Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 15:53, курсовая работа
Цель данной работы – изучение становления мирового хозяйства и особенностей тенденций современного его развития на базе общих макроэкономических показателей на следующих уровнях:
а) развитые страны;
б) развивающиеся страны;
в) постсоциалистические страны.
Задачи:
* определение понятия мирового хозяйства;
* исследование основных этапов формирования мирового хозяйства;
* рассмотрение и анализ тенденций развития мирового хозяйства
Мировая
направленность деятельности ТНК, их стремление
к максимальному увеличению прибыли
нередко приходят в противоречие
с интересами принимающих стран.
В связи с тем, что государство
должно являться выразителем национальных
интересов и обладает суверенитетом
на определенной территории, национальный
капитал стремится обойти или
выхолостить монополию
Как
отмечалось, у абсолютного большинства
ТНК подавляющая часть их деловой
активности связана со страной базирования.
Нередко их зарубежная деятельность
следует общей хозяйственной
стратегии страны базирования, что
создает возможность для
ТНК
как субъект хозяйствования в
мировой экономике занимает своеобразное
положение. На международной арене
они де-факто имеют
Международные экономические организации. Международные экономические организации относятся к числу важных субъектов мирового хозяйства. В качестве носителей международной экономической деятельности наибольшее значение имеют Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Последний вместе с созданными им дочерними организациями (Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP) и др.) образует группу Мирового банка (МБ), или Всемирного банка.
МВФ и МБРР были созданы в 1944 г. как специализированные координационные валютные органы. Их деятельность в определенной мере взаимосвязана. Членство в МБ невозможно без участия в МВФ.
МВФ по своим целям изначально должен был содействовать развитию международной торговли путем устранения ограничений по международным текущим операциям и введения обратимости валют. В этой связи фонд оказывал финансовую помощь для устранения дефицитов платежных балансов и обеспечения устойчивости валютных курсов.
В 80—90-е годы Фонд превратился в крупный финансовый центр. Основное место в его деятельности стало занимать кредитование, направленное на цели экономического развития и структурной перестройки хозяйства. МВФ стал преимущественно предоставлять кредиты на осуществление конкретных экономических программ. Финансирование программ экономического развития практически превратило его в международный банк Средства на осуществление экономических программ и регулирование валютной сферы образуются за счет взносов стран-членов на основе определенных квот и за счет займов на частных рынках ссудного капитала.
Со
второй половины 80-х годов объектом
воздействия МВФ выступают
Мировой банк, являясь признанным субъектом мирового хозяйства, выступает крупнейшим инвестиционным учреждением. В последние десятилетия он осуществляет кредитование конкретных проектов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Кредиты Мирового банка покрывают в основном около 30% общей стоимости проектов. Основную часть расходов несет страна-заемщик. За более чем полувековую деятельность Банк выдал кредиты на сумму свыше 300 млрд долл. Его деятельность координировалась МВФ.
Дочерние учреждения МБ специализируются на выполнении особых задач. МФК оказывает содействие росту частного сектора развивающихся стран, a MAP — помощь беднейшим странам на льготных условиях.
Региональные экономические интеграционные группировки. Участниками мирового хозяйства выступают региональные интеграционные объединения. Их насчитывается свыше 20. Они представляют собой межгосударственные экономические образования, ставящие своей целью постепенное объединение их хозяйств путем сближения и изменения хозяйственных механизмов прежде всего во внешнеэкономической сфере.
Региональные
интеграционные объединения включат
территориально близкие страны с
примерно одинаковым уровнем социально-
ЕС организован в наднациональной форме. Он обладает рядом полномочий, которые были присущи только национальным государствам. На их основе действует целый ряд органов экономического и другого управления, имеющих межгосударственный (Европейский совет, Совет министров) и наднациональный характер (Европейская комиссия, Европейский парламент, Европейский суд, Палата аудиторов). Данное деление органов ЕС отражает разделение компетенции между институтами ЕС и национальными правительствами. Наднациональные органы реализуют общесоюзные цели, межгосударственные органы отражают национальные интересы. Главной особенностью организационно-правовой системы ЕС выступает превосходство права Европейского Союза над национальным правом в пределах основных договоров. ЕС выступает самостоятельным субъектом международного права, заключает торговые соглашения, соглашения о сотрудничестве с другими странами, является крупным центром предоставления экономической помощи.
В
Северной Америке с 1994 г. действует
Североамериканская
ассоциация свободной
торговли (НАФТА). В ее состав входят
США, Канада, Мексика. Соглашение предусматривает
к 2010 г. ликвидировать взаимные барьеры
в движении только товаров и капитала.
Основу интеграционного процесса в этом
регионе создает транснационализация
капитала, а именно американского, занимающего
господствующие позиции в регионе. Как
субъект мировой экономики НАФТА находится
в начале процесса формирования.
Основные показатели развития
мирового хозяйства
Общие понятия и категории. Для анализа экономического положения мира используется целый ряд показателей, характеризующих динамику и состояние мировой экономики. Основной из них — валовой мировой продукт. Этот показатель выражает общий объем конечных товаров и услуг, произведенных на территории всех стран мира, независимо от национальной принадлежности действующих там предприятий в определенный период времени. Учет конечной продукции предусматривает исключение повторного счета сырья, полуфабрикатов, других материалов, топлива, электроэнергии и услуг, использованных в процессе ее производства.
В каждой отдельно взятой стране валовой внутренний продукт подсчитывается на основе системы национальных счетов, которая построена на концепции производительного характера всех видов деятельности. Она представляет собой совокупность международно признанных правил учета экономической деятельности и отражает основные макроэкономические связи внутреннего и внешнего секторов национальных хозяйств. Подсчет результатов хозяйственной деятельности проводится по трем принципам: производству, использованию и доходам.
По принципу использования в ВВП включаются соответственно стоимость валовых капиталовложений, частное и государственное потребление товаров и услуг. Они оцениваются по расходам. Валовые капиталовложения включают инвестиции в основной капитал, запасы и незавершенное производство. Причем к инвестициям в запасы причисляется разница между стоимостью товарно-материальных запасов (сырье и готовые изделия) на определенные даты. Эта разница может быть отрицательной величиной. Точно также оцениваются и вложения в незавершенное строительство. К инвестициям причисляются только запасы у производителей. Последняя часть расходов —экспорт товаров и услуг, при этом учитывается и импорт. Поэтому добавляется сальдо этих статей.
Итак,
ВВП в сбалансированной экономике (Y)
равен расходам на личное потребление
(С), капиталовложения (I), государственное
потребление (G) и разности экспорта
(X) и импорта (IM) товаров и услуг.
Y = C + I + G + X - IM.
Исходя из того, что объем мирового производства подсчитывается как совокупность производств национальных хозяйств, то мирового производства выражается
Y
= S
(C + I + G + X - IM).
ВВП подсчитывается также по доходам. Он распадается как бы на три части в зависимости от фактора производства. К доходам лиц наемного труда причисляется заработная плата рабочих и служащих вне зависимости от положения. Далее подсчитываются прибыли компаний — частных и государственных. Отдельно учитываются рентные доходы и доходы самостоятельно занятых (ремесленники, врачи и т.д.).
Со
стороны доходов ВВП
Y = W+ OS + ITS.
С ВВП связан показатель национального дохода, который рассчитывается как ВВП минус амортизация (чистый ВВП), минус косвенные налоги и плюс субсидии. Сумма налогов значительна. Они включаются в рыночные цены товаров и услуг и уплачиваются конечным потребителем. Субсидии оказывают на цены противоположное действие: они понижают их на собственную величину. Показатель национального дохода приблизительно соответствует понятию произведенного национального дохода. Отметим, что для любого национального хозяйства важны доходы, поступающие в его распоряжение.
Сумма
доходов, поступающая в распоряжение
данной страны (национальный личный доход),
подсчитывается как разница между
чистым внутренним продуктом и сальдо
доходов предприятий и граждан
данной страны за рубежом и доходами
иностранцев в этой стране. Этот
показатель примерно соответствует
понятию использованного
В количественном выражении различие между ВВП и произведенным национальным доходом достаточно велико и составляет примерно 8—11%, равняясь величине амортизационных отчислений. В разных странах это различие может колебаться, так как величина амортизационных отчислений зависит от национальной массы основных фондов. Доля амортизации несколько повышается в периоды спада и снижается в периоды подъема.
Динамика произведенного национального дохода в долгосрочном плане почти полностью соответствует динамике ВВП, поэтому при анализе в основном используются показатели ВВП и ВМП.
По методу производства ВВП подсчитывается по добавленной стоимости и условно чистой продукции отдельных отраслей. Она представляет собой разность между стоимостью валовой продукции суммой текущих производственных затрат, т.е. стоимость, привнесенную в процессе производства на том или ином этапе производства. Последняя слагается из перенесенной на продукт амортизации основных фондов, заработной платы, прибыли, налогов, которые учитываются в текущих ценах. Другими словами, ВВП на основе производства может быть определен как сумма валовой добавленной стоимости, произведенной резидентами во всех секторах экономической деятельности стран (О), минус их промежуточные издержки (i)
Y = [(O1 + О2 +... + Оn) - (i1 + i2 + i3 + … + in)].
В обобщающие показатели национальных счетов включаются не только результаты деятельности занятых в отраслях хозяйства, но и услуги государственного аппарата, армии, полиции и т.д. Они учитываются по расходам. В эти показатели входят также «приписанные», «вмененные» величины, по которым производится оценка продукции, не принимающей денежной формы: условная квартирная плата по индивидуальным домам, условный процент по кредитам и займам. Общая сумма этих «вмененных» величин колеблется от страны к стране в зависимости от условий их экономического развития и государственных расходов. Например, в США она составляет 8% ВВП.
ВВП и другие показатели, входящие в систему национальных счетов и рассчитанные разными методами, увязываются между собой, поэтому их величины идентичны. При этом следует отметить, что национальные показатели нередко пересматриваются в пределах 10—30%.
Информация о работе Понятие мирового хозяйства. Важнейшие черты и динамика развития