Понятие рынка труда. Особенности его функционирования, модели рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Под разновидностями труда понимают форму выражения характера труда. Так, различают труд свободный и подневольный (принудительный); личный и общественный; индивидуальный и коллективный; содержательный, малосодержательный и бессодержательный; умственный и физический; творческий и рутинный; престижный и не престижный; нормальной тяжести, тяжелый и особо тяжелый; нормальной напряженности и особо напряженный и другие.

Содержание

Введение
1.Рынок труда: сущность, содержание и структура.
2.Функционирование рынка труда.
3.Занятость населения.
4.Сегменты рынка труда.
5.Модели рынка труда.
6.Предложение и спрос на рынке труда.
7.Безработица.
8.Государственная политика в области занятости.
9.Решение примеров.

Работа содержит 1 файл

Социология труда.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

     По способу осуществления неформальной  деятельности и получения доходов  выделяются индивидуально занятые  работники, работники и владельцы  мелких незарегистрированных производственных  едини, официально не оформленные  работники в зарегистрированных организациях, неучтенная, укрываемая от налогообложения деятельность предприятий формального сектора, приносящая их сотрудникам неучтенные доходы, неучтенная деятельность работников формального сектора, осуществляемая на рабочем месте.                  

     Наряду с разделением на формальный  и неформальный секторы происходит  сегментация занятости в рамках  формального сектора. К новым  явлениям на рынке труда можно  отнести развитие занятости в  негосударственном секторе экономики.  В результате разгосударствления  предприятий, создания новых негосударственных предприятий, развития самостоятельной занятости населения в российской экономике формируется обширный негосударственный сектор, часть которого по-прежнему связана с государством (колхозы, АО с контрольным пакетом акций у государства), часть же является полностью частной формой организации производства.

       Акционерные общества сложно  однозначно отнести к новым  формам занятости, поскольку в  их число входят и АО с  контрольным пакетом акций у государства, и АО, созданные путем переименования государственных предприятий, то есть многие из них, по сути, близки к государственному сектору.

     Анализируя новые явления в  сфере занятости, особо следует  выделить малые предприятия. Развитие  малого бизнеса происходит как за счет разукрупнения и демонополизации действующих предприятий, так и создания новых. Этот процесс идет весьма динамично и охватывает все большую часть экономически активного населения. С учетом совместителей и работающих по договору подряда сфера малого предпринимательства охватывает более 20   занятого населения. Рост занятости на малых предприятиях происходит во всех отраслях, но динамика численности занятых по отраслям существенно различается. В соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», субъектами малого предпринимательства считаются коммерческие организации, в которых средняя численность работников не превышает: в промышленности, строительстве и на транспорте  -  100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере  -  60, в оптовой торговле  -  50, в розничной торговле и бытовом обслуживании  -  30, в прочих отраслях  - 50.

    Любая страна формирует свой  рынок труда, который учитывает  специфику ее экономики. Имеются  страны ориентированные на внешний и на внутренний рынок труда.  
 

  1. Модели  рынка труда.
 

     Обычно модель национального  рынка формирует: система подготовки, переподготовки, роста квалификации  работников, система заполнения  вакантных рабочих мест и способов  регулирования трудовых отношений и так далее. В этой связи различают несколько наиболее известных рынка труда.

  Рассмотрим  лишь три: японскую, американскую, шведскую.

     Японская модель. Для нее характерна система трудовых отношений, основывающаяся на принципе «пожизненного найма», при котором гарантируется занятость постоянного работника на предприятии до достижения им возраста 55 – 60 лет. Заработки работников и размеры социальных выплат им прямо зависят от числа проработанных лет. Работники последовательно проходят повышение квалификации в соответствующих внутрифирменных службах и перемещаются на новые рабочие места строго по плану. Такая политика способствует воспитанию у работников фирмы творческого отношения к выполнению своих обязанностей. Повышению их ответственности за качество работы, формирует заботу о престиже фирмы и внутрифирменный патриотизм. Предприниматели при необходимости сокращения производства, как правило, решают эти проблемы не путем увольнения персонала, а сокращением продолжительности рабочего времени или переводом части работников на другие предприятия по соглашению с ними.

    Американская модель. Здесь для рынка труда характерна децентрализация законодательства о занятости и помощи безработным, которая принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях действует жесткое отношение к работникам, которые могут быть уволены при необходимости сокращения объема применяемого труда или сокращения производства, продолжительность рабочего времени одного работника не меняется. Работники ставятся в известность о предстоящем увольнении не заблаговременно, а накануне самого увольнения. Коллективными договорами охвачена только четверть всех работников. Мало уделяется внимания внутрифирменной подготовке персонала, за исключением подготовки специфических для фирм работников. Подобная политика фирм ведет к высокой географической и профсоюзной мобильности работников и к более высокому, чем в Японии и Швеции уровню безработицы.

     Шведская модель. Характеризуется активной политикой государства в области занятости, в результате чего уровень безработицы в этой стране минимальный. Главное направление политики на рынке труда  -  предупреждение безработицы. А не содействие уже потерявшим работу. Достижение полной занятости осуществляется путем проведения: 

  • ограничительной фискальной политики, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных фирм для снижения инфляционной конкуренции между фирмами в повышении заработной платы;
  • «политики солидарности» в заработной плате, которая преследует цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового состояния тех или иных фирм, что побуждает малоприбыльные предприятия сокращать численность работающих, сворачивать или перепрофилировать свою деятельность, а высоко прибыльные фирмы  -  ограничивать уровень оплаты труда ниже своих возможностей;
  • активной политики на рынке труда по поддержке слабо конкурентных работников, для этого предприниматели получают значительные субсидии;
  • поддержки занятости в секторах экономики, которые имеют низкие результаты деятельности, но обеспечивают решение социальных задач.
 

   Сегментация рынка труда позволяет проанализировать причины и факторы, влияющие на мобильность  рабочей силы на рынке труда, определить его 

Перспективы. Сегментирование производится по разным критериям и в зависимости от различных признаков. Их набор может включать следующие разновидности:  

  • Демографические характеристики, которые включают пол, возраст, состав семьи;
  • Географическое положение (определенный регион, город, район и т.д.);
  • Социально-экономические характеристики рабочей силы на рынке труда (образование, профессиональные знания, уровень квалификации, стаж работы и т.д.);
  • Экономические показатели, характеризующие работодателей с точки зрения их финансового состояния, формы собственности, а также показатели, характеризующие наемных работников по их обеспеченности;
  • Психофизические качества работника (личные качества, физическая сила, темперамент, их принадлежность к определенным слоям общества и т.д.);
  • Поведенческие характеристики с точки зрения мотивации занятости и другие.
 

   Подобное  изучение составляет содержание маркетинга рынка труда. При его проведении особо выделяют сегменты, в которых  сосредоточены мало конкурентоспособные  группы лиц, нуждающихся в работе. Сегментация рынка труда изучается при помощи одно и многофакторных моделей. 
 
 

    1. Предложение и спрос на рынке  труда.

 Рынок труда, как и любой товарный рынок, развивается  по законам спроса

И предложения.

      Предложение рабочей силы  -  это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе  -  источника существования. Предложение труда обуславливается следующими факторами: 

  • численностью  населения, прежде всего трудоспособного;
  • средним количеством рабочих часов за определенное время (неделя, месяц, год);
  • количественным составом населения, его квалификационным уровнем, соответствующей структурой.
 

  Спрос на рабочую силу отражает потребность  экономики в определенном

Количестве  работников на каждый данный момент времени. Обычно эта потребность выражается в физических лицам или в среднегодовом исчислении. Общий спрос количественно должен быть равен численности занятых плюс имеющиеся вакансии. Спрос на труд является показателем, в котором скрыто множество экономических явлений и процессов, порождающих этот спрос, и возникает в силу наличия рабочих мест.

     В зарубежном курсе «Экономика  труда» предложение и спрос  на рынке труда изучаются путем  описания нескольких моделей  взаимодействия продавцов и покупателей ресурсов труда в зависимости от степени конкуренции. Рассмотрим один из таких вариантов. Кривая спроса на рынке труда показывает, сколько работников хотели получить работодатели на каждой определенной ставке заработной платы при допущении, что цена капитала и уровень спроса на продукт остаются неизменными. Кривая предложения труда рынку указывает, сколько работников могут выйти на рынок на каждом уровне ставки заработной платы при допущении, что заработная плата по другим профессиям останется постоянной. Эти кривые могут быть расположены на одном и том же графике и дадут очень интересную информацию (рис 3).  

 

          

W2                                                                                        Предложение

   

We

              
 

W1                                                                                                                                                             Спрос 
 
 

                                    Число работников.       

   Рис 3. Спрос и предложение на рынке труда.                     

     Предположим, что рыночная заработная  плата установилась на W1 . При такой низкой зарплате спрос будет высоким, но предложение низким, Следовательно, в таких условиях работодатели будут конкурировать на рынке за немногих работников, в результате чего возникает нехватка работников. Стремление фирм привлечь работников приведет к тому, что они предложат высокую заработную плату, тем самым подняв общий уровень предлагаемой заработной платы на рынке.

     Исходя из построения кривых можно наблюдать два явления. Во-первых, если заработная плата вырастет, то большее число работников решат выйти на рынок и приступить к поиску работы (движение вдоль кривой предложения). Во-вторых, она заставит искать меньшее число работников (движение вдоль кривой спроса). Если заработная плата поднимется до W2, предложение превысит спрос. Работодателям потребуется меньше работников, чем их присутствует на рынке, и не все желающие получат рабочее место, в результате чего образуется избыток работников. У работодателей соберутся длинные очереди претендентов на любое образовавшееся рабочее место. В скором времени работодатели начнут понимать, что могут заполнить рабочие места квалифицированными кандидатами, даже предложив низкую заработную плату. Далее, если они будут платить более низкую заработную плату, у них возникнет желание нанять большее число работников. Некоторые из работников согласятся на это, поскольку они просто нашли работу. Другие покинут рынок и будут искать работу в других местах. Таким образом, спрос и предложение приблизятся к равновесию, когда заработная плата пойдет вниз с уровня W2.

Информация о работе Понятие рынка труда. Особенности его функционирования, модели рынка труда