложения будет иметь восходящий вид.  

    
 
 

 MC = S

   P S 
 
 
 
 

    0 G

   Рис. 4. Кривая предложения фирмы. 

   Равновесие  фирмы в краткосрочном  периоде. Пересечение кривых спроса и предложения покажет равновесие фирмы. Остановимся на сравнении графиков равновесия отрасли и равновесия фирмы. Нетрудно заметить, что, помимо различий в масштабах производства, эти графики отличаются наклоном кривой спроса (рис. 5 и 6).

   

      P  S = MC

                                      S 

        E               Pe E’ D = MR = AR

     Pe      

Информация о работе Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции