Понятие конъюнктуры мирового рынка и основные конъюнктурообразующие факторы

Автор: Марат Зарипов, 07 Ноября 2010 в 21:32, доклад

Описание работы

Конъюнктура мирового рынка – это совокупность рыночных условий купли-продажи на международных рынках, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

Понятие конъюнктуры мирового рынка и основные конъюнктурообразующие факторы.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

Понятие конъюнктуры мирового рынка и основные конъюнктурообразующие  факторы.

     Конъюнктура мирового рынка – это совокупность рыночных условий купли-продажи на международных рынках, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

    Рыночная  конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров, возможность и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода1.

     Изучение  конъюнктуры рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства. Такие показатели обычно систематизируются по следующим группам:

    • динамика производства, основные фирмы-продуценты, появление новых товаров, загрузка производственных мощностей, динамика инвестиций в данную отрасль, движение портфеля заказов, динамика издержек производства, численность занятых и безработных, воздействие забастовок на объем продукции и увеличение фонда заработной платы, движение курса ценных бумаг и т. д.;
    • динамика и структура спроса и предложения, влияние достижений научно-технического прогресса на уровень потребления и требований к качеству товаров, динамика оптовой и розничной торговли, емкость рынка (объем реализуемого на нем товара в течение определенного времени), размеры продаж в кредит, движение товарных запасов, ассортимент товаров, индексы стоимости жизни и т. д.;
    • состояние международной торговли, ее динамика, основные страны — экспортеры и импортеры, новые формы и методы торговли и послепродажного обслуживания и т. д.;
    • динамика оптовых цен в ведущих странах — производителях и потребителях данного товара, экспортных цен; воздействие на цены инфляции, динамика изменения цен на сырье и энергоносители, изменение курса валют, воздействие монополий на уровень цен, государственное регулирование ценообразования и т. д.

      Служба  изучения рынка предприятия анализирует  данные о динамике производства товара в сопоставлении с заявками и  заказами оптовых покупателей, анализирует сведения о движении товаров в розничной торговой сети.

      Анализ  этих данных позволяет сделать достаточно надежные выводы о тенденциях развития спроса на исследуемый товар. Сопоставляя  динамику поступления, продажи и  запасов по отдельным позициям ассортимента товаров рассматриваемой группы и долю каждой из них в поступлении, продаже и запасах, можно определить, во-первых, сдвиги в микроструктуре спроса, во-вторых, степень соответствия ассортимента товаров потребностям рынка. 

     Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на :

     – постоянные

     – временные;

     – циклические;

     – нециклические.

     К постоянно действующим факторам  относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров2.

     Факторы воздействующие на конъюнктуру периодически называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

     В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.

     Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

    Наиболее  существенное влияние на конъюнктуру  оказывает общее состояние мировой  экономики, фаза экономического цикла, на которой она находится. В цикле деловой активности выделяются четыре относительно четко различимые фазы: пик, спад, дно (или «низшая точка») и подъём.

    • Подъём наступает после достижения низшей точки цикла (дна). Характеризуется постепенным ростом занятости и производства
    • Пик, или вершина цикла деловой активности, является «высшей точкой» экономического подъема. В этой фазе безработица обычно достигает самого низкого уровня либо исчезает совсем, производственные мощности работают с максимальной или близкой к ней нагрузкой, то есть в производстве задействуются практически все имеющиеся в стране материальные и трудовые ресурсы.
    • Спад (рецессия) характеризуется сокращением объёмов производства и снижением деловой и инвестиционной активности. Вследствие падения конъюнктуры спад обычно сопровождается ростом безработицы и падением загрузки производственных мощностей
    • Дном (экономический кризис) экономического цикла является «низшая точка» производства и занятости. Считается, что данная фаза цикла обычно не бывает продолжительной3.

      В условиях ухудшения общего  состояния экономики (дно), и особенно экономического кризиса, снижается спрос на многие виды товаров, особенно сырьевые, при этом в силу высокой степени взаимозависимости экономики всех стран мира эти процессы носят всеобщий характер.

      Кроме общехозяйственной конъюнктуры  состояние конъюнктуры на отдельные  товары определяется рядом специфических  факторов, и прежде всего динамикой  спроса на них в отраслях-потребителях. При этом могут сказываться как факторы долгосрочного характера, так и различного рода кратковременные процессы.

    К факторам долгосрочного характера  могут быть отнесены структурные  изменения в производстве, которые  приводят к длительному уменьшению спроса на отдельные товары. Примером такой долгосрочной тенденции может быть постепенное уменьшение спроса на черные металлы, в том числе на сталь, что болезненно отразилось бы на положении этой и связанных с ней отраслей, ввиду перехода к металлосберегающим технологиям, замены стали в качестве конструкционного материала алюминием, уменьшения роли металлоемкой военной техники (танков, артиллерии и т.д.).

      К такого рода долгосрочным  тенденциям можно отнести появление  товаровзаменителей (синтетического  каучука, синтетических материалов вместо натуральных и др.). Большое влияние на отдельные фирмы имеют тенденции развития производства данного товара у фирм-конкурентов как у себя в стране, так и за рубежом. Массированный выброс на рынки более дешевых товаров может подорвать конъюнктуру сбыта товара фирмы.

      Конъюнктура на отдельный товар  может меняться под влиянием  стихийных бедствий (временной фактор) в местах его производства (засуха в основных странах - производителях зерна, заморозки в странах, выращивающих кофе). Холодные зимы в Европе или в Северной Америке обычно ведут к удорожанию топлива на мировых рынках.

      Существенное влияние на конъюнктуру  оказывают политические события.  Войны на Ближнем Востоке в  середине 70-х гг. послужили катализатором  "революции цен" на нефть  в 1974-1975 гг., а затем в 1979- 1980 гг. (общий рост цен больше чем в 20 раз). Введение эмбарго после войны в Кувейте на торговлю с Ираком, одним из крупнейших потенциальных экспортеров нефти, также не могло не сказаться на конъюнктуре цен на нефть. Всякое ослабление ограничений на торговлю нефтью ведет к снижению цен на нее.

    Конъюнктура многих товаров, особенно биржевых, находится  под влиянием текущих спекулятивных  колебаний цен, биржевой игры на повышение ("быки") или на понижение ("медведи"). За один биржевой день цены могут вырасти или упасть в несколько раз. Это относится не только к товарным, но и фондовым ценностям. Раньше падение индексов цен на бирже часто рассматривалось как индикатор приближающегося спада производства. В настоящее время в условиях сложных спекулятивных игр, ведущихся на биржах, такого рода прогнозы могут не отражать реальное развитие экономики.

    Конъюнктура товарного рынка влияет на конкурентоспособность товаров, экономическую целесообразность и поиск наиболее благоприятного момента для выхода на рынок, проведение политики выбора стран для экспорта или импорта, фирм-контрагентов, стратегию и тактику проведения торговых переговоров.

      Страны, в наибольшей степени  зависящие от колебаний конъюнктуры  на товары своего экспорта, а  это прежде всего развивающиеся страны - экспортеры сырья, принимают меры к стабилизации рынков этих товаров. Для этого заключаются международные товарные соглашения, предусматривающие механизм образования буферных запасов, а также создаются объединения (ассоциации) стран - экспортеров определенных видов сырья для координации их выступлений на мировых рынках.

    Существуют  разные способы прогнозирования конъюнктуры мирового товарного рынка. Некоторые из них основаны на экстраполяции тенденций, существовавших ранее, другие - на опросах специалистов, работающих на этих рынках (дельфийский метод). Более сложные методы предполагают анализ всех факторов, влияющих на конъюнктуру данного товара, включая прогнозы общехозяйственной конъюнктуры, развития отраслей, потребляющих продукт, а также перспективы ввода новых мощностей по производству самого этого продукта и т.д. Однако учитывая многообразие факторов, определяющих конъюнктуру товаров, в том числе факторы политического, природного и другого характера, всякие прогнозы носят условный характер. В лучшем случае они отражают будущие тенденции динамики спроса на данный товар4.

    Существует  необходимость для изучения конъюнктуры мирового рынка — чтобы, установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.

    Рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры мирового рынка: общеэкономический(общехозяйственный), отраслевой и товарный.

    • Общехозяйственный ( показывает состояние мирового хозяйства или хозяйства отдельной страны, группы стран, складывающихся под воздействием конъюнктурообразующих факторов, включает : фирменную структуру, масштабы концентрации, специализации производства и сбыта, организационные формы государственного регулирования экономики; система региональных рынков и ее структура, характеристики реализуемых товаров, факторы влияющие на формирование региональных рынков, уровень экономического развития, распределение доходов между хозяйствующими субъектами и населением, соотношение цен на конкурирующие товары, накопление товарных запасов и др.;
    • Отраслевой (показывает положение в отрасли национального или мирового хозяйства);
    • Отдельного товара (показывает положение отдельного товара в масштабе мирового, национального или регионального рынка).

    Сбор  информации — важнейший этап изучения конъюнктуры мирового рынка. Не существует единого источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.5

    Общая информация включает данные, характеризующие  рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.

    Коммерческая  информация — это данные, извлекаемые  из деловой документации предприятия  по вопросам сбыта вырабатываемой продукции и получаемые от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся: заявки и заказы торговых организаций; материалы служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (материалы о движении товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.).

Информация о работе Понятие конъюнктуры мирового рынка и основные конъюнктурообразующие факторы