Понятие коррупции. Ее основные аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:31, реферат

Описание работы

Тема коррупции является в настоящее время очень актуальной. Ведь эта проблема в последнее время носит массовый характер, затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности.
Среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной из самых острых и «кровоточащих» является проблема коррупции. Приобретшая в условиях глобализации новое качество, выражающееся, в частности, в ее транснациональных формах, коррупция является серьезнейшим противоречием глобализации, одним из вызовов мировому развитию.

Работа содержит 1 файл

Экономика.docx

— 39.82 Кб (Скачать)

Учреждения  образования

«Белорусский  государственный педагогический университет

имени Максима  Танка»

 

 

 

 

Реферат:

«Понятие  коррупции. Ее основные аспекты.»

 

 

 

Выполнила:

студентка 412 группы

                                                                                               Довидюк Ирина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

Введение

 

Тема коррупции является в настоящее время очень актуальной. Ведь  эта проблема в последнее  время носит массовый характер, затрагивает  все сферы человеческой жизнедеятельности.

Среди глобальных проблем  современности, от решения которых  зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной  из самых острых и «кровоточащих» является проблема коррупции. Приобретшая в условиях глобализации новое качество, выражающееся, в частности, в ее транснациональных формах, коррупция является серьезнейшим противоречием глобализации, одним из вызовов мировому развитию. Коррупция стала одним из наиболее опасных явлений для общества и государства в последнее десятилетие. По этому вопросу в мире опубликовано огромное количество фундаментальных научных исследований, множество публицистических книг и статей; проведены сотни международных и региональных конференций, симпозиумов, семинаров, «круглых столов», парламентских слушаний; разработаны и приняты международные и региональные договоры, соглашения, рекомендации о мерах предупреждения коррупции и борьбы с ней. По проблемам коррупции подготовлены и защищены кандидатские и докторские диссертации.

Однако все благие намерения не принесли ощутимых результатов. Коррупция продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем мирового сообщества, а практических сдвигов в борьбе с коррупцией почти нет в мире в целом.

 

 

 

 

 

1.Понятие коррупции

 

Существует достаточно много  определений коррупции. Термин коррупция  от лат. «rumpere», «нарушить что-либо». Например, А. Шлейфер и Р. У. Вишни  определяют коррупцию как продажу  государственными служащими государственной  собственности в частных целях.

Полезно различать верхушечную  и низовую коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество  и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).

Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны  принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя, — это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов. Здесь, действительно, есть все характерные признаки коррупции, за исключением того, что присутствовало выше — должностного лица. Избиратель обладает по конституции ресурсом, который называется «властные полномочия». Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения — голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, а кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.

Коррупция существует и в  негосударственных организациях. Сотрудник  организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами; он также  обязан следовать уставным задачам  своей организации; у него также  есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды.

Если исходить из положения, что эффективность общественных институтов зависит от взаимного  соответствия формальных и неформальных норм, социальных норм и реальных практик, то уровень коррупции должен отражать меру неэффективности институтов общества. Очевидно, что в трансформирующихся обществах ослабление институциональных  систем приводит к стабилизации отклонения социальных практик от действующих  формальных норм, приобретению ими  устойчиво не правового характера.

При этом очевидно и то, что  данный процесс имеет положительные  обратные связи: опора государства  на бюрократию не может не вести  к усилению коррупции, а усиление коррупции усиливает бюрократию, что, в итоге делает практически  невозможными эффективный рынок  и соблюдение прав частной собственности.

Сама по себе проблема неформальных контрактных связей и коррупции  как одного из её видов является не столько причиной «аморальности» участников этого рода сделок, сколько  следствием «размытости» тех реальных значений и смыслов «правил игры»  и «рамочных условий», которые  устанавливают «высшие агенты».

Трудности исследования феномена коррупции связаны с его многогранностью  и проникновением в различные  сферы, традиционно являющиеся объектами изучения различных общественных наук, применяющих различный инструментарий и использующих собственный понятийный аппарат.

2.Проблемы и условия, порождающие коррупцию

 

Коррупция, ее масштабы, специфика  и динамика — следствие общих  политических, социальных и экономических  проблем страны. Коррупция всегда увеличивается, когда страна находится  в стадии модернизации.

Связь между коррупцией и  порождающими ее проблемами двухсторонняя. С одной стороны, эти проблемы усугубляют коррупцию, а их решение  может способствовать уменьшению коррумпированности. С другой стороны, масштабная коррупция  консервирует и обостряет проблемы переходного периода, мешает их решению. Отсюда следует, что, во-первых, уменьшить  и ограничить коррупцию можно, только одновременно решая проблемы, ее порождающие, и, во-вторых, решению этих проблем  будет способствовать противодействие  коррупции со всей решительностью и  по всем направлениям.

К общим проблемам, порождающим  коррупцию, относятся те, которые  свойственны большинству стран, находящихся в стадии модернизации, в первую очередь — переживающих переходный период от централизованной к рыночной экономике. Вот некоторые  из этих проблем.

1. Трудности преодоления  наследства тоталитарного периода.  К ним относится прежде всего  медленный отход от закрытости  и неподконтрольности власти, которые,  безусловно, способствовали процветанию  коррупции. 

Другое обстоятельство —  преодоление слияния власти и  экономики, свойственного тоталитарным режимам с централизованной системой управления экономикой. Естественное разделение труда между властными  институтами, призванными создавать условия для нормального функционирования экономики, и свободными агентами рынка до сих пор не сформировалось.

2. Экономический упадок  и политическая нестабильность. Обнищание населения, неспособность  государства обеспечить государственным  служащим достойное содержание  подталкивают и тех, и других  к нарушениям, приводящим к массовой  низовой коррупции. Это подкрепляется  старыми советскими традициями  блата как одной из форм  низовой коррупции. 

Одновременно постоянно  осознаваемый политический риск долговременных вложений, тяжелые экономические  обстоятельства (инфляция, неуклюжее  и неуместное присутствие государства  в экономике, дефицит четких регулятивных механизмов) формируют определенный тип экономического поведения, рассчитанного  на кратчайшую перспективу, большую, хотя и рискованную прибыль. Такому типу поведения очень близок поиск  выгоды с помощью коррупции.

В условиях экономического кризиса государство часто пытается усилить налоговый пресс. Это расширяет зону теневой экономики, а стало быть, сферу коррупции.

3. Неразвитость и несовершенство  законодательства. В процессе преобразований  обновление фундаментальных основ  экономики и экономической практики  существенно обгоняет их законодательное  обеспечение. 

Если раньше, при советском  режиме, коррупцию часто порождал контроль над распределением основного  ресурса — фондов, то на начальных  этапах реформы чиновники резко  разнообразили сферы контроля: льготы, кредиты, лицензии, приватизационные конкурсы, право быть уполномоченным банком, право реализовывать крупные  социальные проекты и т.п. Именно это является одним из признаков  переходного периода и служит одновременно благодатнейшей почвой для  коррупции.

Неразвитость законодательства проявляется и просто в плохом качестве законов, в несовершенстве всей правовой системы, в нечеткости законотворческих процедур. Здесь различные  виды коррупции порождаются:

-противоречивостью законодательства и даже отдельных законов, что позволяет чиновникам создавать себе идеальные условия для вымогательства и шантажа граждан (клиентов);

-незавершенностью законов, изобилующих двусмысленностями, пробелами, многочисленными отсылочными нормами. В результате довершение законодательного регулирования перекладывается на подзаконные акты органов исполнительной власти, подготовка которых практически неподконтрольна. Так возникают условия для появления нечетких, "закрытых", плохо доступных инструкций, создающих дополнительные условия для коррупции;

-отсутствием законодательно установленных процедур подготовки и принятия нормативных и иных регулирующих и распорядительных актов (законов, президентских указов, постановлений правительства и т.п.), что существенно облегчает возможности для коррупции. Все это усугубляется общим пренебрежением к процедурной строгости.

4. Неэффективность институтов  власти. Тоталитарные режимы строят  громоздкий государственный аппарат.  Речь идет прежде всего об  исполнительной власти. Бюрократические  структуры стойки и хорошо  приспосабливаются к выживанию  при самых тяжелых потрясениях.  Причем чем энергичнее преобразования, тем больше энергии и изобретательности  тратит аппарат на собственное  сохранение. В итоге окружающая  жизнь стремительно меняется, а  бюрократические институты и,  следовательно, система управления  отстают от этих изменений. 

5. Слабость гражданского  общества, отрыв общества от власти. Демократическое государство в  состоянии решать свои проблемы  только в кооперации с институтами  гражданского общества. Ухудшение  социально-экономического положения  граждан, всегда сопровождающее  начальные стадии модернизации, вызываемое этим разочарование, приходящее на смену прежним надеждам, - все это способствует отчуждению общества от власти, изоляции последней. Между тем ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть подавлены без усилий общественных организаций.

6. Неукорененность демократических  политических традиций. Проникновению  коррупции в политику способствуют:

-несформированность политической культуры, что отражается, в частности, на процессе выборов, когда избиратели отдают свои голоса за дешевые подачки или поддавшись заведомой демагогии;

-неразвитость партийной системы, когда партии не в состоянии брать на себя ответственность за подготовку и продвижение своих кадров;

-несовершенство выборного законодательства, чрезмерно защищающего депутатский статус, не обеспечивающего реальной зависимости выборных лиц от избирателей, провоцирующего нарушения при финансировании избирательных кампаний. Тем самым последующая коррумпированность представительных органов власти закладывается еще на этапе выборов.

Реальная политическая конкуренция  служит противовесом и ограничителем  для коррупции в политической сфере, с одной стороны, и для  политического экстремизма —  с другой. В результате снижаются  шансы политической нестабильности.

Фиктивная политическая жизнь, отсутствие возможности для политической оппозиции ответственно влиять на ситуацию подталкивают оппозиционных политиков  разменивать политический капитал  на экономический. При этом, с учетом прочих условий, осуществляется плавный переход от полулегитимного лоббизма к откровенной коррупции.

 

 

 

3 Аспекты коррупции

3.1.Социально- экономические аспекты 

Социально-экономический  аспект опасности коррупции выражается в искажении коррумпированным государственным  аппаратом социально-экономической  политики государства. В том числе  в усложнении или воспрепятствовании реализации прав и законных интересов  граждан в точном соответствии с  законом, что приводит, в частности, к отсечению от предпринимательской  или коммерческой деятельности честных  граждан и обвальному допуску  к ней криминальных элементов. В  формировании криминальной рыночной экономики, ограничении "чистых" инвестиций и утрате возможности интеграции страны в мировую экономическую  систему. В огромном экономическом  ущербе от недополученных налогов; в  разграблении страны подпольным экспортом  и импортом.

Информация о работе Понятие коррупции. Ее основные аспекты