Потребление и перераспределение государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение потребления и перераспределения государства.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие государственных доходов и расходов.
2. Рассмотреть современную структуру перераспределений государства.
3. Охарактеризовать особенности доходной части бюджета РФ.

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………...……...……...…….……..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ И ПЕРЕ-РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТ-ВА………………….………………………..4
1.1. Понятие государственных доходов и расхо-дов………………...……4
1.2. Современная структура перераспределений государст-ва……........12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮД-ЖЕТА РФ ЗА 2008-2010 ГО-ДЫ……………………..………………………….20
2.1. Особенности доходной части бюджета РФ……….………………..20
2.2. Анализ расходов государственного бюджета РФ…………….……25
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ…………….……………..............………………………34
СПИСОК ЛИТЕРАТУ-РЫ…………...........……..………………………..35
ПРИЛОЖЕ-НИЕ………………………………………………………...…37

Работа содержит 1 файл

ГОТОВО.doc

— 353.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПОТРЕБЛЕНИЕ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ  ГОСУДАРСТВА

(по дисциплине “Экономика общественного сектора”)

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст-ка ФБиЭ

гр. ФН-32

Загвоздкина М. Ю.

 

Научный руководитель:

Болочев С. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астрахань 2009

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………...……...……...…….……..3

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА………………….………………………..4

1.1. Понятие государственных  доходов и расходов………………...……4

1.2. Современная  структура перераспределений государства……........12

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ДОХОДОВ И  РАСХОДОВ БЮДЖЕТА РФ ЗА 2008-2010 ГОДЫ……………………..………………………….20

2.1. Особенности доходной части  бюджета РФ……….………………..20

2.2. Анализ расходов государственного  бюджета РФ…………….……25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………..............………………………34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...........……..………………………..35

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………...…37

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие новых экономических  отношений сопровождается реформированием системы потребления и перераспределения финансовых ресурсов. Это прежде всего проявляется через процессы совершенствования финансовых взаимосвязей структурно- территориальных образований РФ.

Проблема государственной  казны, ее доходов и расходов, во все времена была актуальна, и находилась под пристальным вниманием как государственной власти, ученых и финансистов, так и общественности.

Ведь от суммарных  доходов государства, от бюджетной политики правительства напрямую зависит обороноспособность, развитие экономики, социальная сфера, благосостояние его граждан, престиж страны на мировой арене, в целом - существование всего государства.

Отсутствие средств  в государственной казне, не способность государства выполнять свои обязательства, как перед своими гражданами, так и перед мировым сообществом может привести к краху финансовой системы.

Именно поэтому, осуществление  политики потребления перераспределения, которая бы не ослабляла стимулов экономической активности, но при этом удерживала в приемлемом диапазоне уровень жизни всех граждан, - одна из ключевых задач переходного периода в России.

Эти и ряд других обстоятельств  и порождают актуальность исследования в данной области.

Целью данной курсовой работы является изучение потребления и перераспределения государства.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

1. Раскрыть понятие государственных доходов и расходов.

2. Рассмотреть современную структуру перераспределений государства.

3. Охарактеризовать особенности доходной части бюджета РФ.

4. Проанализировать расходы государственного бюджета РФ.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ И

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

 

1.1. Понятие государственных доходов и расходов

В государственном бюджете страны находит свое отражение структура доходов и расходов государства. Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Доходная часть бюджета  составляют: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Так, в бюджетной классификации  выделяются следующие основные виды налоговых доходов:

  • налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
  • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
  • налоги на совокупный доход;
  • налоги на имущество;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Из неналоговых  же доходов основными являются следующие  виды:

  • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от реализации государственных запасов;
  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности.1

Доходная часть бюджета  образуется за счет следующих основных видов поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов, налогов на предметы потребления.

Среди этих поступлений  ведущее место занимает индивидуальный подходный налог. При этом личные доходы граждан облагаются независимо от источников получения (заработная плата, жалованье, предпринимательская прибыль, процент, дивиденд, рента, гонорары и т.п.), которые уменьшаются на сумму законодательно разрешенных скидок и вычетов.

В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование. Их выплачивают лица, нанятые на работу (в процентах к валовому заработку), и предприятия (в процентах к общему фонду заработной платы). Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся. Вместе с тем затраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен они перекладываются на покупателей.

Существенную фискальную роль играет косвенные налоги, которые  включаются в цену товара и целиком  оплачиваются покупателями. К косвенным налогам относятся также акцизы. Ими облагаются главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины – государственные денежные сборы, взимаемые через пограничные таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны. Размер пошлины устанавливается таможенными тарифами (размерами платы), которые указываются в списках товаров, облагаемых пошлиной.

В современных условиях продолжает действовать ряд традиционных налогов: а) с наследства и дарений; б) поимущественный, который взимается с оценочной стоимости земли, зданий, сооружений, индивидуальных домовладений. Такие специфические налоги не вносят существенного вклада в доходную часть бюджета.2

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Формы расходов бюджетов:

  • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  • оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
  • трансферты населению;
  • ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;
  • бюджетные кредиты юридическим лицам;
  • субвенции и субсидии, юридическим и физическим лицам;
  • инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
  • бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;
  • кредиты иностранным государствам;
  • средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

Многообразие  конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

В зависимости от ориентации государственного регулирования структура расходной части может меняться. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь  расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства на следующие виды:

  1. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
  2. Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.3

Важный признак классификации расходов бюджета - предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:

  • финансирование промышленного производства;
  • финансирование социально-культурных мероприятий;
  • финансирование науки;
  • финансирование обороны;
  • содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
  • расходы по внешнеэкономической деятельности;
  • создание резервных фондов;
  • расходы по обслуживанию государственного долга;
  • прочие расходы и выплаты.

Здесь хорошо видна  роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Российской Федерации самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.

Каждая из названных  групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

    1. Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.
    2. Целевой признак позволяет рассмотреть расходы подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в Российской Федерации применяется классификация расходов по 19 целевых направлениям:

Информация о работе Потребление и перераспределение государства