Порядок учета основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 07:29, контрольная работа

Описание работы

В условиях открытой рыночной экономики в хозяйственный оборот вовлекается все, что способно приносить доход. В конечном итоге этот подход способствует повышению эффективности общественного производства. К числу таких объектов учета относятся основные средства и нематериальные активы.
Основные средства всегда являлись важной частью производственного процесса. А нематериальные активы сравнительно недавно получили широкое применение и их доля весьма значительна в составе имущества отдельных фирм.

Содержание

Введение
1. Основные средства
2. Бухгалтерский учет основных средств
3. Учет поступления и выбытия основных средств
4. Учет амортизации основных средств
5. Учет лизинга основных средств
6. Нематериальные активы
7. Бухгалтерский учет нематериальных активов
8. Учет поступления и выбытия нематериальных активов
9. Учет амортизации нематериальных активов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Содерж.docx

— 36.44 Кб (Скачать)

Для учета  выбытия объектов основных средств к счету 01 «Ос¬новные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». По его дебету отражается стоимость выбывшего объекта, а в кредит списывается сумма накопленной амортиза¬ции. По окончании процесса выбытия остаточная стоимость объ¬екта списывается на дебет счета 91 « Прочие доходы и расходы» с кредита счета 01 «Основные средства».

В актах  на списание обязательно приводятся данные о датах изготовления или  постройки и ввода в эксплуатацию; сроке по¬лезного использования; первоначальной стоимости; сумме амор¬тизации, начисленной на момент выбытия; количестве прове-денных капитальных ремонтов; причине списания; стоимости материальных ценностей, полученных при разборке (демонтаже) объекта. По основным средствам, списываемым в результате сти¬хийных бедствий и аварий, к акту должна быть приложена справ¬ка компетентной организации о стихийном бедствии либо копия акта об аварии с указанием причин и виновников. Акты на спи¬сание утверждает руководитель организации, после чего осуще¬ствляются демонтаж и разборка объектов.

Дт 08 Кт 75 – Поступили основные средства в счет вклада в уставный капитал

Дт 01 Кт 08 – Введен в эксплуатацию объект основных средств

Дт 01 Кт 91 – Приняты к учету основные средства (Получены безвозмездно основные средства)

Дт 01 (субсчет "Выбытие основных средств") Кт 01 – списана первоначальная стоимость  выбывших основных средств.  

4.Учет  амортизации основных  средств

Амортизация - процесс постепенного переноса стоимости  основных средств на производимую продукцию (работы, услуги).

Начисление  амортизации и распределение  начисленных сумм по источникам формирования осуществляются самой организацией.

Сумма амортизации определяется ежемесячно, отдельно по каждому объекту амортизируемого  имущества, т.е. по тем основным средствам, которые подлежат амортизации.

Не начисляется  амортизация по жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства  и другим аналогичным объектам, продуктивному  скоту, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста.

По указанным  объектам и объектам основных средств  некоммерческих организаций в конце  отчетного года начисляется износ  по установленным нормам амортизации, который учитывается на отдельном  забалансовом счете.

Не начисляется  амортизация также по земельным  участкам и объектам природопользования, поскольку их потребительские свойства с течением времени не изменяются.

Амортизация начисляется в течение срока  полезного использования. Срок полезного  использования – период, в течение  которого объект основных средств призван приносить доход или служить для выполнения целей деятельности организации.

Амортизация для целей бухгалтерского учета  начисляется одним из способов:

- линейный

- способ  уменьшаемого остатка

- способ  списания стоимости по сумме  чисел лет срока полезного  использования

- способ  списания стоимости пропорционально  объему продукции  

Линейный  способ начисления амортизации предполагает списание стоимости объекта равными  суммами в течение срока его  службы. Рассчитывается по первоначальной стоимости основных средств.

Способ  уменьшаемого остатка – способ ускоренной амортизации, предусматривающий списание стоимости основных средств в первые годы эксплуатации большими суммами по сравнению с суммами, начисленными в дальнейшем. Рассчитывается по остаточной стоимости основных средств.

Способ  списания стоимости по сумме чисел  лет срока полезного использования (способ суммы годичных чисел) –  способ ускоренной амортизации, по которому стоимость основных средств списывается в сумме, равной долям оставшихся лет в общей сумме лет.

Способ  списания стоимости пропорционально  объему продукции предусматривает  начисление амортизации в зависимости  от объема выпущенной продукции и  может применяться только для  объектов, позволяющих определить с  достаточной точностью отдачу в  течение срока полезного использования  объекта.

Амортизация начисляется ежемесячно как 1/12 суммы  годовой амортизации, исчисленной  в соответствии с принятым способом начисления амортизации.

В бухгалтерском  учете амортизационные отчисления отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, и начисляются  независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.

Учет  амортизации основных средств ведется  на счете 02 «Амортизация основных средств». Счет пассивный.

Аналитический учет по счету 02 ведется по отдельным  объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения  данных об амортизации основных средств, необходимых для управления организацией и составления бухгалтерской  отчетности.

Дт 02 Кт 01 (субсчет «Выбытие основных средств») – списан начисленный износ по выбывшему основному средству

Дт 20,23,26,44 Кт 02 – Начислена амортизация  основных средств

Дт 02 Кт 01 (субсчет "Выбытие основных средств") – Списана амортизация.  

5.Учет  аренды и лизинга  основных средств

Аренда  – основанное на договоре возмездное (за плату) временное владение и пользование  или временное пользование имуществом, которое не теряет своих натуральных  свойств в процессе его использования (непотребляемые вещи). В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и пр.

Отношения арендодателя и арендатора устанавливаются  договором аренды. В договоре указываются  состав и стоимость передаваемого  в аренду имущества, размер арендной платы и форма её уплаты, срок аренды, обязанности арендатора и  арендодателя по содержанию имущества, условия возврата или выкупа, а  также улучшения арендованного  имущества.

Арендная  плата устанавливается в виде твёрдой суммы платежей или путём  предоставления услуг, передачи вещи, а также на основе принятой доли от продукции, плодов и доходов, полученных в результате использования арендуемого  имущества.

Арендодатель  обязан выполнить за свой счет капитальный  ремонт переданного в аренду имущества, а арендатор – поддерживать имущество  в исправном состоянии, проводить  за свой счет текущий ремонт и нести  расходы на содержание имущества, если договором не предусмотрено иное.

Различают текущую (операционную) аренду отдельных  объектов основных средств, долгосрочную аренду целого комплекса основных средств (предприятий) и лизинг (финансовую аренду) как с правом выкупа, так  и без него.

Самым главным в учете аренды считается  то, что сданное в аренду имущество  учитывается на балансе у арендодателя, то есть имущества нет на предприятии, но на балансе оно продолжает числиться по дебету счета 01 «Основные средства».

Суммы начисленных арендных платежей:

1)         у арендодателя – включаются в состав прочих операционных доходов

- если  сдача в аренду основных средств  не является предметом деятельности

Дт– 76 Кт 91

- если  сдача в аренду основных средств  является предметом деятельности, то включается в состав выручки  – Дт 76 Кт 90

2) у  арендатора – включается в  издержки производства и обращения  –

Дт 20,25,26,44 Кт 76           

 Лизинг  – это совокупность экономических  и правовых отношений, возникающих  в связи с реализацией договора  лизинга.           

 Договор  лизинга – договор, в соответствии  с которым лизингодатель обязуется  приобрести в собственность указанное  лизингополучателем имущество у  определенного им продавца и  предоставить лизингополучателю  это имущество за плату во  временное владение и пользование.

Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, транспортные средства, оборудование и другое движимое и недвижимое имущество. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения.

Субъектами  лизинга (физическими или юридическими лицами) выступают:

- лизингодатель,  который за счет привлеченных  и (или) собст¬венных средств приобретает в собственность имущество и предос¬тавляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю;

- лизингополучатель,  который обязан принять предмет  лизинга за определенную плату  на определенный срок и на  определенных условиях во временное  владение и в пользование в  соответствии с договором лизинга;

- продавец, который в соответствии с договором  купли-прода¬жи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга.

Под лизинговыми  платежами понимается общая сумма  плате¬жей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотрен¬ных договором услуг, а также доход лизингодателя.

Лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое  обслуживание предмета лизинга и  обеспечивает его сохранность, а  также осуществляет капитальный  и текущий ремонт предмета ли¬зинга, если иное не предусмотрено договором.

Имущество, переданное в лизинг, в течение  всего срока дейст¬вия договора остается в собственности лизингодателя.

Отражение операций финансовой аренды (лизинга) в бухгалтерском учете зависит  от того, на чьем балансе – лизингодателя  или лизингополучателя - будет учитываться  имущество в соответствии с условиями  договора.           

 В  бухгалтерском учете лизингодателя  отражаются следующие операции:

- оприходование лизингового имущества

- передача  лизингового имущества в лизинг

- учет  продаж и финансового результата  деятельности

- возврат  или выкуп имущества

Имущество предназначенное для сдачи в  аренду по договору лизинга, в сумме  всех затрат, связанных с его приобретением, приходуется по дебету счета 03 «Доходные  вложения в материальные ценности».

В бухгалтерском  учете лизингополучателя отражаются операции:

- поступление  лизингового имущества

- начисление  лизинговых платежей

- возврат  лизингового имущества

- выкуп  лизингового имущества  

Дт 08 Кт 60 – Приобретено лизинговое имущество

Дт 03 - Кт 08 – Принято к учету имущество, предназначенное для сдачи в  аренду по договору лизинга.  

6.Нематериальные  активы

Нематериальные  активы - ценности, имеющие стоимостное  выражение и не являющиеся физическими  объектами.

При принятии к бухгалтерскому учету активов  в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение следующих  условий:

1.         отсутствие материально-вещественной (физической структуры);

2.         возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

3.         использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

Информация о работе Порядок учета основных средств