Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Термины «совершенная конкуренция», «совершенный рынок» введены в научный оборот во второй половине XIX века. Представители классической политэкономии при характеристике рыночного регулирования опирались на понятие свободной (неограниченной) конкуренции, акцентируя внимание на том, что действие конкуренции не подвергается ограничениям со стороны докапиталистических регламентаций, препятствовавших миграции капиталов из одних отраслей в другие.

Работа содержит 1 файл

курсовая анализ.docx

— 72.91 Кб (Скачать)

    1.Понятие и основные черты совершенной конкуренции 

     Термины «совершенная конкуренция», «совершенный рынок» введены в научный оборот во второй половине XIX века. Представители  классической политэкономии при  характеристике рыночного регулирования  опирались на понятие свободной (неограниченной) конкуренции, акцентируя внимание на том, что действие конкуренции  не подвергается ограничениям со стороны  докапиталистических регламентаций, препятствовавших миграции капиталов  из одних отраслей в другие.

     Совершенная конкуренция означает такое состояние  экономической системы, когда влияние  каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции:

     • множественность продавцов –  мелких фирм (предприятий), доля которых  на рынке отрасли ничтожно мала (менее 1% продаж за любой период) и покупателей. Такой рынок называют атомизированным;

     • свободный, не затрудненный ничем вход предприятий в отрасль и абсолютная мобильность производственных ресурсов (никакое искусственное ограничение  не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому);

     • полная однородность выпускаемого продукта (отсутствие торговых марок). Это условие  называется гомогенностью товаров;

     • отсутствие возможности покупателей  и продавцов влиять на цены (стихийное  ценообразование), а также отсутствие у любого участника рынка возможности  оказывать непосредственное влияние  на решение другого участника  как экономическими, так и неэкономическими методами;

     • наличие у каждого участника (предпринимателя) исчерпывающей информации о текущем  состоянии рынка (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Это  условие называется прозрачностью (транспарентностью) рынка;

     • отсутствие монополии (одного производителя), монопсонии (одного покупателя) и государственного регулирования.

     Наряду  с выше перечисленными условиями на совершенно конкурентных рынках действуют и другие, а именно:

            • существование рынка наличного  товара, на котором продавцы и покупатели встречаются в одно и то же время, в одном и том же месте;

            • отсутствие каких-либо издержек, связанных  с совершением сделки между производителями  и покупателями. Исключается существование  биржевых контор, инвестиционных компаний, дилеров и других посредников;

            • исключается такое орудие конкуренции, как сбивание цен;

            • предполагается отсутствие предпочтений пространственного, личного и временного характера.

     Рыночная  конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.

     Преимущества:

  • способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;
  • вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
  • создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;
  • обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
  • нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров услуг.

     Недостатки:

  • не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);
  • отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
  • не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);
  • не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;
  • не гарантирует право на труд, на доход на отдых;
  • не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

     Совершенную конкуренцию называют чистой, имея в виду, что она «очищена» от любых ограничений или монопольных  тенденций. Понятие совершенной  конкуренции по определению привязано  к статичной модели равновесия, оперирующей  заранее (экзогенно) заданными ценами и объемами ресурсов. Понятие свободной, неограниченной конкуренции характеризовало  ее как процесс. Понятие совершенной  конкуренции акцентировало внимание на равновесном состоянии предприятия, отрасли как результате предшествующей конкуренции. Такая трактовка означала эволюцию теоретической модели рынка.

     В действительности, совершенная конкуренция  является довольно редким случаем, и  лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Для нас  существенное значение имеет не только практическое применение знаний по несовершенной  конкуренции в приложении к этим рынкам, но и тот факт, что совершенная  конкуренция является простейшей ситуацией  и дает исходный, эталонный образец  для сравнения и оценки эффективности  реальных экономических процессов.

     Свое  понимание совершенной конкуренции  скорее нужно формировать как  отношение к абстракции: в настоящее  время, да и в прошлом в различной  мере имело и имеет место регулирование рынка, а условиям свободного рынка совершенной конкуренции не отвечает никакая государственность.  

1.1. Сущность  конкуренции, ее виды 
 

      Конкуренция (от лат. сoncurre  – сталкиваться)  – это борьба  между

товаропроизводителями,   между   поставщиками   товаров   (продавцами)    за

лидерство, за первенство на рынке,  за  «кошелек»  потребителя.  Конкуренция

предполагает  борьбу товаропроизводителей и поставщиков  за наиболее  выгодные

условия производства, сферы  приложения  капитала,  источники  сырья,  рынки

сбыта.  Конкуренция  является  «невидимой  рукой»,  которая  регулирует  все

общественное  хозяйство.  Конкуренция  служат  одним  из  важнейших  способов

повышения эффективности, как целой экономической  системы,  так  и  всех  ее

звеньев. Конкуренция есть цивилизованная  форма  борьбы  за  выживание,  это

сильнейший  способ  непрерывного  стимулирования   работников   и   трудовых

коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей  конкуренции,

рыночная  экономика   превосходит   командно-административную,   в   которой

конкуренции нет места.

      Конкуренция в  РФ  -  состязательность  хозяйствующих  субъектов,  при

которой их  самостоятельные действия  эффективно  ограничивают  возможность

каждого из  них  односторонне  воздействовать  на  общие  условия  обращения

товаров на соответствующем товаром рынке.

      Рассматривая конкуренцию  необходимо  показать  ее  как  положительные

стороны, так и отрицательные.

      Положительные стороны конкуренции:

1. конкуренция  заставляет постоянно искать  и  использовать  в  производстве

   новые возможности;

2. конкуренция  требует совершенствовать технику  и технологии;

3. конкуренция  стимулирует повышение качества  товара;

4. конкуренция  заставляет снижать затраты (и  цены);

5. конкуренция  требует от поставщиков товаров  (продавцов)  снижать  цены  на

   предлагаемый товар;

6. конкуренция  ориентирует на ассортимент товаров  повышенного спроса;

7. конкуренция  повышает качество продукции  (клиент всегда прав);

8. конкуренция  вводит новые формы управления.

      Отрицательные стороны конкуренции:

1. при  конкуренции наблюдается беспощадность  и  жестокость  по  отношению   к

   неудачнику;

2. многочисленность  «жертв» в виде банкротств  и безработицы.

      Любой   товар   или   услуга   в   большей    или    мньшей    степени

конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие  факторы:

a) при его производстве:

    . производительность труда;

    . уровень налогообложения;

    . внедрение научно-технических разработок;

    . размеры прибыли предприятия;

    . величина оплаты труда.

б) при  его потреблении:

    . продажная цена товара;

    . качество;

    . новизна;

    . послепродажное обслуживание;

    . уровень предпродажной подготовки.

    Говоря о конкуренции необходимо  показать  ее  виды.  Существует  шесть

видов конкуренции:

1. функциональная  конкуренция  –  базируется  на  том,  что  одну  и   ту  же

   потребность потребителя можно  удовлетворить по-разному;

2. видовая  конкуренция – это конкуренция   между  аналогичными  товарами,  но

   разными по оформлению;

3. предметная  конкуренция – это конкуренция  между аналогичными товарами,  но

   разными по качеству изделия и по притягательности марки;

4. ценовая  конкуренция –  снижение  цены  увеличивает  продажи,  приводит  к

   расширению рынка;

5. скрытая  ценовая конкуренция: бывает двух  видов

    . продажа личного товара по  цене конкурента

    . снижение цены потребления товара

6. незаконные  методы:

    . антиреклама товаров конкурентов;

    . производство товаров имитаторов (подделка).

      Рыночные отношения оказывают   через  спрос  и  предложение   постоянное

влияние на развитие производства. Однако это  влияние не исчерпывается  ролью

цены   и   ценообразования.   Огромное    воздействие    на    производство,

распределение, обмен материальных благ в обществе оказывают модели рынка.

      Будем  рассматривать  типы  рынков  прежде  всего в соответствии   с

основными параметрами — численностью и  распределением  действующих  на  них

продавцов   и   покупателей.   Кроме   этого,   для   понимания    структуры

соответствующего  рынка важны следующие показатели: дифференциация  продукта,

барьеры  входа  на  рынок,  структура  затрат   на   производство,   степень

Информация о работе Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции